Народные инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:34, доклад

Краткое описание

В современном виде пастушеская труба изготовляется из дерева посредством так называемой техники продольного раскола. Для этого березовую заготовку, длиной примерно в 150-200 см, обрабатывают в форме трубы, раскалывают в продольном направлении на две половины и в каждой из них вырезают или выдалбливают желоб, иногда прямоугольный в сечении. Чтобы уменьшить ухудшающую качество звука пористость дерева, его пропитывают растительным маслом.
После этого обе половины складываются вместе и оплетаются сверху берестой, которая одновременно и скрепляет части, и закрывает щели. Ствол у трубы прямой, постепенно расширяющийся к раструбу. Сам раструб неширокий и не носит ярко выраженного характера.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по народному творчеству.docx

— 108.40 Кб (Скачать файл)

 

Доклад по народному творчеству


 

 

 

Подготовила студентка 2 курса ОНИ

Смирнова  Наталья

Пастушеская труба

 

В современном виде пастушеская  труба изготовляется из дерева посредством так называемой техники продольного раскола. Для этого березовую заготовку, длиной примерно в 150-200 см, обрабатывают в форме трубы, раскалывают в продольном направлении на две половины и в каждой из них вырезают или выдалбливают желоб, иногда прямоугольный в сечении. Чтобы уменьшить ухудшающую качество звука пористость дерева, его пропитывают растительным маслом.

После этого обе половины складываются вместе и оплетаются сверху берестой, которая одновременно и скрепляет  части, и закрывает щели. Ствол  у трубы прямой, постепенно расширяющийся  к раструбу. Сам раструб неширокий  и не носит ярко выраженного характера.

Употреблялась  труба пастухами  для подачи сигналов и исполнения несложных наигрышей, построенных  на натуральном звукоряде.

О трубе как пастушеском инструменте  летописи, естественно, ничего не сообщают. Однако пастушеская труба еще и в настоящее время изредка встречается.

Традиция игры на пастушеской трубе продолжает жить и в наши дни.

Вероятно, уже в древности трубу, по аналогии с другими духовыми инструментами, русские снабжали грифовыми отверстиями. Инструментом такого типа, сохранившимся до настоящего времени, является владимирский рожок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимирские рожки

 

Владимирский рожок принадлежит  к семейству амбушюрных инструментов, то есть тех, звук которых образуется от вибрации самих губ, сложенных особым образом. Слово амбушюр происходит от французского «bouche» - рот. Вибрация губ возможна только при соприкосновении со специальным наконечником, имеющим чашечку для губ, называемым мундштук. Простота формы и способ изготовления, оставшиеся такими, какими были несколько столетий назад, сделали инструмент любимым в среде пастухов. Звуком рожка пастух собирал стадо, переводил с места на место, охранял, а в часы досуга звучали наигрыши, народные песни, танцевальная музыка. Большое распространение рожок получил в селах Ярославской, Костромской, Владимирской, Ивановской, Тверской и Московской губерний.

Первые  письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри. В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое». Звук рожка, по словам Штелина очень сильный и пронзительный, используется пастухами не только в работе, но и «в кабаках для веселения», и «в лодке для сопровождения пения гребцов». Впервые подробно рожок исследован Н. Приваловым, затем продолжили изучение традиций Б. Смирнов, К. Бромлей. Упоминание ансамблевой игры на рожках относится к XVII веку, что позволяет возводить традицию рожечной игры к более раннему времени. Не исключено, что название «рожок» закрепилось за инструментом в более позднее время, и что в ранних письменных источниках он скрыт под названием «труба».

Пастушеский рожок представляет собой деревянный мундштучный музыкальный инструмент с игровыми отверстиями. Существует два вида рожков: сольные, употребляемые  также для сопровождения пения (хорового) и ансамблевые, куда входят малые рожки «визгунки» и большие, низкого строя «басы». Сольные рожки имеют длину 45-50 см, визгунки  - 32-36 см, басовые – 60-80 см, также народные музыканты использовали и другую разновидность этого инструмента -  «полубасок» — так назывался рожок средней величины, его длина достигала 50–60 см.

Сольные рожки и визгунки выделываются чаще всего из можжевельника, басовые – из березы. Выделка их производится таким же способом, как и пастушеских труб, то есть из двух продольных половин, скрепленных плотно обвитой берестяной лентой. Устройство рожка — это ствол конической формы, заканчивающийся раструбом. На другом конце находится мундштук. У ансамблевых рожков вырезают или прожигают 6 игровых отверстий, из которых одно (верхнее) с тыльной стороны; сольные рожки снабжаются 4 или 5 отверстиями. Оформленного мундштука рожки не имеют; он представляет собой небольшое углубление, вырезанное в верхнем конце инструмента. Поэтому извлечение  звука, особенно на визгунках, дело нелегкое, и исполнители, как правило, вынуждены держать малый рожок не в центре, а в углу губ; басовые рожки, наоборот, за редким исключением, держат в центре. Кроме того, музыкантам, играющим на сольных рожках и визгунках, приходится сильно прижимать инструмент к губам и выдувать воздух с большим напряжением. Основной звукоряд инструмента — диатонический. Однако Привалов отмечает возможность получения хроматических звуков при различной степени силы вдувания, что было подтверждено опытами. Диапазон с передуванием достигает 1,5 октавы.

Музыкальные качества рожков зависят не от способа выделки и материала, а от формы канала ствола и мундштука: инструменты с цилиндрическим стволом и более глубоким чашеобразным мундштуком звучат значительно сильнее и резче, нежели рожки с коническим стволом и мелким мундштуком.

Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные. Репертуар наигрышей обширен. Одних только пастушеских сигналов насчитывается несколько типов. Основное место в репертуаре занимают песенные наигрыши.

Рожок применяют как сольный инструмент в сочетании с другими народными инструментами. Ансамбли, составленные из музыкантов-рожечников, назывались в старину «хорами».

Рожок имеет разные названия — «пастушеский», «русский», «песенный». Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области.

Наиболее  известными музыкантами-рожечниками  были крестьяне Владимирской губернии. В середине 50-х годов прошлого столетия в Ковровском уезде крестьянином Н.В. Кондратьевым был создан хор рожечников, состоящий из крепостных музыкантов. Первые их выступления проходили в основном на праздниках и гуляниях в соседних губерниях. Широкую известность крестьяне-музыканты получили на Нижегородской ярмарке в 1865 году. Успешное выступление хора было отмечено в печати. Но наибольший успех пришел к ним в Петербурге в 1883 году. Хор получил всеобщее признание. «Инструменты, на которых играют рожечники — простые дудки, рожки длиною от фута до трех, в каждом не менее четырех и не более 11 отверстий. Звуки до такой степени схожи с человеческими голосами, что многие, не видя самих музыкантов, предположили, что они поют, а не играют»,- сообщали газеты того времени.

Оркестр рожечников просуществовал около 40 лет, почти до конца 80-х годов, был в Париже, разъезжал с концертами по городам России вместе с певцами и танцорами. Владимирские крестьяне-рожечники своим творчеством способствовали развитию народной музыки. Благодаря этому инструмент сохранился в народе под названием «Владимирский рожок».

В наше время ансамблевая и сольная игра на рожках частично практикуется, особенно во Владимирской и отчасти в Костромской областях. Кроме того рожки иногда вводятся в состав оркестров русских народных инструментов.

 


Информация о работе Народные инструменты