Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:56, реферат
Прозрачный туман растворяется в утренних лучах солнц, ветра нет , штиль. Кажется, что все замерло - остановилось волшебной фотографией, это спокойствие продлится вечность. Но свежий бриз срывает покрывало безмолвия, по морской глади вздымаются волны и с каждым их ударом о берег всё вокруг преображается Травы колышут порывы настойчивого ветра разносящего ароматы и звуки куда-то вдаль. Волны становятся сильнее ,всё чаще бьют о скалистый берег, разбрасывая холодные брызги. Мягкие лазурные тона вод сменяются тяжелыми синими, зелёными, серыми, а иногда и буроватыми оттенками. Гребни волн пенятся и вздымаются всё выше и выше. И вот небо уже затягивает тяжелыми облаками, ветер свищет и безустанно треплет деревья, срывая с них листву. Разверзается буря.
РЕФЕРАТ
На тему:
«Мой любимый художник»
Евпатория , 2013г
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) Автопортрет Масло на холсте, 1881 61 x 48 см Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского.
Прозрачный туман растворяется в утренних лучах солнц, ветра нет , штиль. Кажется, что все замерло - остановилось волшебной фотографией, это спокойствие продлится вечность. Но свежий бриз срывает покрывало безмолвия, по морской глади вздымаются волны и с каждым их ударом о берег всё вокруг преображается Травы колышут порывы настойчивого ветра разносящего ароматы и звуки куда-то вдаль. Волны становятся сильнее ,всё чаще бьют о скалистый берег, разбрасывая холодные брызги. Мягкие лазурные тона вод сменяются тяжелыми синими, зелёными, серыми, а иногда и буроватыми оттенками. Гребни волн пенятся и вздымаются всё выше и выше. И вот небо уже затягивает тяжелыми облаками, ветер свищет и безустанно треплет деревья, срывая с них листву. Разверзается буря.
Безудержная сила покоряющая любые препятствия, обрушивающая тысячелетние скалы, погребающая великолепные суда в своих пучинах. Но в то же время такая завораживающая стихия. Такими непредсказуемыми и величественными я вижу картины великого мариниста Айвазовского Ивана Константиновича (1817-1900). Больше всего в картинах художника меня привлекает ощущение подвижности, словно, волы вот-вот сдвинутся с места, деревья закачают кронами, а люди продолжат свое движение. Эта естественность завораживает, околдовывая своей таинственностью.
Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье Константина Григорьевича Айвазовского и его жены Рипсиме, купеческая семья которая разорилась во время эпидемии чумы 1812 года, в июле (17-29) 1817 года. Дом Айвазовских стоял на окраине города, с террасы открывалась прекрасная панорама на плавную дугу феодосийского залива, северо-крымские степи с древними курганами. Первым талант Ованиса заметил феодосийский архитектор - Яков Христианович Кох, он преподал ему первые уроки художественного мастерства и всячески помогал юного Айвазовского, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование градоначальнику Феодосии А.И.Казначеева. При содействии которого талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 – зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт – Петербурга. Известно также, что первым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист художник Иоганн Людвиг Гросс, с чьей легкой руки молодой Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.
Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.
«23 сентября 1839 года. Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в одной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейшее данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».
В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью (В. Н. Пилипенко, Иван Константинович Айвазовский, Художник РСФСР (Ленинград), серия «Русские живописцы XIX века», 1991, ISBN 5-7370-0247-0). В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики, так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию. В 1845 году Айвазовский посещает Турцию в составе географической экспедиции. Дальше художник отправляется в Стамбул.
В 1845 году Айвазовский приобрел участок на окраине Феодосии, на самом берегу моря. Решил построить дом с большой мастерской для работы. Мечтал создать здесь школу живописи. Светский Петербург был поражен, узнав, что художник бросает столицу и уезжает в Феодосию. Многим было непонятно, почему молодой, жизнерадостный, окруженный громкой славой Айвазовский, любящий театр, общество просвещенных людей, добровольно оставляет столицу и поселяется где-то в глухом углу на южной окраине России. Некоторые полагали, и очевидно были близки к истине, что художник, рисующий море, не может жить без его вдохновительницы - морской стихии. Царь Николай I, узнав об отъезде Айвазовского, заявил: „Сколько волка ни корми, он все в лес глядит!". "Мой адрес: всегда в Феодосии", - написал однажды Айвазовский П.М Третьякову и остался верен этому адресу на всю жизнь. Двери его дома всегда были открыты.
Каждый, кто хотел, мог посмотреть его новые роботы, побеседовать с мастером. Феодосийцы радовались тому, что слава не изменила их земляка. Он был прост и доступен для всех. Иван Константинович часто бывал у рыбаков, вел долгие беседы на базаре с торговым людом, был знаком со всеми ремесленниками городка. Всем было известно, что ведет он размеренный, трудовой образ жизни - встает в летнее время в семь часов утра и сразу приступает к работе. Он был счастлив в городе своего детства, где и прожил всю жизнь. Весной 1846 года художник решил отметить десятилетие творческой деятельности. В новой мастерской он создавал одну картину за другой. На полотно ложились морские виды Италии, Константинополя, Одессы, Севастополя, огромное количество картин, посвященных Крыму и Черному морю, Крымской войне 1853-1856 гг. и славной Севастопольской обороне. В 1865 году на собственные средства он открыл в городе художественную мастерскую. Его учениками были Л. Лагорио, А. Фесслер, К. Богаевский, М. Волошин, три внука художника - А. Ганзен, К. Арцеулов, М. Латри, группа армянских художников. В мастерской у Айвазовского ученики занимались, как в Академии, рисованием с оригиналов, с натуры. Лучшие работы Айвазовский направлял в Академию для поощрений. Желающих учиться у Айвазовского и копировать его картины становилось все больше. Тогда он решил пристроить к своему дому художественную галерею. Официальное открытие было приурочено ко дню рождения художника и состоялось 17-29 июля В 1880 г . Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью еще при жизни мариниста.
Собрание картин в ней постоянно менялось, так как работы художника отправлялись на выставки и уже не возвращались. Их место занимали новые, только что написанные. Здесь же, на специально для этого построенной сцене, выступали многие музыканты и среди них были знаменитый пианист А. Рубинштейн и композитор А. Спендиаров, актеры Мариинского и Александрийского театров Санкт-Петербурга М. и Н. Фигнеры и К. Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян и скрипач Ованес Налбандян.Уже в то время галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального и театрального искусства в городе. Сюда устремились и молодые художники, которым он охотно передавал свои знания и умение. Влияние творческого почерка Айвазовского испытывали в годы своего становления И. Шишкин, М. Врубель, А. Саврасов.
Музей состоял и состоит из двух корпусов по адресам ул. Галерейная, 2, где расположена основная экспозиция, с работам И.Айвазовского и ул. Галерейная, 4, где расположен научный отдел галереи «Русская и современная марина». Ранее в этом доме жила сестра худохника. Самая первая выставка, состоящая из 49 картин, была открыта еще в 1845 году в части дома самого Ивана Айвазовского. В 1880 году к нему пристроили еще один выставочный зал, спроектированный художником. С 1922 года галерея Айвазовского стала государственным музеем. В галерее собраны около 12 тысяч работ на морскую тематику, среди которых и самая большая в мире коллекция произведений И. К. Айвазовского. Главная часть экспозиции размещается в выставочном зале и представляет все периоды творчества Айвазовского, начиная с ученических работ и кончая его последними полотнами. Это картины "Среди волн", "Кораблекрушение", "Георгиевский монастырь", "Венеция", "Берег моря ночью", "Старая Феодосия", "Черноморский флот в Феодосии", "Ялта", "Вечер в Крыму. Ялта", "Море", "Неаполитанский залив в лунную ночь", "Неаполитанский залив утром", "Бой в Хиосском проливе", "Чесменский бой", "Осада Севастополя", "Малахов курган", "Бриг Меркурий, атакованный двумя немецкими кораблями", "Буря в Северном море", "Восход луны в Феодосии", "От штиля к урагану" и другие. Картины экспонируются также в мастерской Айвазовского, его кабинете, гостиной. Всего 417 полотен. Здесь собрано множество живописных и графических работ Айвазовского и его учеников или близких ему по творчеству, увлеченных его живописью: А. Куинджи, В. Сурикова, К. Богаевского, А. Фесслера, Л. Лагорио, А. Ганзена, Э. Магдесьяна, М. Волошина. Представлены полотна мастеров советского времени. В галерее хранится более 500 произведений внука Айвазовского - М. Латри. Самые известные из выставленных картин — «Море. Коктебель», «Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями», «Корабль "Мария" на Северном море», «Севастопольский рейд», «Георгиевский монастырь», а также самое крупное полотно Айвазовского «Среди волн», размером 425 на 282 см. В соседнем корпусе — доме сестры художника, находятся экспозиция с произведениями Айвазовского на библейскую и мифологическую темы, а также произведениями иностранных маринистов XVIII—XIX веков.
В год постройки галереи Айвазовский обратился в Феодосийскую городскую думу: "Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника". Так в Феодосии появился водопровод. Этот дар, беспримерный по тем временам, запечатлен в "Фонтане Айвазовского", украшающем одну из улиц города. Он сооружен в честь окончания строительства водопровода на средства и по проекту самого художника. Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в Феодосию. В городе построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи». Фонтан со временем претерпел небольшие изменения, но его внешний вид практически не изменился до сих пор. Сохранились свидетельства очевидцев о том, что и сам Айвазовский любил бывать здесь, отдыхая в тени расположенного рядом с фонтаном кафе. Изменилось только одно: в фонтане давно нет никакой воды...
Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:
«Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."»
Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
В многих городах установлены памятники великому художнику.
15 сентября 2007 года в Кронштадте
был открыт первый в
1 мая 2003 года в Ереване был установлен памятник Ивану Айвазовскому (Ованесу Айвазяну). Автор — Оган Петросян. Памятник находится в центре Еревана в одном из живописных скверов столицы возле Дома камерной музыки.