Нонконформизм или неофициальное советское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:55, доклад

Краткое описание

Нонконформизм или неофициальное советское искусство – своеобразное отражение в изобразительном искусстве духовной, психологической и общественной ситуации в Советском Союзе 1960-х-1980-х годов 20-го века. Под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950-80х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены властями из публичной художественной жизни, так как С 30-х по конец 80-х годов XX века официальным направлением в искусстве Советского Союза был исключительно Социальный реализм (И.И Бродский, А.Н Семенов, А.М Герасимов, Г.Н Горелов, С.И Осипов)

Вложенные файлы: 1 файл

Нонконформизм.docx

— 20.89 Кб (Скачать файл)

Нонконформизм или неофициальное советское искусство.

Нонконформизм или неофициальное советское искусство – своеобразное отражение в изобразительном искусстве духовной, психологической и общественной ситуации в Советском Союзе 1960-х-1980-х годов 20-го века. Под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950-80х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены властями из публичной художественной жизни, так как С 30-х по конец 80-х годов XX века официальным направлением в искусстве Советского Союза был исключительно Социальный реализм (И.И Бродский, А.Н Семенов, А.М Герасимов, Г.Н Горелов, С.И Осипов)

Направление Нонконформизм сформировалось в начале 1980-х в кругу  независимых ленинградских художников, объединенных в «Товарищество экспериментального изобразительного искусства» (ТЭИИ). Деятельность ТЭИИ была направлена на развитие современного изобразительного искусства. ТЭИИ не добилось юридической регистрации, но получило не официальное признание властей и вплоть до 1990 выступало в качестве основного организатора легальных выставок нонконформистского искусства. В среде ТЭИИ в разные годы возникли группировки «Пятая четверть», «Митьки», «Остров», «Новые художники», «ТИР» и др.            Участники ТЭИИ:  Александр Битхер, Александр Малтабаров, Леонид Борисов, Игорь Иванов, Андрей Куташев, Кирилл Миллер, Вадим Овчинников, Иван Сотников, Дмитрий Шагин, Дмитрий Филов,

Неофициальное советское искусство в отличии от официального оказывало предпочтение не содержанию а художественной форме, в создании которой художники были совершенно свободны и самостоятельны. Отрыв формы от содержания приводил, к утрате содержания, поэтому неофициальное искусство нонконформизм – определялось как формализм и преследовалось!

Формализм — концепция, согласно которой художественная ценность произведения зависит от его формы (т.е от способа изготовления). В изобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание.

Для нонконформизма характерны углублённость в душу художника и необычные формы выражения нового психологического материала. Нонконформизм основан на разговоре художника со своей душой. Картина может возникать из совокупности впечатлений, а скрытый смысл картины добывается усилием сознания.

Точкой отсчёта в движении московских художников-нонконформистов считается 15 сентября 1974 года — день открытия «Бульдозерной выставки» в Беляеве..

О. Рабин — основной лидер нонконформизма.

 «Бульдо́зерная вы́ставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года на окраине города в Беляево.

Московский союз художников вынес решение, что без его одобрения не разрешается организовывать выставки в Москве. Все попытки организовывать выставки кончались одним и тем же: одну выставку в Институте международных отношений закрыли через 45 минут, другую, Олега Целкова в Доме архитектора — через 15 минут. Выставка Эдуарда Зюзина в кафе «Аэлита» продержалась целых три часа, и это был рекорд.

В конце концов, (Оскар Рабин в 1969 году предложил сделать выставку на открытом воздухе. Но тогда художники отказались от этой идеи, они потихоньку продавали свои картины западным , и некоторым советским гражданам, имели небольшой доход, и поэтому не хотели нарываться на неприятности).

Но в 1974 году начались прямые атаки на неофициальных художников со стороны органов КГБ и МВД, и тогда художники решили устроить такую выставку. Александр Глезер с О.Рабиным занялись организацией этой выставки. Группа художников, не входивших в оф.советские художественные союзы, договорилась показать свои работы всем желающим на опушке Битцевского лесопарка в Беляево.

Инициаторами показа выступили: коллекционер А. Глезер и 13 художников (О. Рабин — лидер нонконформизма, В. Воробьев, Ю. Жарких, В. Комар, А. Меламид, Л. Мастеркова, В. Немухин,     Е. Рухин, А. Рабин(сын О. Рабина), В. Ситников, И. Холин, Б. Штейнберг, Н. Эльская).

Присутствующие включали примерно 20 художников и группу наблюдателей, которая состояла из родственников и друзей художников, а также журналистов.

Несмотря на небольшой размах события, оно весьма серьёзно было воспринято властями. Примерно через полчаса после начала выставки к месту её проведения была направлена группа, включающая три бульдозера, водомёты, самосвалы и около сотни милиционеров в штатском, которые стали теснить художников и собравшихся зрителей. Нападавшие ломали картины, избивали и арестовывали художников, зрителей и журналистов. Художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…».

После этого события, вызвавшего громкий резонанс в прессе, советские власти вынуждены были уступить и официально разрешили проведение подобной выставки на открытом воздухе в Измайлово двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года. Новая выставка представляла работы уже не 20, а более чем 40 художников, длилась 4 часа и привлекла около полутора тысяч человек. Выставка в Измайлово дала дорогу для других выставок нонконформистов, которые имели важное значение в истории русского современного искусства.

«Бульдозерная выставка» стала заметным событием неофициальной художественной жизни после разогнанной лично Н. С. Хрущёвым выставки в Манеже 1962 года в честь 30-летия МОСХа.      (Экспозиция «Новая реальность», организованная Элием Белютиным, была частью большой выставки в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР).

Организатор Бульдозерной выставки О.Рабин заявил в одном из интервью в Лондоне в 2010 г. :                      -   Выставка готовилась скорее как политический вызов репрессивному режиму, а не как художественное событие. Я знал, что у нас будут проблемы, что будут аресты избиения. В течение последних двух дней перед выставкой нам было страшно. Меня пугали мысли, что со мной лично произойти могло что угодно.

Многие представители неофициального искусства преследовались властями и КГБ и в разные годы эмигрировали из СССР.


Информация о работе Нонконформизм или неофициальное советское искусство