Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 13:07, контрольная работа
Оратор обращается с людьми непосредственно, и это позволяет ему быстро реагировать на актуальные жизненные вопросы, активно распространять, пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей.
Введение…………………………………………………3
Основы ораторского мастерства………………...4
Логика речи……………………………………….5
Культура речи…………………………………….6
Стилистические приемы ораторской речи……..7
Лексические приемы ораторской речи…………13
Заключение……………………………………………...15
Список литературы……………………………………..16
Контрольная работа №1
Вариант №5
Тема№5: «Стилистические приемы ораторской речи»
Содержание:
Введение…………………………………………………3
Заключение……………………………………………...
Список литературы……………………………………..16
Введение:
Ораторское,
устное слово люди ценили во
все времена. Оно – важное и
активное средство воспитания и обучения,
распространения философских, эстетических
учений, политических, экономических и
других знаний, постижения культурных
ценностей и новых идей. Истинное слово
пробуждает лучшие гражданские чувства,
служит целям прогресса.
Оратор
обращается с людьми непосредственно,
и это позволяет ему быстро реагировать
на актуальные жизненные вопросы, активно
распространять, пропагандировать передовые
мысли, стремительно откликаться на события,
учитывать многочисленные интересы слушателей,
комментировать известные факты, разъяснять
политику государства. Оратор обращается
к совести людей, их памяти, их национальным,
патриотическим, интернациональным чувствам.
Он поднимает в человеке духовность, благородное
движение разума, ставит на первый план
общечеловеческие заботы, интересы, идеи.
Благородные цели познания, проповедь
гуманизма и милосердия, «открытие» правды
возвышают речь, влияют на духовный мир
слушателей. Подлинный оратор, вкладывая
в речь всю глубину своего интеллекта
и страсть своей души, действует на умы
и сердца людей.
Демократия
предполагает открытость, гласность, широкие
ответственные дискуссии, публичные выступления,
которые играют огромную роль в возможности
высказывания самых разных точек зрения,
в оздоровлении общественной атмосферы
в умножении духовного богатства жизни,
в объединении всех прогрессивных сил
общества. Одна из главных особенностей
демократии – возможность убеждать правдивым,
свободным словом. Это требует от выступающего
в разнообразных аудиториях, порой весьма
сложных, высокого мастерства, основанного
на хорошем знании материала и активном
владении действительной речью – оружием
оратора. Это требует колоссальной ответственности
за сказанное слово и предельной взыскательности
своей речи.
Русские
ораторы вписали яркие страницы в историю
мирового красноречия. Блестящие речи
политических деятелей и деятелей культуры
прошлого и настоящего, многочисленные
выдающиеся работы по теории красноречия
– наше наследие, наше национальное богатство,
достижение нашей цивилизации. Мы должны
изучать это богатство и активно овладевать
им. Д.С.Лихачев справедливо заметил, что
ценности прошлого должны стать активными
участниками жизни настоящего, нашими
боевыми соратниками, в произведениях
гуманистических, человеческих в высшем
смысле этого слова культура не знает
старения, мы открываем новое в старом.
Лучшие произведения ораторского искусства
продолжают участвовать в жизни человека,
их продолжают читать, они воздействуют
на нас.
Речь оратора
передает его личность, его индивидуальность,
его духовность, его связь с политической
и культурной жизнью народа. Всесторонний
анализ речей ярких ораторов показывает
нам глубину и оригинальность из идей.
Многообразие жанров и тематики, которая
отражает круг их интересов, логику развития
их мысли, языковые и композиционные особенности
их выступлений.
Сейчас многие
выступают с речами и докладами, читают
лекции, проводят беседы. Речевая активность
людей значительно возросла. И это радует.
Но для повышения мастерства, конечно,
необходимо изучать теорию ораторского
искусства, глубоко анализировать речи
выдающихся ораторов, переносить теоретические
знания в собственную практику.
«Что
говорить?», «как говорить?», «как
добиться того, чтобы выступление было интересным и убедительным?»
– вот далеко не полный перечень вопросов,
которые так или иначе задает себе человек,
которому предстоит выступать публично.
Ораторский
успех во многом зависит от эффективности
работы над содержанием каждого отдельно
взятого публичного выступления.
Разработка
содержания публичного выступления начинается
с осмысления и уточнения темы, вычленения
главной, центральной идеи, уточнения
основных положений и понятий, формулирования
основного тезиса и подтверждающих его
аргументов.
Можно
использовать классическую схему ораторского
искусства. В основе ее лежат 5 этапов:
1-й этап. Подбор необходимого
материала, содержания публичного выступления
2-й этап. Составление плана,
распределение собранного материала в
необходимой логической последовательности.
3-й этап. Литературная
обработка речи, насыщение ее содержания.
4-й этап. Заучивание, запоминание
текста речи.
5-й этап. Произнесение речи с соответствующей
интонацией, мимикой, жестами.
Важнейшим
качеством эффективности
Эти законы
прежде всего распространяются на словесное
определение понятий, логические выводы,
доказательства своей точки зрения в процессе
ведения полемики. Чем доказательнее речь
оратора, тем эффективнее восприятие слушателей,
тем более создается уверенность в надежности
и достоверности услышанной информации.
Общепризнанно, кто логично мыслит, тот
и логически ясно говорит. Поэтому первейшая
задача оратора еще в процессе подготовки
к публичному выступлению - продумать
до мельчайших подробностей логику своего
выступления, аргументацию своих выводов
и обобщений.
Логическая схема
доказательства чаще всего слагается
из 3 элементов:
1. Тезис - это
исходное положение, истинность которого
стремится доказать оратор. И наоборот,
если истинность тезиса сомнительна для
оратора, то вряд ли тезис будет убедителен
для других. Формулируя тезис, следует
помнить, что он должен быть ясным и четким,
не содержать в себе противоречия. Расплывчатость
тезиса или его подмена являются наиболее
типичными ошибками в речи недостаточно
опытного оратора.
2. Аргумент
- это логический довод, истинность которого
проверена и доказана практикой. Аргумент
является необходимой частью всякого
доказательства. Наиболее сильным аргументом
в процессе доказательства являются факты,
истинность которых не подвергается сомнению.
3. Доказательство
по способу рассуждения может быть прямым
или косвенным. При опоре на прямой способ
доказательства аргументы непосредственно
обосновывают истинность тезиса. При косвенном
способе доказательность истины обосновывается
путем доказательства ложности противоречащего
положения.
Логическая
аргументация по тому или иному вопросу
в процессе публичного выступления может
быть развернута в 3 вариантах: индуктивно
(от частных факторов к общим заключениям),
дедуктивно (от общих положений к частным
заключениям) и в сочетании, т.е. индуктивно
и дедуктивно одновременно.
Успех публичного
выступления оратора во многом
зависит от культуры речи, ее
богатства, ясности, точности, информационной
насыщенности. Поэтому важно избегать
следующих ошибок:
Штампы в речи - это лексически неполноценные слова
и выражения, их иногда справедливо называют
"затасканные, избитые выражения".
Они мало что добавляют к тому, что хочет
сказать оратор, но сильно перегружают
его речь. К речевым штампам можно отнести
выражения типа «развернули работу широким
фронтом», «новая методика взята на вооружение»,
«мероприятием было охвачено», «на данном
этапе».
Также мало
чего общего имеют с речевой культурой вульгаризмы - нелитературные
и неправильные по грамматической форме
слова и выражения: «заткнуть глотку»,
«дать в лапу», «рожа», «заткнись».
Жаргоны - например,
слова и обороты, заимствованные из уголовного
мира: «кореш» (друг), «завязать» (решительно
покончить), «пристегнуть» (прибавить).
Многословие
и демагогия -
это типичное неумение оратора сформулировать
свои мысли лаконично, кратко и ясно, это
отступление от предмета речи, замена
точных и ясных формулировок общими фразами.
Слова паразиты
- типичная болезнь многих ораторов: "это
самое", "ну вот", "в самом деле".
Среди типичных
ошибок ораторской речи наибольшее распространение
получило несоблюдение правильного произношения
вследствие неверной расстановки ударений
в отдельных словах.
Вычурность
и манерность языка оратора вызывает иронию,
раздражает и, естественно, отрицательно
влияет на контакт с аудиторией. К примерам
вычурности и манерности можно отнести
неверное произношение следующих слов:
эстетика, синтетика, отель, компьютер.
Для преодоления
вышеперечисленных недостатков проводите
самоанализ и самоконтроль за тем, как
вы говорите.
Для современной ораторской речи является
характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных
языковых средств. Практика выступления
лучших ораторов показывает, что сухое
деловое выступление, сводимое к передаче
«голой» информации в современной молодежной
аудитории, как правило, остается без внимания,
а нередко вызывает скуку и даже раздражение.
Поэтому
начинающему оратору необходимо овладеть
приемами стилистического синтаксиса,
которые могут достичь экспрессивности,
эмоциональности публичного выступления.
Прием
градации - нарастание смысловой и эмоциональной
значимости слова. Градация позволяет
усилить, придать им эмоциональную выразительность
фразе, сформулированной мысли.
Прием
инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает
привычный, общепринятый ход мыслей и
выражений на диаметрально противоположный.
Прием апелляции к
собственным мыслям - размышления, сомнения,
которые позволяют создать ситуацию доверительного
общения с аудиторией.
Специфика
устной речи проявляется в построении
фраз и целых предложений. Считается, что
в публичном выступлении предпочтение
следует отдавать более коротким предложениям,
они лучше воспринимаются на слух и запоминаются.
Кроме того, короткое предложение позволяет
более гибко подходить к изменению интонации
Основные приемы ораторской речи:
Остроумие - изощренность мысли, изобретательность в нахождении ярких, острых или смешных выражений, определений.
Ирония - стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки: "Граф Хвостов. \\ Поэт, любимый небесами, \\ Уж пел бессмертными стихами \\ Несчастье невских берегов" (Пушкин).
Сарказм - высшая степень иронии, это ирония сатирической направленности. "Изысканность и гладкость, пустая глубина, елейность не без ядовитой примеси, бархатная лапка не без когтей, схоластические оттенки и оттеночки..." - К. Маркс. Оценка ораторской манеры Гладстона.
Гротеск - изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде.
Парадокс - от греческого paradoxus - неожиданный, странный - мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу.
Абсурд - от латинского absurdus - нелепый - бессмыслица, нелепость.
Намек - слово или выражение, в котором мысль высказана неясно, не полностью и может быть понята лишь по догадке.
Остроумие, умение вызвать смех аудитории всегда были важными компонентами ораторского искусства. Смешное может выполнять самые разнообразные функции в речи: помогает установит контакт с аудиторией, восстановить утраченное внимание, когда логические приемы оказываются бессильными. Веселый куплет может опрокинуть трон и низвергнуть богов, замечал Анатоль Франс.
Оратор прибегает к юмору как инструменту передачи мыслей и эмоциональной настроенности, предполагая, что в зале находятся его единомышленники. Обязательное условие эффективности публичного смеха - строгое чувство меры, такт и высокий художественный вкус. Недопустимо шутить примитивно или невпопад. Неуместные остроты могут нанести выступлению непоправимый вред, а оратору создать печальную репутацию Используя юмористический пример или шутку, надо думать и о том, насколько аудитория подготовлена к их восприятию, способна ли она почувствовать соль юмористического примера. Тонкий юмор обычно требует подготовки аудитории, иначе шутка может не дойти, повиснет в воздухе. Нелепое впечатление производит вид оратора, самодовольно хохочущего над собственной шуткой .
Юмор и остроумие по Цицерону
Остроумие, как известно, бывает двух родов: или равномерно разлитое по всей речи, или едкое и броское. Так вот, первое - древние называли шутливостью, а второе - острословием. Ни в том, ни в другом названии нет ничего серьезного; да и ведь смех возбуждать - дело ничуть не серьезное. Юмор и остроумие сплошь и рядом приносят нам успех в делах. Но как для непрерывной шутливости не требуется никакой науки (ведь природа, создавая людей, вложила в некоторых дар передразнивать и дар шутливо рассказывать, помогая себе и лицом и голосом, и самим складом речи), так и во второй манере, в острословии, не может быть места для науки: как же иначе, если остроумно пущенное слово должно ранить раньше, чем может быть обдумано. Какая же польза от науки могла быть моему брату, когда на вопрос Филиппа "Чего ты лаешь?" он ответил: "Вора вижу!". Остроумцы и острословы редко умеют считаться с людьми и с обстоятельствами и удержаться от меткого словца по любому поводу. Поэтому некоторые шутники остроумно толкуют сказанное Эннием - Легче пламя человеку за зубами удержать, \\ Чем хорошее словечко, -
Цицерон считал, что шутками и остротами можно ниспровергнуть своего соперника не хуже чем трагедией. Примером трагедии Цицерон приводит речь Красса, которого он почитал выше себя, против беспутного Брута (по прозвищу "Ябедник") на похоронах старой Юнии: Когда сверкнув глазами и грозно повернувшись всем телом он с таким негодованием и стремительностью воскликнул: "Ты сидишь Брут? Что же должна передать покойница от тебя твоему отцу? Всем тем, чьи изображения движутся перед тобой? Твоим предкам? Луцию Бруту, избавившему народ наш от царского гнета? Что сказать им о твоей жизни? О твоих делах, о твоей славе, о твоей доблести? Может быть сказать, как ты приумножил отцовское наследство? Ах, это дело не благородного! Но хоть бы и так, все равно тебе приумножать уже нечего: ты прокутил все. Или ты был занят военной службой? Да ты и лагеря никогда не видел! Или красноречием? Да у тебя его и в помине нет, а убогий твой голос и язык служат лишь гнуснейшему ремеслу ябедника!
Пять вопросов о смехе Цицерона
Предмет мой разделяется на пять вопросов: во-первых, что такое смех; во-вторых, откуда он возникает; в-третьих, желательно ли для оратора вызвать смех; в-четвертых, в какой степени; в-пятых, какие существуют роды смешного.
Второе, о чем спрашивается, т.е. источник и область смешного - это, пожалуй, все непристойное и безобразное; ибо смех исключительно или почти исключительно вызывается тем, что обозначает или указывает что-нибудь непристойное без непристойности.
Вызвать смех для оратора, конечно, очень желательно: либо потому, что веселая шутка сама вызывает расположение к тому, кто шутит; либо потому, что каждого восхищает острота, заключенная подчас в одном-единственном слове, обычно при отпоре, но иной раз и при нападении; либо потому, что такая острота разбивает, подавляет, унижает, запугивает и опровергает противника или показывает самого оратора человеком изящным, образованным, тонким; но главным образом потому, что она разгоняет печаль, смягчает суровость, а часто и разрешает шуткой и смехом такие досадные неприятности, какие нелегко распутать доказательствами.
В какой степени следует оратору применять смешное - надо рассмотреть как можно тщательнее. Ибо ни крайняя и граничащая с преступлением бессовестность, ни, с другой стороны, крайнее убожество не поддаются осмеянию: злодеев мы хотим уязвить больнее, чем это можно сделать смехом, а убогих мы вовсе не желаем вышучивать, если только в них нету смешного тщеславия. А больше всего надо щадить уважение к людям, чтобы не сказать опрометчиво что-нибудь против тех, кто пользуется общей любовью.
Итак, в шутке первым делом надо соблюдать меру. Поэтому легче всего подвергается насмешке то, что не заслуживает ни сильной ненависти, ни особенного сострадания. Следовательно предметом насмешек могут быть те слабости, какие встречаются в жизни людей, не слишком уважаемых, не слишком несчастных и не слишком явно заслуживающих казни за свои злодеяния; остроумное вышучивание таких слабостей вызывает смех. Отличным предметом для подшучивания служит и безобразие и телесные недостатки; но и тут, как и в других случаях, надо очень внимательно соблюдать меру. При этом рекомендуется избегать не только плоских, но по возможности и слишком соленых острот, дабы они не оказались шутовскими.