Оглавление
Введение
1.Правила охраны труда и противопожарной
безопасности, регламентирующие безопасную
работу парикмахера …………………………………………………………………………………стр.7
2.Дезинфекция инструментов и
приспособлений ………………………………………………………стр.12
3.Правила этикета работы с
клиентом ………………………………………………………………………...стр.14
4.Современные средства для ухода
за волосами и кожей головы
……………………………...стр.16
5.Факторы, влияющие на выбор
стрижки, прически, окраски волос…………………………...стр.18
6.Инструменты и приспособления,
применяемые для выполнения работы………...…...стр.20
7.Технологическая схема этапов
работы по заданной теме:
- массаж головы;
- окраска волос;
- мытье головы;
- стрижка;
- укладка волос ……………………………………………………………………………………………………………стр.21
8.Современные тенденции в развитии
парикмахерского искусства…………………………стр.25
9.Заключение .....................................................................................................................стр.27
10.Список используемой литературы
..............................................................................стр.28
11.Проложения (фотографии практической
работы по заданной теме)
Введение
Парикмахерское дело начинает
свою историю в древние времена
– около 5 тысяч лет назад. Благодаря
многочисленным раскопкам и древним
рукописям удалось получить некоторое
представление о развитии парикмахерского
искусства. На ранних стадиях
развития человеческого общества
уход за волосами объяснялся
стремлением к удобству и чистоте
и только гораздо позже –
эстетическими мотивами. Известно,
что уже за 2-3 тысячи лет до
новой эры нашим предкам было
свойственно украшать свою внешность
прическами. Проходили века, постепенно
человек вносил в прическу
свои представления о красоте,
которое отражает и его индивидуальный
вкус, и общий эстетический идеал,
присущий конкретной эпохе. У
разных народов сформировался
свой стиль и определенные
традиции, связанные с природными
условиями страны и положением
человека в обществе.
Стремление к красоте – естественная
потребность человека, и зависит
она от степени его культурного
развития; следовательно, парикмахерское
ремесло не могло оставаться
на месте. Прическа появилась
в первобытном обществе, значительно
раньше, чем одежда. Уже в IV-V веках
до новой эры уходу за волосами
уделялось большое внимание. Чем
выше культура народа, тем выше
уровень парикмахерского искусства.
История развития прически представляет
не только познавательный интерес,
но и профессиональную ценность,
так как некоторые детали причесок
прошлого используются и в
настоящее время. Новое это хорошее
забытое старое.
Древние египтяне заменяли свои
волосы искусственными париками.
Парик вначале был головным
убором жрецов, а позже служил
украшением для представителей
господствующих классов. Для выполнения
сложной прически требовались
услуги специально обученных
рабов. Египтяне окрашивали волосы
хной, украшали прически декоративными
элементами. Археологические находки
показывают, что эволюция причесок
проходила очень медленно, долгие
годы форма прически напоминала
трапецию. Волосы часто сплетались
в мелкие косички и ровно
обрезались, создавая прическу «Паж».
Мужчины и женщины носили парики,
волосы парика туго заплетались
в косички, располагая их плотными
рядами. Характерной чертой всех
причесок было строгость и
четкость линий, за что они
получили название «Геометрических».
Египтяне носили искусственные
бороды из волос, которые прикреплялись
шнурами к чисто выбритому
подбородку. Прически знати отличались
пышностью, простонародья - скромностью
и сдержанностью. Основным атрибутом
прически был парик. Они отличались
большим разнообразием, особенно
у мужчин. Женские прически нарушали
это однообразие, становились более
декоративными. Парики изготовлялись
из волос, шерсти животных, шелковых
нитей, веревок, волокон растений, окрашенных
в темные тона ( черный и темно-коричневый
считались модными ). Фараон и его приближенные
носили большие парики. Воины, земледельцы,
ремесленники носили парики маленькие,
круглой формы.
Считается, что наиболее развитым
парикмахерское дело было в
Греции. Жители античного мира
обладали большим набором парикмахерских
средств: мужчины брили бороды
каменными или бронзовыми бритвами,
женщины делали прически, применяя
для этого различные кремы, гребни,
заколки. Известно, что греки знали
много целебных косметических
средств. Им было знакомо и
искусство завивки волос на
металлический стержень. А формы
причесок и бород свидетельствуют
о высокоразвитом, художественном
вкусе. В Греции же стали появляться
украшения для волос в форме
диадем, цветов, лент. Для сохранения
прически употреблялись сетки
для волос и воск. Модным цветом
волос в Древней Греции считался
белокурый.
В период Афинского государства
в мужских прическах появляется
женственность. Прическа Аполлона
Бельведерского выполнена из
завитых длинных прядей, уложенных
надо лбом изящным легким бантом.
В женских прическах преобладает
четкие очертания узлов и пучков,
эта прическа называлась прической
«Гетеры». Со временем эта прическа
усложнилась, стала делаться из
завитых волос с применением
каркаса и получила название
«Греческий узел».
В классический период повседневная
мужская прическа состояла из
коротко остриженных волос, полной
(то есть от виска до виска)
недлинной бороды и усов. Некоторые
носили длинные волосы, завитые
в локоны и подхваченные золотым
обручем. В торжественных случаях
укладывали волосы надо лбом
в виде банта. Женщины носили
длинные волосы и знали несколько
типов причесок. Классической считается
греческий узел – «коримбос».
При этой прическе длинные волосы расчесывали
на прямой ряд, завивали волнами и низко
спускали их на лоб. По эстетическим понятиям
того времени лоб должен был быть невысоким.
Рабы-парикмахеры при выполнении прически
соблюдали правила гармонии и эстетики.
Они стремились подчеркнуть строение
человеческого тела, как вполне совершенное
создание природы.
Мужские прически силуэтами походили
на женские. Это были пряди, завитые в спиральные
локоны или заплетенные в косы и уложенные
в красивые низкие пучки, часто волосы
подбирались под ленту, которая охватывала
всю голову. Самой распространенной была
прическа из кос, заплетенных за ушами
в косы в два ряда, обвивающими голову.
На лбу волосы укладывались в густую челку
из мелких кольцевидных или серповидных
локонов. Древнегреческие мастера обладали
большим вкусом и чувством гармонии, они
создавали прически с учетом возраста,
особенностей лица и фигуры. После этих
причесок появились маленькие парики
из подстриженных крупно завитых кудрей.
Завивке в это время уделялось большое
внимание.
Влияние на развитие парикмахерского
ремесла оказал и Рим. В период
своего расцвета римляне знакомились
с культурой побежденных народов,
и всё лучшее перенимали для
себя. Стали входить в моду
массажи, которые делали парикмахеры.
Завоевание Германии Римом подтолкнуло
римских парикмахеров к изобретению
специальной краски, что позволило
окрашивать волосы в светлые
тона. (Это объясняется тем, что
черноволосые римлянки стали
подражать белокурым германкам.)
В те времена римляне начали
коротко стричь волосы. Появились
дамские парикмахеры. Форма женских
причесок на первых порах носила,
несомненно, греческий характер, но
затем был выработан свой римский
стиль. Прическа в разные периоды
римской истории была разной.
Волосы могли быть, и завиты, и
расчесаны гладко, с челкой надо
лбом. Обычно римляне брили лицо,
однако в моде были и небольшие
завитые бородки.
Женские прически были очень
многообразны и сложны. Волосы
укладывались в тугие объемные
пучки. Делались прически с разнообразным
плетением из кос, завивкой волос
волнами. Истинно римскими были
высокие прически из локонов,
укрепленных на каркасе. Каркас
крепился надо лбом и напоминал
русский кокошник. На него крепились
рядами локоны. Остальные волосы,
заплетенные в косу, укладывались
на затылке. Модные цвета –
белокурый и русый.
После введения христианства
был принят новый вид стрижки
волос - «Тонзура» (эту стрижку носили
церковные служители во времена
апостола Павла), при которой передняя
часть головы выбривалась. Эту стрижку
носят еще и сегодня служители греко-католической
церкви.
В феодальном обществе огромную
роль в жизни людей начинает
играть церковь, поэтому и развитие
парикмахерского искусства зависело
от регламентации церкви, которая
стремилась усмирить «греховную
человеческую плоть». В период
раннего средневековья мужская
прическа была примитивной: волосы
подстрижены до мочек ушей, а
спереди – челка. В XI веке носили
длинные волосы, распущенные по
плечам. Девушки носили косы или
распущенные волосы, подхваченные
обручем, а замужние женщины скрывали
волосы под головным убором. Обычно
это был круглый платок с
отверстием для лица.
В конце средневековья наступает
поворот к старым, классическим
прическам греческого типа. Греки
закрывали лоб волосами, а новый
стиль предусматривал искусственное
увеличение его за счет сбривания
некоторой части волос выше
лба. Иногда сбривали и брови.
Модным считалось открывать лоб
и виски, а также затылок, чтобы
показать красоту длинной шеи.
Применялись различные украшения
для волос.
Эпоха Возрождения, или Ренессанс,
была важнейшим этапом в истории
парикмахерского искусства. В это
время в Италии у мужчин
считалась модной прическа двух
типов: волосы гладко зачесаны
назад или прическа с челкой.
Лицо гладко брили. У женщин
особенно красивыми считались
золотые волосы и высокий лоб.
Прически были сложные и изысканные.
Они состояли из комбинации
кос, локонов, украшенных жемчужными
бусами, вуалями, лентами. Мужчины носили
волосы, достигавшие плеч или
лопаток, выстригали ровную челку,
височные и затылочные пряди
стриглись полукругом. Прически
делались как из прямых волос,
так и из завитых. В женских
прическах преобладали завитые
локоны, закрепленные шпильками. Распространенная
прическа - «колба» - пробор, концы волос
подгибались вовнутрь, часто делалась
«пейзанская» стрижка, где применялись
перевитые украшениями локоны, использовалось
осветление волос. Прически стали
делать высокими с применением
каркаса.
В XVI веке появляется новый стиль
– барокко, модны были очень
высокие прически. Волосы украшались
драгоценностями и покрывались
шляпкой-беретом. Прически этого
периода были подчинены этикету
двора и отличались пышностью
и огромным количеством украшений.
Жена Людовика XIII была законодательницей
новых причесок: мелких локонов
надо лбом и длинных по бокам,
спускающихся на плечи. Волосы
украшали драгоценными заколками,
шпильками и нитями.
В 1624 г входит в моду пышный
завитой парик. Завивали его горячим
способом при помощи пара, что
было в то время большим
новшеством. Парикмахеры делали
всевозможные прически: «грива», «пудель».
Они представляли собой большое
взбитое облако из локонов, окружавших
лицо. Самой модной бородой этого
времени считалась «мушка» - маленький
пучок волос под нижней губой.
Эта мода была введена Людовиком
XIII во Франции. Женские прически
стали более естественными, в
моду входит прическа «Мария
Манчини», которая укладывалась двумя
полушариями. Делается прямой пробор и
два змеевидных локона ниспадают на плечи
или спину. Появляется новая прическа
«фонтаж» - она представляет собой нагромождение
высоко надо лбом туго завитых локонов,
расположенных горизонтальными рядами
поэтажно. На лбу завивалось несколько
локонов, а на грудь спускались один или
несколько локонов.
В 1680 году вошла в моду новая
прическа. Она требовала специального
каркаса из проволоки. Для украшения
стали применяться банты и
жемчуг. Особое влияние на мужские
прически оказал король Генрих
IV. В моду вошли зачесанные
назад волосы, закрученные вверх
усы и маленькая острая бородка.
Поскольку король рано начал
седеть, в моду вошла пудра
для волос, но пудрили в это
время только виски.
Французская революция 1789 года принесла
с собой новые течения, которые
отразились на прическах. Конец XVIII
века явился переломным в стиле
причесок. Не стало стиля рококо.
Появилась тенденция следовать
простым и скромным образцам
античного мира. Прически стали
проще и естественнее. Волосы
слегка завивались, были свободно
распущены или закалывались брошью.
В начале XIX века, после прихода
к власти Наполеона, появляется
новый ампирный стиль - это разнообразие
локонов. Стиль их сохранился
до наших времен. Характерными
были украшения причесок - широкие
гребешки, драгоценные диадемы, вышитые
жемчугом ленты, дорогие застежки.
Они до такой степени заполняли
прически, что они казались перегруженными.
Несмотря на новое направление моды, некоторые
женщины продолжали носить пудреные парики.
В результате английской блокады, в связи
с нехваткой пудры в стране правительство
запретило носить пудреные прически и
облагало модниц высоким налогом и денежным
штрафом. Прически делались на передней
части головы. На лбу мелкие ниспадающие
локоны. Появилась прическа «Титуса»,
ее долгое время носили в Европе.
После поражения Наполеона все
прически стиля «ампир» стали
постепенно исчезать. Париж утратил
свое положение диктатора моды.
С 1820-го года тон в моде задавала
Вена. Наблюдался новый взлет
парикмахерского искусства. Прически
были очень сложные и требовали
большого мастерства. Возникает
стиль «бидермайер». Новая прическа
выглядит плоской и угловатой. Ее носили
со всякого рода завивками, кольцевым
плетением и спиральными локонами: эти
прически отличались высоко стоящими
петлями, крученными и плетеными косами,
боковыми локонами.