Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:26, реферат
Парикмахерская — это предприятие, занимающееся предоставлением услуг для населения по уходу за волосами (стрижка, завивка, создание причёски, окраска, мелирование и другие виды работ с красителями, стрижка огнём, бритьё и стрижка бород и усов и др.) в оборудованном специально для этого помещении. Как правило, в парикмахерских дополнительно оказываются следующие виды услуг: маникюр, педикюр, косметические услуги и услуги визажиста. В настоящее время в парикмахерской можно получить услуги солярия и косметолога.
Парикмахерская — это предприятие, занимающееся предоставлением услуг для населения по уходу за волосами (стрижка, завивка, создание причёски, окраска, мелирование и другие виды работ с красителями, стрижка огнём, бритьё и стрижка бород и усов и др.) в оборудованном специально для этого помещении. Как правило, в парикмахерских дополнительно оказываются следующие виды услуг: маникюр, педикюр, косметические услуги и услуги визажиста. В настоящее время в парикмахерской можно получить услуги солярия и косметолога.
Парикмахерские, согласно действующему законодательству Российской Федерации ГОСТ Р 51142 - 98, в зависимости от ассортимента и качества оказываемых услуг бывают следующих видов:
Специалисты, работающие в парикмахерской, называются парикмахерами.
Стилист — специалист в области создания стиля (имиджа) человека с помощью:
Знаменитые топ-стилисты
1
История парикмахерского искусства
Начало развития парикмахерского
искусства – это заслуга
Истоки парикмахерского
искусства уходят в глубокую древность.
Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой
эры нашим предкам было свойственно украшать
свою внешность прическами. Проходили
века, постепенно человек вносил в создаваемые
им предметы, в том
числе в прическу, свое представление
о красоте, которое отражает и его индивидуальный
вкус, и общий эстетический идеал, присущий
конкретной эпохе. Но одежда и прическа оказываются
также явлениями утилитарными и социальными.
У разных народов сформировался свой стиль
и определенные традиции, связанные с
природными условиями страны и положением
человека в обществе.
Изучение истории парикмахерского искусства
представляет не только познавательный
интерес, но и практическую ценность, так
как некоторые детали можно использовать
и в настоящее время. Интересную форму
причесок создали в Древнем Египте. Для
ее выполнения
требовались услуги специально обученных
рабов. Египтяне окрашивали волосы хной,
украшали прически декоративными
элементами.
Модным цветом волос в Древней Греции
считался белокурый. В классический период
повседневная мужская прическа состояла из коротко
остриженных волос, «полной» (то есть от
виска до виска) недлинной бороды и усов.
Некоторые щеголи носили длинные волосы,
завитые в локоны и подхваченные золотым
обручем. В торжественных случаях укладывали
волосы надо лбом в виде красивого банта,
так называемой цикады.
Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько
типов причесок, но классической прической
можно считать так называемый греческий
узел — коримбос. При этой прическе длинные
волосы расчесывали на прямой пробор,
завивали волнами и довольно низко спускали
их на лоб, так как, по эстетическим понятиям
того времени, лоб должен быть невысоким
(между бровями и волосами лоб открывался
лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы
спускали вдоль щек, а сзади приподнимали
и на затылке укладывали в узел, скрепляя
шпильками и узкими ленточками. Часто
волосы укладывали в сетку, сплетенную
из золотых шнуров, или надевали изящное
украшение — стефану. Стефаны имели разнообразную
форму и всегда были богато украшены.
Мужская прическа в различные периоды
римской истории была разной. Волосы могли
быть и завиты в локоны, и расчесаны гладко,
с челкой надо лбом. Обычно римляне брили
лицо, однако в моде были и небольшие завитые
бородки.
Очень многообразны и сложны были прически
римских патрицианок. В некоторые периоды
носили гладко причесанные волосы, разделенные
на прямой пробор: иногда завивали волосы
в длинные локоны, иногда носили «греческие»
прически, — но истинно римскими были
высокие прически из локонов, укрепленных
на каркасе. Веерообразный каркас укреплялся
надо лбом и по форме напоминал русский
кокошник. На него крепились аккуратными
рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные
в косу, укладывались на затылке в виде
корзиночки. Модными считались белокурые
и русые волосы.
История культуры феодального общества
делится на два основных периода: раннее
(IX—XII века) и позднее средневековье (XIII—XV
века). Огромную роль в жизни людей начинает
играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского
искусства зависело от регламентации
церкви, которая стремилась усмирить «греховную
человеческую плоть».
В период раннего средневековья мужская
прическа была примитивной: волосы подстрижены
до мочек ушей, а спереди — челка. В XI веке
носили длинные волосы, распущенные по
плечам.
Девушки носили либо длинные косы, либо
распущенные волосы, подхваченные вокруг
головы обручем, а замужние женщины скрывали
волосы под головным убором. Чаще всего
таким убором служил круглый платок из
белой ткани с отверстием для лица. В XV
веке огромное значение приобрели головные
уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот,
утратила свое значение. Модным считалось
открывать лоб и виски, а также затылок,
чтобы показать красоту длинной шеи. Для
этого волосы надо лбом и затылком подбривали.
Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была
важнейшим этапом в истории парикмахерского
искусства. В это время в Италии у мужчин
считалась модной прическа двух основных
типов: волосы или гладко зачесывали назад,
или носили прическу с челкой. Лицо гладко
брили (рис. 15).
У женщин особенно красивыми считались
золотые волосы. Красивым считался высокий
лоб. Прическа могла быть очень сложной
и изысканной. Она состояла из комбинаций
кос, локонов, украшенных жемчужными бусами,
вуалями, лентами. Иногда молодые девушки
носили распущенные волосы.
Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была
важнейшим этапом в истории парикмахерского
искусства. В это время в Италии у мужчин
считалась модной прическа двух основных
типов: волосы или гладко зачесывали назад,
или носили прическу с челкой. Лицо гладко
брили.
У женщин особенно красивыми считались
золотые волосы. Красивым считался высокий
лоб. Прическа могла быть очень сложной
и изысканной. Она состояла из комбинаций
кос, локонов, украшенных жемчужными бусами,
вуалями, лентами. Иногда молодые девушки
носили распущенные волосы.
В Испании у мужчин в моде была короткая
стрижка, а также борода и усы
Испанки носили простую и строгую прическу,
чаще всего так называемое бандо: расчесанные
на прямой пробор волосы спускались вдоль
щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы
красиво убирали цветками, обручами, драгоценностями.
Во Франции в прическах проявились самобытные
черты, отражающие вкусы складывающейся
нации. Особое влияние на мужские прически
оказал последний король XVI столетия Генрих
IV. В моду вошли зачесанные назад волосы,
закрученные вверх усы и маленькая острая
бородка «a la Henri IV» . Поскольку король рано
начал седеть, в моду вошла пудра для волос,
но пудрили в это время только виски.
В первой половине XVI века прическа у женщин
имела вид двух полукруглых валиков, уложенных
надо лбом, и обычно украшалась бусами
или небольшим, выгнутым по форме прически
чепчиком с вуалью. В конце XVI века форма
женской прически существенно меняется.
Появляется прическа двух типов. Волосы
либо завивали рядами волн и зачесывали
назад, либо поднимали высоко вверх, где
закрепляли на проволочном каркасе. Иногда
дамы носили парики.
На мужские и женские прически англичан
очень повлияла внешняя пышность двора
королевы Елизаветы. Волосы мужчины коротко
стригли, но их костюмы были украшены вышивкой,
бордюром, драгоценными камнями и кружевами.
Женщины носили сложные прически, украшая
их чепцами и головными повязками. Иногда
носили парики.
В XVII веке Франция становится законодательницей
в области мод и причесок. Окончательно
складывается стиль барокко, наиболее
полно выражающий вкусы аристократии
этого времени. Прически эпохи барокко
были всецело подчинены этикету двора
и отличались пышностью, чопорностью,
огромным количеством украшений и сложной
техникой выполнения.
В начале XVII века прическа у мужчин состояла
из длинных волос, распущенных по плечам.
Дворяне отпускали маленькую бородку
и небольшие усы у края губ. Позже вошли
в моду парики. Пышная прическа состояла
из массы длинных, завитых в локоны волос,
причем модным цветом волос считался белокурый.
Этот парик напоминал львиную гриву.
Женская прическа в течение второй половины
XVII века менялась бессчетное число раз.
Из кратковременных модных причесок можно
выделить несколько типов. В 60-х годах
прическа еще сохраняла некоторую естественность.
Волосы расчесывали на прямой пробор и
пышно взбивали над висками, скрепляя
сзади на шее, а завитые концы волос спускали
в виде двух длинных локонов на плечи —
«a la Mancini». С 70-х годов женская прическа
стала напоминать по форме мужской парик.
Локоны укладывали рядами так высоко,
что прическа подчас возвышалась надо
лбом на 50—60 сантиметров. Иногда дамы
этого времени носили гладкую прическу
с узлом, сколотым на затылке, — так называемый
узел смирения.
С 90-х годов в моду вошла прическа фонтанж.
Она состояла из комбинации локонов, уложенных
на голове рядами и для закрепления смазанных
белком, и выгнутого в различные фантастические
формы проволочного каркаса, который украшался
заложенным в складки газом, кружевом,
цветами и лентами . В случае необходимости
прическа дополнялась искусственными
волосами.
В первой половине XVIII века появляется
стиль рококо, который как бы завершает
развитие стиля барокко. Рококо — декоративный
стиль, носящий черты хрупкости, утонченности,
некоторой манерности и чувственности.
Эти черты присутствовали и в мужских
и в женских прическах.
Мужские прически времен рококо были небольшими
по объему. Волосы завивали в локоны, а
иногда гладко зачесывали назад. Сзади
их завязывали черной лентой или прятали
в черный мешочек. Обычно волосы пудрили.
В моду вошли белые пудреные парики.
Женская прическа также была небольшой
и состояла из локонов, поднятых вверх,
сколотых на затылке и украшенных лентами,
пучками перьев, цветами, нитками жемчуга.
Волосы обычно пудрили. В 70-х годах XVIII
века прически становятся особенно сложными.
На «изготовление» модной прически —
куафюры — уходило по несколько часов.
Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности
на несколько дней. Прически делали следующим
образом: волосы расчесывали, на макушку
ставили легкий каркас, на который поднимали
и крепили волосы; далее их завивали, пудрили
и, наконец, приступали к украшению. Для
этого использовали ленты, цветы, кружева.
Иногда на голову водружалась целая корзина
с плодами или даже макет корабля со снастями
и парусами. Иногда на голове была масса
драгоценностей, которые превосходили
вес самой головы.
Французская революция 1789 года ознаменовала
наступление новой эпс что отразилось
и на прическах. Вдохновленные идеями
Свободы, Равенс Братства, идеологи французской
революции обратились к образам ант ного
мира, черпая у древних идеи демократии,
строгость нравов и эсте ческие идеалы.
Вторая половина XVIII века — это период
классицизма ведущего стилевого направления.
У мужчин волосы были коротко острижены
и пудра вышла из употребления. Женские
прически имели многообразные формы, но
очень упростились, сделались ниже, волосы
завивали в локоны.
С приходом к власти Наполеона I появился
стиль ампир, который в архитектуре и интерьерах
по внешним признакам напоминает классицизм,
теперь художников и архитекторов вдохновляют
не строгие и изящные формы греческих
храмов, а тяжеловесные и пышные формы
римской архитектуры. Волосы мужчин стригли
и завивали в тугие локоны — «a la Titus», лицо
брили, но на щеках от виска оставляли
узкие полоски волос, называемые фаворит.
У женщин прически менялись очень часто.
Носили и чешский узел, и прически из различных
комбинаций локонов.
После свержения Наполеона в искусстве
20—30-х годов рождается новое с левое направление
- романтизм. В прическах господствует
стилевое напоавление, которое носит немецкое
название — бидермайер. Этот стиль стал
синонимом бюргерского благополучия и
уюта и был ведущим до 40-х год Во Франции
почти идентичный стиль носил название
«стиля Луи Филиппа«
Мужчины носили короткие, завитые в локоны
волосы, приподнимала надо лбом в виде
кока. В 40-х годах волосы удлинились, доходили
до ушей. Иногда их круто завивали. В 50-е
годы были модны довол длинные, расчесанные
на косой пробор волосы, часто завитые
в локонь 60-е годы в моду вошли сравнительно
короткая стрижка, бакенбарды. К концу
века волосы стали коротко стричь.
Женские прически 30-х годов представляли
собой настоящие произведения искусства.
Волосы расчесывали на боковой пробор,
укороченные с боков пряди завивали в
крупные локоны и укладывали над висками.
Длинные пряди волос сзади поднимали наверх
и на темени укладывали в различные шиньоны.
В 40-е годы новым кумиром высшего общества
стала «светская львица» — модница с волосами
рыжего цвета. В 50-е годы прическа состояла
из пышного шиньона, а иногда расчесанные
на прямой пробор волосы укладывали сзади
в специальную сетку. В 60-е годы волосы
поднимали надо лбом в виде двух валиков
— «a la Stuart», а на плечи и спину спускали
длинные локоны.
В 70—80-х годах прическа почти не меняется
по форме. Она состоит из длинных, спущенных
на спину локонов, а над висками волосы
обычно зачесывали высоко вверх.
В России в области моды ориентировались
на Францию. Многие салоны принадлежали
французским мастерам. Модные журналы
выписывались из Парижа, где проходили
даже конкурсы мастеров-парикмахеров.
В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев
заняли первое место на конкурсе, а в 1888—1890-х
годах Иван Андреев получил за прически
ряд наград и Почетный диплом заслуженного
профессора парикмахерского искусства.
Характер причесок 1890—1900-х годов снова
изменяется, в связи с переменами, происшедшими
в общественной жизни конца столетия.
Мода становится еще более интернациональной,
появляется деловой стиль, выражающийся
в простоте и рациональности причесок.
В 1904 году в Германии впервые была выполнена
продолжительная завивка волос — перманент.
Перманент быстро распространился по
всей Европе. В 20-х годах XX века в моду вошли
прически с короткой стрижкой. Также появляются
новые химические красители и осветлители
волос. Окраска волос позволила придавать
прическе дополнительный эффект, оживлять
ее.
С изобретением химической завивки произошел
настоящий переворот в парикмахерском
искусстве. Этот метод завивки волос не
только с успехом конкурировал со всеми
другими способами, но и постепенно вытеснил
их. Благодаря химической завивке можно
получить хорошие результаты при обработке
волос самых различных свойств и строения.
С появлением кинематографа на форму причесок
большое влияние оказывает искусство
кино. В свое время в моду вошли прически
героинь Греты Гарбо, Марлен Дитрих. В
России ориентировались на прически актрис
Людмилы Целиковской, Марины Ладыниной,
Любови Орловой.
В 50—60-е годы актриса Брижит Бардо вводит
новые прически — «конский хвост» (рис.
53) и «Бабетту».
В 1971 году известный мастер Видаль Сэссун
показал новые стрижки, коnорые выполнялись
только ножницами. В 70-е годы появляются
панки, которые выражают протест против
общества не только своим поведением,
одеждой, но и прической.
Художники-модельеры облагородили стиль
танков, создав стрижки «еж», «каскад».
Моду 80-х годов отличают прически из длинных
волос свободного силуэта, струящиеся
локоны как на длинных, так и на коротких
волосах. Преобладают теплые естественные
цвета волос: каштановый, рыжий, соричневый,
блондин.
Новинка этого периода — жемчужный блондин,
сочетание пепельных волос с более светлыми
волосами на концах. Используют даже такой
эффект для торжественных случаев: на
концы во-В моде всегда существовали определенные
законы, но есть одна азбучная истина,
которой подчиняется современная мода.
Мода модой, какой бы она ни была, но прическу
и стиль каждый человек может подобрать
индивидуально. Чтобы быть красивым и
модным каждый день, необходимо чувствовать
себя комфортно долгое время, а не только
в день посещения парикмахерской.
Думаем, подборка наших статей поможет
Вам в этом.
Развитие парикмахерского дела в России
С древних времен русские прически просты и самобытны. На Руси бытовал обычай в языческие временаи приносить волосы в жертву богу Перуну. Княжеских детей в малолетнем возрасте, при срезании первых детских волос сажали на овечью шкуру. Стрижкой занималась домашняя прислуга, позднее крепостные умельцы. Самой распространенной среди населения была прическа "под горшок", ее носили "от мала до велика" все сословия. При достижении совершеннолетия прическу дополняла бородка и усы. После возвращения из-за границы Петр 1 энергично стал проводить реформы в области костюма и прически. В 1698 г. старинные русские костюмы было велено заменить на немецкие, завести парики, сбрить бороды и усы. C XYII в богатых домах использовали труд крепостных парикмахеров, а городское население прибегало к услугам цирюльников. Во времена правления Елизаветы Петровны стали печатать и распространять журналы, которые разъясняли как «прибирать свою особу», например, перед выездом на званый вечер или бал. На ярмарках продавали веселые картинки с назиданиями для молодежи. С распространением моды на парики, которые требовали постоянного ухода, стали прибегать к услугам иностранных мастеров, среди которых были пленные французы, сменившие военные мундиры на гражданское платье. В крупных городах были парикмахерские, которые принадлежали иностранцам. Салоны были обставлены по моде того времени - зеркала, стеклянные шкафы с косметическими средствами, инструментами, париками, шиньонами, локонами. В мужском и дамском залах работали русские мастера, прошедшие суровую школу ученичества у именитых мастеров. Работы в городских парикмахерских было много, оплата услуг мастеров зависела от популярности парикмахера–хозяина. Парикмахер Артемьев, работавший в мужском зале на Страстном бульваре, первый составил и ввел прейскурант, перечислив стоимость работ, например, бритье с одеколоном стоило 10 копеек. Так как работники в парикмахерских требовались постоянно, то сохранились документы, составленные в городской управе Москвы, «Договор по обучению цирюльничьему делу». В нем подробно было изложено, как должен был вести себя хозяин, принявший на работу ученика, сам ученик, его родители. Плата за обучение была по тем временам велика – 20 руб. Ученики выполняли самую черную работу: мыли полы, чистили инструмент, работу с клиентами им не доверяли. Практиковали они на стороне, знакомясь с горничными, белошвейками, поварами, слугами. Так как дамские прически требовали дополнительных шиньонов, то их можно было брать за определенную цену напрокат. Сделав прическу в салоне, дама уезжала на бал, а на следующий день ученик бежал забирать шиньон, денег на извозчика не давали, поэтому во все концы города ученики ходили пешком, проходя за день несколько километров. В некоторых парикмахерских имелись карты для абонементного обслуживания. В них отмечали часы, день прихода к мастеру. Цены зависели от сложности причесок, косметических средств. Сезон в парикмахерской начинался осенью, а заканчивался с наступлением лета, так как знать разъезжалась на дачи и курорты. Разбогатевшие парикмахеры часто открывали собственные магазинчики при салонах, где продавали аксессуары для причесок, косметические средства. Часто в витринах магазинов можно было увидеть болванки с париками, на которых были сделаны самые современные модели причесок. В 1913 г. по России распространяется «Русский Всеобщий Парикмахерский Журнал», в котором читателей знакомили с модными формами причесок, бород, усов, аксессуаров для прически, давали советы. Цирюльники и парикмахеры старались следовать моде, завивали локоны и укрепляли фальшивые косы. Для того, чтобы развлечь посетителей, парикмахеры говорили бойко, как бы нараспев, часто читали стихи, напевали песни, чтобы получить «на чай». Прически были разнообразные, особенно любили «греческие», «восьмеркой», «с локонами», «ампир», завивку волнами – «ондулясьон» (изобретение французкого парикмахера Марселя «Постиши») прикрепляли к очень сложным бальным прическам.Ирина Сыромятникова, заслуженный работник культуры РФ, искусствовед, историк по прическам.