Нидерланды в эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:04, реферат

Краткое описание

Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства XIII – XVI веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего преобразив искусство Италии, однако и на севере Европы влияние идей этой эпохи вызвало к жизни могучее движение, по интенсивности художественных поисков почти равное итальянскому. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Эпоха Возрождения в Нидерландах:
1. Страна и народ………………………………………………………………...6
2. Мировоззрение Нидерландцев……………………………………………….9
3. Художники эпохи Возрождения. Фламандцы……………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….20
Литература……………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.73 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО  «Институт моды, дизайна и технологий» 
 
 
 
 
 
 
 

Нидерланды  в эпоху Возрождения 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Потемкина О. Ф.

Студент: Болотова Н. А.

2012 г. 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Эпоха Возрождения  в Нидерландах:

  1. Страна и народ………………………………………………………………...6
  2. Мировоззрение Нидерландцев……………………………………………….9
  3. Художники эпохи Возрождения. Фламандцы……………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….20

Литература……………………………………………………………………….21 

 

Введение

    Возрождение - эпоха в истории культуры и  искусства XIII – XVI веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего преобразив искусство Италии, однако и на севере Европы влияние идей этой эпохи вызвало к жизни могучее движение, по интенсивности художественных поисков почти равное итальянскому. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии.

    В развитии культуры Возрождения различают  следующие этапы: Раннее Возрождение,  Высокое Возрождение и Позднее  Возрождение.

    Главная особенность Возрождения - целостность  и разносторонность в понимании  человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства  не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства  Возрождения в том, что оно  носит ярко выраженный демократический  и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные  средства и способы для воспроизведения  богатства и разнообразия форм проявления реального мира.

      Красота, гармония, изящество рассматриваются  как свойства действительного  мира.

      В разных странах культура  Возрождения развивается различными  темпами.

    В Италии эпоху Возрождения относят  в XIV-XVI векам, в других странах - XV- XVI вв. Наивысшая точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век - Высокое, или классическое, Возрождение, когда  Ренессанс распространяется на другие страны Европы.

      Объединяют культуру различных  европейских народов идеи гуманизма.

      Важной особенностью культуры  Возрождения стало обращение  к античному наследию. Возродился  античный идеал человека, понимание  красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических  видов искусства в отличие  от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения  привлекали сюжеты античной мифологии  и истории, древние языки - латинский  и греческий. Большую роль в  распространении античного наследия  сыграло изобретение книгопечатания.

    На  культуру Ренессанса оказала влияние  средневековая культура с ее многолетней  историей и прочными традициями, но гуманисты критиковали культуру средневековья, считая ее варварской; в эпоху Возрождения появляется огромное количество сочинений, направленных против церкви и ее служителей. В  то же время, ренессанс не был полностью  светской культурой.

      Некоторые деятели хотели примирить  христианство с античностью или  создать новую, единую религию,  переосмыслить ее. Искусство Возрождения  было своеобразным синтезом античной  физической красоты и христианской  духовности.

    Меня  заинтересовала эпоха Возрождения  в такой стране, как Нидерланды. Их архитектура, миниатюра, живопись талантливых  Нидерландских художников, таких, как  Яна ван Эйка, Рогира ван дер  Вейдена, Дирка Боутса, Гуго ван дер  Гуса, Мемлинга и других. Их художественные индивидуальности достаточно отчетливо различимы, хотя и не с той степенью выраженности индивидуального стиля, как у итальянских кватрочентистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Эпоха Возрождения в Нидерландах

  1. Страна и народ

    Некогда Нидерланды представляли собой обширную низменность, по которой протекали  реки Рейн, Маас и Шельда. Топкая почва, постоянные туманы, приливы северного  моря, высокая влажность, непроходимые леса создавали большие трудности  в освоении этой территории. Однако упорство и настойчивость человека дали свои плоды. Тридцать пять километров свай в три ряда оградили страну от морских приливов. Гаарлемский  берег покрыли плотиной из норвежского  гранита, погрузившейся вниз на шестьдесят метров и на двенадцать метров поднявшейся  над морем. Амстердам был возведен на сваях.

    Суровая природа и постоянная борьба за выживание  сформировали особый характер жителя этих мест. Ему были ближе точный расчет и житейская сметка, чем  философия и нежная поэзия. Столкновения с саксами, датчанами, норманнами обусловили в этом народе неприятие политического  гнета. Здесь с незапамятных времен возникали торговые корпорации, медленно и упорно наживавшие свои богатства. Несмотря на частые нашествия соседей, голландцы сумели отвоевать себе место среди других европейских  народов.

    В конце XIV в. Нидерланды представляли собой страну с плодороднейшей почвой и тучными лугами. Вся земля была покрыта сетью дорог; озера были высушены, речные воды – сдержаны шлюзами, а сила ветра использовалась для работы мельниц и турбин.

      Нидерландские города, хотя и  не были политически самостоятельными, богатели и крепли, ведя обширную  торговлю, а потом развивали у  себя мануфактурное производство  тканей, ковров, стекла.

      Крупным центром международной  торговли был старинный Брюгге, поэтический город каналов; к  концу XV века он заглох, уступив  первенство оживленному Антверпену.

    Готическая  архитектура Нидерландов – это  не только храмы, но еще больше ратуши, городские стены и башни, дома купеческих и ремесленных гильдий, торговые ряды, склады и, наконец, жилые  дома характерного, надолго укрепившегося  типа: с узкими фасадами и высокими треугольными или ступенчатыми фронтонами. Здания возводились из кирпича и  черепицы, а не из камня, поэтому  церковная скульптура не получила большого развития. Красные, розовые, белые, коричневые изразцовые фасады с колонками и медальонами, аркадами, бюстами и всевозможной лепкой придавали улицам нарядный вид. С раннего утра можно было видеть работниц, моющих тротуары, выложенные изразцами или кирпичом.

    Внутри  голландские домики напоминали корабельные  каюты. Паркет покрывали клеенчатым ковром; стекла вставляли в черные полированные рамы. По дому было принято  расставлять вазы с цветами, в  основном с розами, и вешать на стены  зеркала – так, чтобы в них  отражалось происходящее на улице.

    Нидерландцы питали пристрастие к деталям. Они являлись для них носителями тайного смысла. Лилия в вазе, полотенце, чайник, книга – все детали несли кроме прямого еще и потаенное значение. Вещи изображаются с любовью и кажутся одухотворенными.

    Окружающая  природа дала мотивы и сюжеты художественных произведений, создала рисунок и  колорит. Нигде красочные планы  не бывают так сильны и разнообразны, как на влажном морском побережье. В Голландии даль всегда заволочена молочно-сизым туманом. Фигуры рабочего или животных выделяются на белесоватом  фоне. Смоченные дождем деревья и  здания придают насыщенность колориту, все краски кажутся более отчетливыми. Группы облаков, проплывающих по небу, скользят игрой разнообразных световых оттенков по зелени садов, черепичным крышам, затейливым колоколенкам, островерхим башенкам.

    Это колорит голландцев. Они не пишут  свет, который заливал бы всю картину  целиком. Им более свойственна влажная  полутьма. Предметы сливаются в тенях, даже фон у портрета иногда бывает слишком темным. Таков Рембрандт  во всех своих замечательных полотнах.

    Но  есть и другой фламандский мотив. Облака рассеиваются, небо чисто. Солнце обливает вымытые дождями города и селения. Возникает разнообразие цветов, дающее ощущение шумного, яркого праздника. Таковы фламандцы и глава их школы Рубенс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Мировоззрение нидерландцев

    Образ жизни голландцев оказал значительное влияние на культуру и искусство  Нидерландов. Если греки старались  идеализировать человеческий образ, создать  божественное изображение на основании  видимых, повседневных форм, голландцы, наоборот, низводили всякую идеализацию  до степени портрета. Их не смущали  жирные мышцы толстого фламандца  или дебелые формы его супруги.

    В картинах небыло места грустной мечтательности, поискам заоблачных идеалов, диким  порывам страстей. Во всех этих красных, полновесных фигурах, которые сидят, избоченясь, на множестве полотен, чувствуется, прежде всего довольство. Предметом  изображения в нидерландской  живописи стали сельские праздники  и мелочные лавочки, торговки селедками  или просто мясо и дичь, наваленные на стол, так много говорившие уму  и сердцу этого народа.

    Нидерландские художники редко изображают людей  с красивыми, правильными лицами и фигурами и этим  отличаются от итальянских. Даже ангелы – и  те некрасивы.

    Простое соображение, что итальянцы, прямые потомки римлян, вообще были красивее бледных и рыхлых сынов севера, может, конечно, быть принято во внимание, но главная причина все-таки не в  этом, а в различии общей художественной концепции. Итальянский гуманизм проникнут  пафосом великого в человеке и  страстью к классическим формам, нидерландцы  поэтизируют «среднего человека», им мало дела до классической красоты  и гармоничных пропорций.

    У нидерландцев нет отчетливой акцентировки центра композиции, усиленного выделения  главных фигур. Внимание художника  рассеивается по разнообразию мотивов, все кажется ему заманчивым, а  мир многообразным и интересным. Какая-нибудь сценка на дальнем плане претендует на отдельную сюжетную композицию.

    Особенной прелестью у них обладают композиции, проникнутые кротким, созерцательным настроением. Они любили сюжеты рождества  и поклонения младенцу, эти сюжеты решаются ими тонко и простодушно. В «Поклонении пастухов» Гуго ван дер Гуса младенец тощий и  жалкий, как всякое новорожденное  дитя, окружающие смотрят на него, беспомощного и скрюченного, с глубоким душевным умилением, мадонна тиха, как монашенка, не подымает взора, но чувствуется, что  она полна скромной гордостью  материнства. А за пределами яслей  виднеется пейзаж Нидерландов, широкий, холмистый, с извилистыми дорогами, редкими деревьями, башнями, мостами.

    Наконец складывается и такой тип композиции, где вообще нет центра, а пространство заполняется многими равноправными  между собой группами и сценами. При этом главные действующие  лица иногда оказываются где-нибудь в уголке. Подобные композиции встречаются  в конце XV века у Иеронима Босха.

    Босх  – замечательно своеобразный художник. Чисто нидерландские пристальность  и наблюдательность сочетаются у  него с необычайно продуктивной фантазией  и весьма мрачным юмором. Босх населял  свои картины легионами маленьких  ползающих, страховидных тварей.

    Стоит сказать и романтических течениях, то есть находившихся под влиянием итальянского чинквеченто, - они стали  распространяться в Нидерландах  в XVI веке. Их несамобытность очень заметна. Изображение «классической наготы», прекрасное у итальянцев, нидерландцам решительно не давалось и выглядело  даже несколько комически, как «Нептун  и Амфитрита» Яна Госсарта, с их пышными раздутыми телесами.

    Так же нужно отметить разработку жанров бытовой и пейзажной станковой  картины, сделанной нидерландскими художниками в XVI веке. Развитию их способствовало то, что самые широкие круги, ненавидя папство и католическое духовенство, все больше отвращались от католицизма  и требовали церковных реформ. А реформы Лютера и Кальвина включали элемент иконоборчества; интерьеры  протестанских церквей должны были быть совершенно простыми, голыми –  ничего похожего на богатое и эффектное  оформление в католических храмах.

      Религиозное искусство сильно  сокращалось в объеме, переставало  быть культовым.

      Стали появляться чисто жанровые  картины с изображением торговцев  в лавках, менял в конторах, крестьян  на рынке, игроков в карты.  Бытовой жанр вырос из портретного,  а пейзажный – из тех ландшафтных  фонов, которые так полюбились  нидерландским мастерам. Фоны разрастались, и оставался только шаг до  чистого пейзажа.

Информация о работе Нидерланды в эпоху Возрождения