Питер Айзенман

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:17, сочинение

Краткое описание

Питер Айзенман (род. 11 августа 1932, Ньюарк, штат Нью-Джерси) — американский архитектор, автор многочисленных монографий и статей, профессор архитектуры, один из основоположников архитектурного деконструктивизма.



Из еврейской семьи. Архитектурное образование П. Айзенман получил в Корнелльском университете (бакалавр архитектуры); в Высшей Школе Архитектуры Колумбийского университета (магистр архитектуры); а также защитил диссертацию в Кембридже.

Вложенные файлы: 1 файл

Питер Айзенманн.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный  университет имени Е.А.Букетова

Профессионально-художественный факультет

Кафедра ИЗО и Дизайна

 

 

 

 

 

 

 

Эссе

По дисциплине: «История искусств»

«Питер Айзенман»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Питер Айзенман (род. 11 августа 1932, Ньюарк, штат Нью-Джерси) — американский архитектор, автор многочисленных монографий и  статей, профессор архитектуры, один из основоположников архитектурного деконструктивизма.

 

 

 

Из еврейской семьи. Архитектурное образование П. Айзенман получил в Корнелльском университете (бакалавр архитектуры); в Высшей Школе Архитектуры Колумбийского университета (магистр архитектуры); а также защитил диссертацию в Кембридже.

 

В 1967 году он основал Институт исследования архитектуры и градостроительства (Institute for Architecture and Urban Studies — IAUS), которым руководил до 1982 года. В разное время П. Айзенман преподавал в Купер Юнион, Принстонском и Йельском университетах, он был учителем Даниэля Либескинда, из его архитектурного бюро вышли лидеры «блобмейстеров» — Грег Линн (Greg Lynn), Джеф Кипнис (Jeff Kipnis), Марк Уигли (Mark Wigley), Сэнфорд Квинтер (Sanford Kwinter).

 

В начале своего творческого  пути Питер Айзенман входил в состав «нью-йоркской пятерки» (также группа известна как «пятеро белых»), в которую помимо него входили: Чарльз Гуотми (Charles Gwathmey), Джон Хейдак (John Hejduk), Ричард Мейер и Майкл Грейвз (Michael Graves). Группа была организована по итогам конференции, посвященной проблемам изучения окружающей градостроительной среды, проведенной в музее современного искусство (MOMA) в 1969 году. Работы группы представляли т. н. нью-йоркскую архитектурную школу. В этот период Айзенман работает с геометрическими абстрактными композициями и творческим наследием Ле Корбюзье.

 

С 1978 года П. Айзенман отходит от сугубо рационалистических поисков и переходит в область иррационального. Внешним событием, спровоцировавшим этот перелом, оказался курс лечения Айзенмана у психоаналитика. «Именно тогда я начал путешествовать по своему подсознанию. Уходить в самоанализ и все меньше ориентироваться на рационалистические функции мозга. Это вызвало сдвиг в моей архитектуре. Мои здания стали закапываться в землю и в область подсознательного».

 

Этот период поисков  Айзенмана можно обозначить как деконструктивистский, несмотря на то, что сам архитектор всячески отказывается от каких-либо четких определений. Сам себя он в разные периоды провозглашал постфункционалистом, постмодернистом, деконструктивистом. Такое отсутствие чёткой позиции — и есть позиция Айзенмана, последовательно уклончивая и непоследовательно деструктивная. Он считает, что человек волен выбирать из всего многообразия, предлагаемого этим миром, без каких-либо ограничений, все, что покажется лично ему близким в данный момент, что вызывает резонанс, заставляет задуматься о себе.

 

Работая как деконструктивист, Айзенман в первую очередь исследует  архитектуру как идею, а основными  источниками вдохновения для  него являются тексты Жака Деррида  и психоанализ. Совместно с Деррида он создал проект «Хоральное произведение», включающий в себя литературный и архитектурный дискурс. При этом Деррида выступил в качестве дизайнера, а Айзенман — как литератор. Это были две параллельные работы, которые были одновременно и независимы друг от друга, и в тесной корреляции между собой. В результате возник образец многоголосой, многоязыкой «архитектуры-полиглота». «Словесный дизайн» включает в себя хореографию, музыку, пение, ритмические эксперименты.

 

По мнению Айзенмана, архитектура должна быть критична, она не должна удовлетворять нужды заказчика и решать его проблемы, напротив, — архитектура ставит проблемы. В соответствии с этой концепцией, Айзенман выстраивает не только теории, но и реальные сооружения, часто шокируя заказчика. Например, в проекте «Гордиола Хаус» он заявил заказчику, что согласно его теории, окна дома не должны выходить на океан (о чём так мечтал заказчик); в «Векснер-центре», предназначенном для экспозиции работ художников, очень трудно повесить на стену картину (хотя бы потому, что стен как таковых нет). Здание заставляет художников искать иные способы самовыражения, работать не с пустыми стенами, а с весьма не простым контекстом.

 

 

Аахен, автобусная остановка  на Friedrich-Wilhelm-Platz (1996)

 

Все исследования Айзенман декларирует в своих текстах. Понять его архитектуру в отрыве от теории очень сложно, из-за чего Чарльз Дженкс причисляет его к модернистам, заставляющим мир подстраиваться под  их идеи. Однако сам Айзенман утверждает, что в данном случае это не абстрактные идеи, но то, что всегда было заложено в самой архитектуре, но до сих пор было скрыто. Задача архитектора — вскрыть то, что было подавлено, помочь выразится тому, что считалось нефункциональным, бессмысленным и т. д. «Если между супружескими кроватями есть щель, — говорит Айзенман, — в которую можно провалиться — это меня не заботит. Если в семье есть ребёнок — это меня не волнует, если оказывается, что из обеденного стола в столовой выпирает столб — мне на это наплевать, если люди не могут увидеть из своего дома океан через окно — ну и пусть».

 

Чтобы избавиться от предрассудков  традиции, он использует метод «чтения  в пробелах», который во многом совпадает  с постмодернистской концепцией «складки» (Жиль Делёз. Складка: Лейбниц  и барокко. 1988). По его мнению, традиционные оппозиции между структурой и орнаментом (декорацией), абстрактным и фигуративным, формой и функцией могут быть упразднены. Архитектура может начать объясняться «между» этими категориями (не порывая с ними окончательно).

 

 

Берлин, здание международного выставочного центра (1981)

 

Начиная с 1990-х, П. Айзенман окончательно отказывается от деконструктивистского  дискурса и переключает свои поиски в область нелинейной архитектуры. В качестве переломного момента  можно обозначить кризис осени 1988 года, когда Айзенман окончательно осознал «смерть деконструктивизма»(чему способствовала организованная при поддержке Филипа Джонсона знаменитая выставка «Деконструктивистская архитектура» в нью-йоркском Музее современного искусства) и перед ним встал вопрос: «а что же дальше?». Новое вдохновение пришло со стороны современных открытий в науке, идеи самоорганизующихся органических структур, теории складки Ж. Делеза, теории фракталов.

 

 

Постройки и проекты.

 

Берлин, здание международного выставочного центра (1981)

Дом II (House II), Хардвик, Вермонт, 1969—1970

Дом IV (House IV), Фолз-Виллидж, Коннектикут, 1971

Дом VI (House VI) /он же Дом  Фрэнка (Frank house)/, Корнуолл, Коннектикут, 1972—1975

Дом Икс (House X), Блумфилд-Хиллс, Мичиган, 1975

Городская площадь в  районе Каннареджо, Венеция, Италия, 1978

Социальное жилье, программа IBA (IBA Social Housing), Берлин, Германия, 1981—1985

Пожарное депо в Нью-Йорке, Бруклин, Нью-Йорк, 1983—1985

Fin d’ou T Hou S, 1983

Центр визуальных искусств Векснера (Wexner Center for the Visual Arts), Государственный университет Огайо, Коламбус, Огайо, 1983—1989

Летящие стрелы, эрос и прочие ошибки (Moving Arrows, Eros and other Errors), Верона, Италия, 1985

Университетский музей (University Art Museum), Лонг Бич, Калифорния, 1986

Биоцентр (Biocentrum), Франкфурт-на-Майне, Германия, 1986

Ла-Виллет, Париж, Франция, 1986

Аахен, автобусная остановка на Friedrich-Wilhelm-Platz (1996)

Виртуальный дом (Virtual House), конкурс  идей, 1996

Университетская библиотека (Bibliotheque de L’IUHEI), Женева, Швейцария, 1996—1997

Статен-Айлендский институт искусств и естественных наук (Staten Island Institute for Arts and Sciences), Статен-Айленд, Нью-Йорк, 1997—2001

Концертный зал в Брюгге, Бельгия, 1998—1999

Расширение стадиона Рейзорбэк (Razorback Stadium Expansion), Файетвиль, Арканзас, 1998—1999

Галисийский город культуры (Ciudad de la Cultura de Galicia), Культурный центр в  Сантьяго-де-Компостела, Галисия, Испания, 1999 — наст. время

Башня на р. Шпрее (Spree Dreieck Tower), Берлин, Германия, 2000-наст.время

Проект башни FSM (FSM East River Project), Нью-Йорк, 2001

Стадион в Мюнхене (Neues Fussball Stadion in Munchen), Мюнхен, Германия, 2001

Мемориал жертв Холокоста в Берлине (Memorial to the Murdered Jews of Europe), Берлин, Германия, 2005

Стадион университета Финикса (University of Phoenix Stadium), Глендейл, Аризона, 2006


Информация о работе Питер Айзенман