Образ материнства в русской иконописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:10, доклад

Краткое описание

Образ материнства в русской иконописи занимает совершенно особое место. Материнство в иконах олицетворяется изображением Богородицы. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице.
В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле.
В XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва и Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы.

Вложенные файлы: 1 файл

Икона Точно.docx

— 22.49 Кб (Скачать файл)

Образ материнства в русской  иконописи занимает совершенно особое место. Материнство в иконах олицетворяется изображением Богородицы. С самых  первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.

  • Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице.
  • В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле.
  • В XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва и Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы.

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности. Ярким воплощением любви  и почитания Богоматери на Руси стала  развитая православная иконография  Богородицы.  Можно задать вопрос, а почему же именно икона? Возможно это отношение к иконам могло сложиться и потому, что художникам удалось воплотить в своих произведениях сохраненный в преданиях образ Божьей Матери, средствами живописи сумели передать соединение в ней того лучшего, что несет в себе женское начало – материнской любви и чистоты девы. Из наиболее известных и почитаемых икон в православии можно назвать Казанскую, Владимирскую, Печерскую, Феодоровскую, донскую иконы Божьей Матери и многие другие. (

  Древнее церковное предание возводит начало икон Богоматери к временам апостолов, и в церковных песнопениях упоминается о написании Ее иконы апостолом Лукою, спутником и сотрудником апостола Павла. Как известно, апостол Лука знал, кроме науки врачевства, еще и искусство живописи.

Нет ни одного другого образа в православии, которому было бы посвящено  столько икон, праздников, молитв и  церковных песнопений. В православном календаре почитаются около 500 икон Богородицы, всего их насчитывается  более 800. Пресвятая Божия Матерь, Мать с Младенцем на руках —  самый любимый и чтимый образ  русского народа.

Во все времена иконописцы пытались придать лику Богородицы всю  красоту, нежность, достоинство и  величие, на какие только было способно их воображение. Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Богородица может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

Много преданий, знаменитых исторических событий и подвигов защитников Отечества связано с  иконами Пречистой Девы.

    1. Великий князь Дмитрий Донской вел свои дружины на поле Куликово с образом Донской Божией Матери,
    2. Владимирская икона спасла Москву от Тамерлана,
    3. князь Дмитрий Пожарский привел народное ополчение вызволять столицу и Россию от польско-литовских оккупантов с образом Тихвинской Богоматери.
    4. Перед началом Бородинского сражения главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов преклонил колена перед образом Смоленской Богородицы.     

  Сама по себе тема материнства трогательна для каждого из нас, именно образ Богоматери становится более человечным, близким, душевным. Люди на Руси искали в нем успокоения и умиротворения, надежды. (Возможно именно по этому существуют чудотворные иконы Богоматерей).

 Я думаю важно будет упомянуть, что Икон с изображением Божьей матери пресвятое множество, но теоретически их можно разделить на четыре вида, каждый из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. 
 
Одигитрия – один из самых популярных иконографических типов в византийском искусстве. Иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие. 
 
 
Оранта. Еще один образ Богоматери, получил название «Оранты» или «Великой Панагии». Орантами называли изображения человеческих фигур в молитвенной позе. Мотив моления Богоматери за людей составляет главную черту, основной смысл образа «Оранты». Богородица изображается одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Она облачена в мафорий темно-красного цвета и темно-синий хитон. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. Воздетые руки Оранты стали символом вечной неостановимой молитвы за род человеческий, и на Руси эти изображения получают название «Нерушимая стена». Св. Софии Киевской четырехметровая фигура Богородицы, облаченной в сине-золотые одежды.

 
Умиление». По мнению некоторых исследователей, тип Умиления развился на основе трансформации образа Одигитрии. Это, пожалуй, самый излюбленный образ на Руси. «Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом». Умилением является прославленная «Богоматерь Донская».  
К иконам типа "Умиление" относятся: «Волоколамская», «Федоровская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ахренская», «Ярославская», «Взыскание погибших», «Почаевская» и т.д.  
 
В заключении стоит сказать, что образ Матери имеет большое значение для русской иконописи, мастерам Древней Руси удалось создать целую галерею нежных, иногда скорбных, иногда торжественных, но всегда притягивающих образов Божьей Матери, которые до сих пор находят отклик в душе каждого человека. Рассмотрев ряд икон, можно прийти к выводу, что иконописцам удавалось выразить образ Богородицы как образ всепрощающей Матери – Заступницы, жертвенно несущей своего сына во искупление людских грехов.

Стоит заметить, что хотя иконопись и ограничивается рамками канонов и догматов, но именно в изображении Богоматери художники получили наибольшую свободу.

 


Информация о работе Образ материнства в русской иконописи