Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:29, доклад
Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х годах нашего века. Его создатели – молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного, сверхестественного. По определению основателя и идеолога этого направления Андре Бретона сюрреализм есть «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли.
Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х годах нашего века. Его создатели – молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного, сверхестественного. По определению основателя и идеолога этого направления Андре Бретона сюрреализм есть «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». Создавался не просто новый стиль в искусстве и литературе, а, в первую очередь, проявлялось стремиление переделать мир и изменить жизнь. Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле.
Рене Магритт
Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магритта стали популярнейшими образцами сюрреализма.
Это один из крупнейших
представителей сюрреализма
Образ может родиться лишь из сближения двух более или менее удаленных друг от друга реальностей. Так, на картине «Фальшивое зеркало» все пространство занимает изображение громадного глаза. Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с прозрачными облаками: органы чувств лишь отражают внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны. Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях. Возможно, именно поэтому он отказывался именовать себя сюрреалистом, так как был уверен, что «Искусство не подвластно психоанализу. Это всегда тайна».
Ив Танги
Идея стать художником овладела Танги после того, как в 1923 году он увидел картины Джорджо де Кирико. Его друг, поэт Жак Прюве, ввел его в круг сюрреалистов. Впечатления детства и юности и военной службы на флоте, связанные с морем, оказали определенное влияние на его творчество.
Танги
использовал в своей живописи
формы амеб, морских и земноводных
животных, плавные линии и очертания
дыма и облаков, пульсаций в
воде и дрожащий свет. Одной
из первых выдающихся работ
считается «Мама, папа ранен!»
Мотивом ее создания, по словам
историка искусства Джеймса
Саймон Вильсон в «Живописи сюрреализма» так описывает это произведение: «Непостижимый фаллический объект справа возможно представляет отца, испускающего, подобно некоторым раненым морским тварям, серое облако; мать представляется зеленой фигурой, и в центре подвижный младенец - в образе фасолевого объекта». В 1946 году Танги эмигрировал в США. Пейзажи с морскими мотивами Танги писал всю жизнь, достигая интересных колористических результатов. В послевоенные годы он довольно часто устраивал выставки своих полотен вместе с другими художниками-сюрреалистами.
Мерет Оппенгейм
Мерет Оппенгейм — немецко-швейцарская художница-сюрреалистка, получившая мировую известность в Париже и Нью-Йорке. В возрасте 18 лет Мерет Оппенгейм приехала в Париж, где познакомилась и близко сошлась с Джакометти, Жаном Арпом, Маном Рэем, которые проявили интерес к ее работам и пригласили участвовать вместе с сюрреалистами в выставке Салона Независимых.
Мерет имела среди сюрреалистов большой успех и стала их «музой», неоднократно позируя, в частности, в качестве модели для знаменитой серии фотографий ню Мана Рэя. В том же 1933 году она вступила в состав группы парижских сюрреалистов, где близко сошлась с Андре Бретоном, Марселем Дюшаном и Максом Эрнстом. В выставке 36-го года ее «Меховой чайный прибор» произвел сенсацию и стал буквально «гвоздем» выставочного сезона в Париже и Нью-Йорке.
Благодаря этому Мерет стала знаменитой. По лучшим законам жанра в этом предмете совмещается несовместимое: утилитарный бытовой предмет в результате вмешательства художника не только утратил свою первоначальную функцию и сделался совершенно бесполезным, но и приобрел при этом черты высоко сублимированной сексуальности и скандальной издевки над здравым смыслом. «Меховой чайный прибор» стал признанной классикой жанра и эталоном для нескольких поколений сюрреалистов, работавших в жанре «предмета». В Швейцарии учреждена художественная премия имени Мерет Оппенгейм.