Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 17:13, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является изучение творчества и хореографических постановок Иржи Килиана.
В ходе работы следовало решить следующие задачи:
o Развитие творческой деятельности;
o Проанализировать хореографические постановки;
o Рассмотреть наиболее существенные этапы Иржи Килиана;
o Заслуженные награды и премии, полученные Иржи Килиано
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
NEDERLANDS DANS THEATER 10
БАЛЕТ «СВАДЕБКА» 12
ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ 15
БАЛЕТ В ОДНОМ ДЕЙСТВИИ «ШЕСТЬ ТАНЦЕВ» 16
СПИСОК ПОСТАНОВОК 18
НАГРАДЫ И ПРЕМИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
« Говорят, что танец – это всегда любовь. Повороты, наклоны, прыжки, ритмичные движения – это танец. Это первичное искусство – самое физическое и самое личное. Мы используем наши руки, для того чтобы рисовать картины на холсте или создавать формы из камня, а танец требует всего нашего тела, которое движется в пространстве. Танец – самое непостоянное и текучее из искусств. Для стороннего наблюдается это беспорядочная последовательность различных движений, которую почти невозможно заполнить.
С доисторических времён художники и скульпторы пытаются отразить волнение, текучесть и красоту танца на стенах пещер и храмов, в фигурках из глины и мрамора. Но никакой рисунок, никакая скульптура не могли передать основные свойства танца – движение. Без движения танец был мёртв»
Джим Келли
Несомненно, большую и значительную роль танец сыграл в творческой деятельности одного из самых изысканных танцовщиков и хореографа современной балетной сцены – Иржи Килиан.
Изучив биографию многих знаменитых танцовщиков, творчество Килиано для меня является самым ярким, отмеченным и значительным.
Его творчество меня очень заинтересовало после просмотра в национальном академическом большом театре оперы и балета Республики Беларусь балета в одном действии « Шесть танцев» и я решила написать именно про него.
«Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн». В этой фразе, брошенной остряком-балетоманом, есть только доля правды. С момента своего появления в Америке и Германии в начале ХХ века, танец модерн остается предметом отчаянных споров и зрителей, и специалистов. Бытует мнение, что за модерном можно скрыть недостатки техники: и пресловутой выворотности нет, и высокого прыжка. А все якобы, потому, что модерном занимаются те, то в классике несостоятелен. Между тем его причудливая экспрессия держится на классической технике, также как на гранитном фундаменте одинаково прочно стоят средневековые дворцы и стеклянные небоскребы.
Но так уж происходит в любом деле: пока одни спорят, другие создают. И одним из тех, кто не опровергает традиции, а, наоборот, умело трансформирует, является Иржи Килиан. Закончив самую что ни на есть классическую Королевскую балетную школу Лондона, он в 1978г. Возглавил Нидерландский театр танца (NDT), который к тому времени уже не один десяток лет исповедовал культ современной хореографии. Сегодня Килиан – Национальное достояние Нидерландов, любимый хореограф королевы, по-прежнему ставит несколько балетов в сезон. Он дает танцовщикам возможность максимальной реализации, работая сразу с тремя труппами – молодежной, основной и старшей. Но юниоры и ветераны, перешагнувшие 40-летний рубеж – далеко не статисты. Например, отмечая сорокалетний юбилей театра и четверть века на посту его художественного руководителя, хореограф отвел роли в праздничном представлении артистам в возрасте от 18 до 63 лет.
Свои балеты Килиан, как однажды отметил великий русский балетмейстер Ф. Лопухов, ставит «не под музыку, а на музыку». И этого вполне достаточно, чтобы отсечь все лишнее. Бесконечные превращения происходят на пустой сцене, искусно декорированной музыкой Баха, Веберна, Моцарта…
Хореограф, всколыхнувший всю Европу, сумевший смешать современный танец с балетным искусством это Иржи Килиан.
«Танцевать надо так же, как любить» - одно из творческих кредо великого маэстро. Начало его творческого пути зарождается с любви к цирку. Он мечтал стать акробатом, но увидев балет, подавляющие эмоции имели решающие влияние на его будущее. Сейчас каждому любителю балета и современной хореографии известно имя Иржи Килиана. Этот легендарный чешский хореограф обогатил танцевальную историю такими популярными постановками как «Черное и белое», «Сарабанда», «Сладкие сны»
Он выработал особый фирменный стиль, далеко вышедший за рамки классического «канона». Имеет стойкую репутацию хореографа-философа, исследующего, прежде всего глубины человеческой натуры, чем физические возможности тела, и славится своей феноменальной музыкальностью.
«Есть Иржи Килиан, у которого, я сказал бы, самые „золотые“ уши. Он превращает метафоры в движения, Килиан слышит музыку и видит движения»
Рудольф Нуриев
Посмотрев его хореографические постановки, я восхищаюсь и поражаюсь талантом и удивительной его возможностью соединять современную хореографию с классикой. Я считаю, что для того что бы добиться таких высот и способностей, необходимо упорно работать прежде всего над собой, как это делает и осуществляет в своём творчестве Иржи Килиан. Это подтверждается тем, что он отмечен многими премиями и наградами.
Главной целью моей курсовой работы является изучение творчества и хореографических постановок Иржи Килиана.
В ходе работы следовало решить следующие задачи:
Анализируя творчество, хореографическую деятельность, внутренний мир его души, я опиралась на хронологический принцип исследования. Также использовала методы наблюдения, научного анализа, изучалось развитие творчества в современном хореографическом театре.
Главным источником информации послужил Copyright 2008 балета Foundation, Inc, а также интервью из газет, например: « Газета КоммерсантЪ», журнал «Балет» и другие.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Иржи Килиан [прил. 1,рис.1,2] родился 21 марта 1947 г. в Праге (Чехословакия). После учёбы в балетной школе Пражского национального театра и консерватории, стажировался в школе Королевского балета (Лондон). Здесь он вступил в контакт с самыми важными событиями в хореографии – балет, а также современный танец. По приглашению одного из крупнейших хореографов того времени Джона Крэнко поступил в руководимую тем труппу — Штутгартский балет, где оставался — в ранге солиста.
В 1975 г. назначается одним из артистических директоров Нидерландского театра танца. Через два года становится единственным артистическим директором этой труппы и создателем ее обширного репертуара.
После показа на Международном фестивале Сполето (г. Чарльстон, Южная Каролина, США) балета «Симфониетта» на музыку Л. Яначека к нему приходит международная известность. Которая все упрочняется с показами все новых балетов Килиана на этом фестивале, в число которых попали культовые его произведения, такие как «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского, «По заросшей тропе» на музыку Л. Яначека, «Забытая земля» на музыку Б. Бриттена, «Свадебка» И. Стравинского, «Пастбище» К. Чавеса, «Дитя и волшебство» М. Равеля.
В середине 80-х гг. начинает ставить преимущественно абстрактные опусы. В этот период были поставлены балеты, также получившие широкое международное признание. Среди них те балеты, поставленные в разные годы, которые впоследствии были объединены им в знаменитую программу «Черно-белых балетов»: «Шесть танцев» на музыку В.А. Моцарта, «Игра окончена» на музыку А. Веберна, «Падающие ангелы» на музыку С. Райха, «Сарабанда» на музыку И. С. Баха, «Сладкие сны» на музыку А. Веберна, «Маленькая смерть» на музыку В.А. Моцарта; «Местонахождение неизвестно» на музыку А. Пярта, А. Веберна, С. Райха, Ч. Айвза, М. де Роо.
Выработал особый фирменный стиль, далеко вышедший за рамки классического «канона». Имеет стойкую репутацию хореографа-философа, исследующего, прежде всего глубины человеческой натуры, чем физические возможности тела, и славится своей феноменальной музыкальностью.
«Есть Иржи Килиан, у которого, я сказал бы, самые „золотые“ уши. Он превращает метафоры в движения, Килиан слышит музыку и видит движения»
Рудольф Нуреев
В 1999 г. оставляет пост артистического директора театра, оставаясь при этом хореографом-резидентом — вплоть до 2009 г.[ 1]
Его балеты шли и продолжают идти в театрах и балетных труппах многих стран мира.
«О новой работе Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко - Ирина Черномурова, глава его международного отдела:
- Мы, когда раздумывали о хореографах, которые бы оказались по душе этой труппе, выбрали для себя именно Килиана и Начо Дуато - его последователя и его танцовщика в прошлом - и упорно шли по следу. Первый разговор был довольно тяжелым: Килиан по-прежнему настаивал на том, что он не может доверить русским танцовщикам свою хореографию. Самое радостное, что накануне премьеры он прислал потрясающее письмо в театр. Закончил тем, что "я не могу с вами быть персонально, я посылаю вам свои крылья, чтобы вы могли взлететь высоко" и по-русски: "Ни пуха ни пера! Ваш Иржи Килиан". Он замечательно написал: "Я создавал эти балеты свободной душой, в свободном духе. И это единственный путь, по которому можно идти в танце". Наши танцовщики совершенно счастливы. Вот это, наверное, самый главный результат: они летают на крыльях любви.»[ 2]
С середины восьмидесятых у Килиана изменилась точка художественного зрения и стиля он больше повернулся к абстракции и сюрреалистическим образам. Вследствие чего появились яркие примеры этого – начать с его «Черное и Белое», и продолжить такими работами как “No More Play”, «Маленькая смерть» (Петит-Морт), «Сарабанда», «Падение ангелов», «Сладкие сны», «Местонахождение Неизвестно» – или его танец, отражающий эстетику Японии в его версии японской сказки “Kaguyahime”.
NEDERLANDS DANS THEATER
В 1973 году – после первого проекта для Nederlands Dans Theater – художественные отношения между Килианом и хорошо известной голландской компанией привели к созданию около 50 танцевальных спектаклей для этой группы. С 1975 по наши дни Килиан является художественным руководителем Nederlands Dans Theater [прил 2, рис 1].
В 1978 г. организует труппу НДТ II, в которую входят очень молодые танцовщики (17-24 лет) [прил 2,рис 2,3,4]. В 1991-м — труппу НДТ III, объединившую, напротив, балетных пенсионеров, покинувших основной состав театра — НДТ I. Таким образом, по словам самого Килиана, его театр показывает жизнь танцовщика в трех измерениях.
Когда отмечалось 35-летие НДТ и 20-летие руководства Иржи Килианом этой труппой: была выпущен грандиозный спектакль «Арчимбольдо» (постановка нескольких хореографов «родом» из самого НДТ и фрагменты балетов Килиана), в которой приняли участие все три труппы — НДТ I, НДТ II и НДТ III. Пять лет спустя «Арчимбольдо» был показан на сцене Парижской оперы. Празднества прошли под девизом, предложенным самим мэтром: прошлое — это история, будущее — тайна, настоящее — подарок.
Из интервью:
«-В чем главная особенность творчества Нидерландского театра танцев?- вопрос корреспондента Иржи Килиане.
-Я, как главный хореограф этого коллектива, хотел бы настроить зрителей не знакомых с нашим творчеством на современный танец. В наших выступлениях вы не увидите многочисленные пируэты, прыжки, броски – элементы характерные для классического балета. Мои лучшие артисты достигли критического возраста для балетного искусства. Я о них говорю так: «Вы находитесь между сорока годами и смертью». В нашем творчестве мы стараемся подчеркнуть личность танцора, а не его физические способности. Мысль вернуть артистов достигших критического возраста в балете на сцену, оказалась гениальной идеей.
- Как правило, вы задействуете в постановке четырех артистов. Почему?
- Мы хотим, чтобы зритель на нашем спектакле прочувствовал танец и прощался с артистами как с лучшими друзьями. Добиться такого эффекта, когда на сцене находится более двадцати человек очень сложно. Кроме того, такое количество исполнителей позволяет четко показать зрителю отношения между мужчиной и женщиной.
- Какое количество спектаклей вы ставите за один сезон?
- В среднем за один год я выпускаю около восьми постановок. Однако, в творческом процессе есть свои нюансы, иногда эта цифра значительно меньше.»[3]
БАЛЕТ «СВАДЕБКА»
Одним из ярких балетов Иржи Килиана является балет «Свадебка» [прил 2, рис1].
Хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания Петра Киреевского.
Хореография: Иржи Килиан;
Музыка: Игорь Стравинский;
Музыкальный руководитель проекта и дирижер: Теодор Курентзис ;
Репетиторы: Эльке Шеперс, Филипп Тейлор ;
Игорь Стравинский стоит особняком в истории ХХ века. Во-первых, это композитор, который тесно сотрудничал с Джорджем Баланчиным, и они вдвоем и определили развитие балета в ХХ веке. Это, можно сказать, второй наиболее результативный творческий тандем после Чайковского–Петипа. У нас долгое время не было ни одного балета на музыку Стравинского. И я давно мечтал исправить эту ситуацию. В прошлом сезоне мы приобрели три балета Стравинского: «Monumentum pro Gesualdo», «Петрушка» и «Свадебка». «Свадебка» – это характерный Килиан, очень сложный балет на непростую музыку. Это был наш первый спектакль не в классическом и неоклассическом стиле ballet, а в более демократичном направлении dance.
Алексей Мирошниченко
В творчестве Иржи Килиана можно выделить три периода: большие хоральные и оркестровые работы, балеты-истории и «черно-белый период». «Свадебка» относится к концу первого периода. В 1910-е, когда Стравинский написал «Свадебку», это воспринималось как абсолютно новое слово в исполнительском искусстве. Иржи Килиан работал с тем же материалом, что и первая постановщица балета Бронислава Нижинская, но его трактовка музыки, конечно, своя. Килиан вдохновлялся музыкой и вокальным текстом, и у него получилась образная, иллюстрирующая музыку хореография. Это очень значительная работа.
Конечно, определенные ссылки на балет Нижинской, как на безусловный шедевр, с которым нельзя не считаться, есть. Но в остальном «Свадебка» Килиана самобытна. Иржи нашел способ сочетать музыкальный пласт с танцевальным так, чтобы они не перекрывали друг друга, а переплетались, рождая новый образ, нечто большее.
Килиан руководствовался подзаголовком, который был записан в партитуре: «Свадебка» – «маленькая сумасшедшая свадьба». В первую очередь, танцовщики Килиана должны обладать высоким градусом энергии и силы духа. Я имею в виду не ту энергию, которую переживает артист внутри себя, а те волны и импульсы, которые танцовщик через движения посылает в зал. Второе – это музыкальность. И третье – владение плечевым корпусом и руками. Килиан много работает именно с этими частями тела. Рука в балетах Килиана не просто поднимается вверх или вытягивается вперед – ее приводит в движение импульс, идущий из спины. Это важный момент, который мы с моей коллегой Эльке Шепперс, которая занималась подготовкой женского состава, постарались внушить пермским танцовщикам.