Неолитическое искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:52, реферат

Краткое описание

Неолитическое искусство - это значительное культурно-историческое явление. Оно разнообразно и высокоразвито. Неолитическое искусство представлено орнаментом на керамических сосудах, мелкой пластикой (фигурки животных, птиц и людей) и накальными изображениями. На обращенных к югу скалистых берегах рек и озер в неолите создавались целые галереи наскальных изображений. Сейчас наскальные изображения широко известны на всех континентах, где обитал человек. В Европе скопления наскальных изображений известны в Швеции и Норвегии (Богуслен, Таннум), в Северной Италии (Велкамоника) и в других уголках нашей планеты.

Вложенные файлы: 1 файл

Неолитическое искусство.docx

— 15.80 Кб (Скачать файл)

Неолитическое искусство

 

Неолитическое искусство - это  значительное культурно-историческое явление. Оно разнообразно и высокоразвито. Неолитическое искусство представлено орнаментом на керамических сосудах, мелкой пластикой (фигурки животных, птиц и  людей) и накальными изображениями. На обращенных к югу скалистых  берегах рек и озер в неолите  создавались целые галереи наскальных изображений. Сейчас наскальные изображения  широко известны на всех континентах, где обитал человек. В Европе скопления  наскальных изображений известны в  Швеции и Норвегии (Богуслен, Таннум), в Северной Италии (Велкамоника) и в других уголках нашей планеты. Многие из памятников наскального искусства открыты за последнее десятилетие. Они свидетельствуют о том, что наскальное искусство является важным общечеловеческим явлением культуры.

 

Петроглифы обнаружены в  самых различных местах России и  стран СНГ, почти везде, где обитали  неолитические охотники и рыболовы и 8гду был камень: на Кавказе, в  Средней Азии, Сибири, на Урале, на Крайнем  Севере и на Дальнем Востоке. В  них отразились особенности исторического  развития больших территориальных  общностей неолитического населения  Северо-Восточной Европы, современной  Украины, Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Урала, лесной полосы Сибири, Алтая, верховьев  Енисея, Восточной Сибири, Приамурья  и Северо-Восточной Азии. В каждом из этих регионов петроглифы имеют  свой неповторимый облик. Так, например, обособленную группу изображений представляют амурские и уссурийские петроглифы, где главным сюжетом является изображение чудовищных личин с ушами, змей и солнечных дисков.

 

Огромную своеобразную область  составляют неолитические наскальные рисунки таежной и лесостепной  зоны Сибири. Неолитические охотники сибирской тайги изображали в  основном животных, среди них прежде всего лося, который был основным объектом охоты. Следует отметить, что животные изображены с необыкновенной точностью: тщательно прорисовывались массивная передняя часть туловища с типичным горбом, мягкие пышные губы, тонкие изящные ноги.

 

На Онежском побережье  наиболее значительными памятниками  изобразительного искусства являются рисунки на каменистых мысах Бесов  Нос и Пери Нос. На скалах Бесова Носа изображены олени, антропоморфные фигурки со звериными головами, идущие на лыжах люди, водоплавающие птицы, символы Солнца и Луны и огромная человекообразная фигура, олицетворяющая духа-покровителя удачной охоты или, возможно, мифического предка.

 

Особую группу представляют петроглифы Средней Азии, Казахстана, Алтая и Тувы. Среди петроглифов  Средней Азии и Казахстана известны комплексы изображений в горах - Тамгалы в Казахстане и Саймалы-Таш в Киргизии. К ним очень близки по сюжетам наскальные изображения Монголии и Забайкалья. Основным объектом творчества у живших здесь неолитических племен были горные козлы и бараны, вооруженные луком и стрелами охотники.

 

Большой интерес представляют петроглифы Кавказа. Пожалуй, наиболее ценными среди них являются наскальные изображения в Кобыстане на Апшеронском полуострове. Рисунков здесь очень много и они различны по времени. Однако большинство изображений было выполнено в неолите. Это целое панно из танцующих человечков, контурные изображения быков, стада лошадей и лучники.

 

В неолите существовали два  основных приема исполнения изображений - красной охрой и путем выбивания  контура на поверхности камня. Нарисованных изображений меньше. Рисунки выбивались твердым каменным наконечником. При  помощи выбивки достигались определенная рельефность рисунка: оставлял, например, выпуклыми глаз у лося, ноздри, разрез рта. В технике нанесения рисунка  существовали вполне определенные приемы, которые были одинаковы. Особенностями  художественного стиля является плоскостное профильное изображение  животных. Человеческие фигуры чаще всего  изображали в фас, с повернутой в  профиль головой. В рисунках не соблюдались  пропорции; рядом с маленьким  лосем мог быть изображен непропорционально  большой человек.

 

Особенностями стиля наскального  искусства является сочетание условности, даже схематизма, с реализмом в  манере изображения. Смысл неолитического искусства очень глубокий, а образы наделены значительным содержанием: в  них запечатлены различные легенды, предания и мифы о происхождении  рода, о предках, о строении Вселенной, действующими лицами которых были мифологические персонажи и герои. Нередко рисунки  носят явно повествовательный характер - это сцены размножения животных, картины охоты или просто отдельные  изображения птиц, зверей, рыб. В  целом петроглифы отображают не только духовную, но и материальную жизнь  людей.

 

В отдельных рисунках и  особенно сюжетных группах прослеживается несколько основных идей, которые  волновали неолитических охотников  и были связаны с их повседневной трудовой деятельностью. На рисунках изображены сцены размножения животных, от чего во многом зависело благополучие родового коллектива, и удачной охоты. Среди  изображений присутствуют и цены массовой, коллективной охоты на животных - загонная охота и покол.

 

Скалы с петроглифами, вероятно, были культовыми центрами неолитических  племен, своего рода святилищами. Рисунки  могли наносится во время родовых праздников. У подножия скал во время этих праздников, должно быть, совершались магические обряды, связанные с культами предков, лося или Солнца. Во время праздников совершались магические обряды, складывались сказания. Составной часть таких праздников было создание рисунков, в которых люди запечатлели свое понимание окружающего мира.

 

На неолитических памятниках Севера, Урала, Сибири встречаются небольшие  скульптурные изображения лося или  лосинных голов, змей, медведя и человека. Они весьма реалистичны и выполнены  из камня, дерева, кости и рога в  разной манере. По сравнению с фигурками  животных изображения людей более  схематичны, однако в них проявляется  стремление подчеркнуть определенные детали, например, признаки пола.

 

Третья составная часть  неолитического искусства - орнамент. В неолите наблюдается подлинный  расцвет орнаментального искусства. Известны орнаментированные нарезным зигзагом костяные пластинки и основы составных кинжалов. Орнамент богато украшает неолитическую керамику, является важным показателем ее принадлежности к той или иной культурной общности. Неолитический орнамент на керамике многообразен по сюжетам и приемам. Использовались все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Иногда на сосудах схематично изображены водоплавающие птицы, однако основу неолитического орнамента составляют наклонные или волнистые линии, встречаются треугольники, квадраты, круги, вдавления, оттиски гребенки и веревки. Чередуя эти элементы, неолитический человек получал сложный, гармоничный и нарядный узор, свидетельствующий о его высоком художественном вкусе.

 

Смысл неолитического искусства - охотничья магия, изображение обожествленных предметов и родовых знаков.


Информация о работе Неолитическое искусство