Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:58, доклад
Изучение основ народной культуры в современной школе, как известно, имеет место. Сегодня не только младшие школьники, но и дошкольники знакомы с хохломской и гжельской посудой, жостовскими подносами, дымковской и филимоновской игрушкой, семеновскими матрешками, городецкими досками и пр. В методических пособиях для учителя и воспитателя именно они представляют раздел народного искусства. Разумеется, хорошо, что наши дети знают об этих ремеслах, умеют их различать. Однако хотелось бы заметить, что к этому нельзя свести сложную и глубокую проблему народной культуры, поэтому ее изучение по нашим учебникам ведется иначе.
Народная культура
в системе художественно-конструкторской
деятельности
Изучение основ народной культуры в современной школе, как известно, имеет место. Сегодня не только младшие школьники, но и дошкольники знакомы с хохломской и гжельской посудой, жостовскими подносами, дымковской и филимоновской игрушкой, семеновскими матрешками, городецкими досками и пр. В методических пособиях для учителя и воспитателя именно они представляют раздел народного искусства. Разумеется, хорошо, что наши дети знают об этих ремеслах, умеют их различать. Однако хотелось бы заметить, что к этому нельзя свести сложную и глубокую проблему народной культуры, поэтому ее изучение по нашим учебникам ведется иначе.
В народном искусстве отражено понимание сложнейших взаимосвязей жизни, а вовсе не абстрактные художественно-декоративные вкусы народа. Очень часто в популярной литературе можно встретить рассуждения такого типа, что само существование народного искусства объясняется обязательным стремлением народа к украшению жизни. Это якобы и побуждало его украшать избу резьбой, одежду – вышивкой, ложку или прялку – росписью и т.д. При всей привлекательности подобных суждений приходится все-таки констатировать, что они являются не совсем верными. Действительно, стремление к красоте, чувство прекрасного хорошо заметны в любом сколько-нибудь значительном произведении народного искусства, и каждое из них можно анализировать с точки зрения декоративно-художественных требований (выразительность цветовых сочетаний, уравновешенность композиции, красота пластики и пр.). Однако первопричиной их возникновения является понимание магического смысла вещей и их неразрывной связи с человеком. «Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего ее уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями», – отмечает В. Белов.
Народное искусство никогда не существовало само по себе (наподобие современных станковых произведений, какие собраны в выставочных залах); оно всегда было привязано к повседневной жизни. Каждая вещь, по-видимому, помимо своей основной функции выполняла и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя все темное, враждебное, злое. Для этого ее следовало соответствующим образом подготовить – сообщить ей необходимую силу. Такая сила могла быть придана особым словом (заговором, приговором) или другим знаком: рисунком, жестом и пр., а чаще всего – их сочетанием. Именно отсюда берут начало народный орнамент, танец и словесные виды фольклора. Они всегда традиционны и подчиняются строгим канонам у любого народа.
Традиционно выполненные вышивки, украшения на ювелирных изделиях, роспись глиняных игрушек и пр. могут дать очень важную информацию о знаниях и представлениях людей, живших в глубокой древности. Надо полагать, что в те времена, в которые зарождалась и развивалась народная культура, человек вообще едва ли рискнул бы пользоваться неукрашенным (т.е. незащищенным, энергетически незаряженным) предметом. Во всяком случае нельзя не отметить того факта, что в многочисленных раскопках археологов по всему земному шару, кажется, не обнаружено ни одного бытового предмета, вообще лишенного орнаментики. Самые древние из найденных орудий, даже рукоятки грубых каменных скребков и примитивно обработанные горшки более или менее декорированы. Если попытаться представить, каким колоссальным трудом все это достигалось и каких требовало затрат времени, невольно возникает мысль, что все эти украшения вовсе не были просто украшениями. Они носили охранительный характер и были магическими. Именно этим обусловлен знаковый строй любого национального орнамента и всех составляющих его элементов.
Чтобы украшение (отдельно взятое или на бытовых предметах) могло выполнять свою магическую функцию, в него включались определенные символы, олицетворяющие те или иные космические силы. Символы создавались по каким-то сложным системам, образуя определенный узор. Что касается их внешней красоты, то она является, если можно так выразиться, отражением гармонии внутреннего содержания, заимствованного, по существу, у Природы. Расшифровка этих древнейших знаков позволяет утверждать, что человеку издавна были открыты многие секреты устройства мироздания; во всяком случае, древний хлебопашец или охотник, по-видимому, прекрасно понимали, что жизнь на Земле зависит не только от сугубо земных сил, а определяется сложнейшими вселенскими связями.
Особенно важно то, что наши предки, создавая свой рукотворный мир, учитывали, что в этих связях присутствует единство материального и идеального. Любой обряд в народной культуре – это мольба, призыв, защита и пр.; вся материальная часть (изображенные или произнесенные символы) призваны были выразить и усилить их. Именно поэтому в любой национальной культуре каждая вещь возникала и использовалась на своем месте и в свое время. Это относится и к вещам, лишенным ярко выраженного утилитарного смысла: например, к глиняным игрушкам, деревянным птичкам и пр. Изготовление игрушек было приурочено именно к предвесенней поре, как раз к кануну грядущего земледельческого года и, как следует полагать, они тесно связаны с обрядами зимне-весеннего цикла. Следовательно, игрушки изготавливались вовсе не для забавы и не для абстрактной «красоты»; они не были в интерьере избы чем-то вроде малой бытовой скульптуры, а, наоборот, обычно хранились весь год где-нибудь в недоступном месте до своего дня. Г. П. Дурасов приводит интересный пример: «По словам крестьянки из Дмитровского края, в их семье из рода в род передавалось глиняное изображение стукан-масленицы. В течение всей зимы этот стукан хранился у прабабки в сундуке и только на масленичной неделе вынимался и ставился на лавку... Старухи говорили молодым: «Молись ему».
Таким образом, все это красноречиво свидетельствует о том, что в народной культуре отражалось очень четкое понимание действительного единства мироздания: единства Слова, Мысли и Действия. Интересно, что с позиции современного знания правильность такого мышления все больше и больше подтверждается. В частности, открываются не известные ранее виды природных энергий. Скажем, биологическую энергию и энергию мысли наши предки, безусловно, использовали в своих обрядах (например, когда они не просто встречали, а зазывали весну). Ныне все большее число ученых стараются обратить наше внимание на то, что информационное пространство Вселенной едино: все, что мы мыслим, произносим, делаем, никуда не исчезает, не уничтожается, а как раз и составляет это поле и в конце концов определяет нашу жизнь. За последние десятилетия исследователями накоплен достаточно обширный и убедительный материал, который подтверждает, что национальные культуры самых разных народов Земли имеют, в сущности, больше общего, чем различного. Во всяком случае, все внешние различия являются вторичными; они продиктованы особенностями природных условий и пр. Но философское, мировоззренческое начало есть стержень и смысл всякой народной культуры.
При всей сложности обозначенных вопросов иx изучение тем не менее возможно и необходимо начинать именно в младших классах. Не ставя задачи растолковать детям всю глубину этой проблемы, мы в то же время обращаем их внимание на самое главное в ней: на ее космический, мировоззренческий смысл. В учебники для II класса мы включили блок уроков «Учимся у народных мастеров». Это начальный этап, но уже в данном блоке школьникам дается информация о знаковой системе народного искусства: демонстрируются наиболее распространенные солярные знаки, символы земли, воды, распаханного поля, хлебные колосья и зерна. Показано, как из знаков образуется узор, какой вид эти знаки могут получать в конкретных изделиях (в обрядовом печенье, в росписи глиняных игрушек). Кроме этого, второклассники узнают и о том, что сам выбор образов для народных изделий тоже не является случайным: приводится краткая информация о том, что означают, например, фантастический полуконь-получеловек, птица, корова, конь и баран. И, наконец, дается первоначальное представление об охранительной функции народного искусства, о включении его в быт и обряды. Все демонстрируется на наглядных примерах, но при этом учебник намеренно исключает информацию о том, изделия каких конкретных промыслов показаны на страницах, чтобы исключить формирование неверных представлений, будто бы именно с ними и следует отождествлять народное искусство. Наша задача состоит в том, чтобы в первую очередь показать его общность, универсальность, основной смысл, а затем усвоить частности (скажем, чем различаются дымковские и филимоновские игрушки) школьникам будет нетрудно.
Этот блок уроков позволяет создать очень общее, но в целом верное представление о народном искусстве и народной культуре; здесь закладывается база для последующего, более обстоятельного изучения этой проблемы. К ней мы возвращаемся главным образом в IV классе, где она является центральной. На этой ступени мы рассматриваем особенности культуры разных народов, отраженные в создаваемой ими предметной среде. В учебнике раскрываются также народные традиции в производстве бытовых вещей и их изменение в современной жизни.
Важное значение традиций заключается еще и в том, что они позволяли создавать наиболее совершенные вещи, поскольку с течением времени все неверное, неразумное, нерациональное постепенно отмирало, а оставалось и передавалось из поколения в поколение наиболее целесообразное.
Все обозначенные выше стороны народного искусства изучаются на фоне овладения отдельными видами ремесел, однако внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом мы надеемся сформировать у них понимание духовности предметной cреды.
Рассмотренные выше вопросы о духовной сущности мира вещей, о природе как источнике инженерно-художественных идей и о народной эстетике позволяют заметить, что они тоже обладают определенным единством, т.е. являются интегративными по своей сути. Это единство выражается в следующем:
1. Человечеством в ходе исторического существования были выработаны сложные знания об устройстве мироздания. Эти знания и соответствующие им способы деятельности позволяли ему создавать предметную среду в гармонии с окружающей природой, с учетом ее законов и разнообразных сил. По мере развития «технического прогресса» гармония постепенно утрачивалась.
2. В общем ходе человеческого существования и развития система материального производства отнюдь не случайно в конце концов приняла вид дизайнерской деятельности – как наиболее гармоничной, в которой внешние и внутренние качества предметов (и cреды в целом) не просто соединяются, а взаимно зависят друг от друга. 3. По сути дизайнерский подход можно считать своеобразным «слепком» с тех общих законов, по которым конструирует себя природа.
Отмеченное единство этих важных проблем отражено в предлагаемой нами программе и учебниках.
Информация о работе Народная культура в системе художественно-конструкторской деятельности