Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:37, курсовая работа
Целью данного курсового исследования является изучение особенностей формирования знаний и умений выполнения Гжельской росписи у детей 7-9 лет в начальной школы на уроках ИЗО.
Объектом данного исследования являются школьники 7-9 в начальной школе.
Предметом данного курсового исследования является Гжельская роспись.
Выделим задачи данного курсового исследования, а именно:
- рассмотреть анализ психолого-педагогической литературы по Гжельской росписи;
- изучить историю Гжельской росписи и методику выполнения;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы Гжельской росписи ………………………….4
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по Гжельской
росписи …………………………………………………………………………..4
1.2. История Гжельской росписи и методика выполнения……………………5
Глава 2. Технология изображения Гжельской росписи на уроке ИЗО
в начальной школе………………………………………………………………16
2.1. Порядок выполнения Гжельской росписи на уроке ИЗО
в начальной школе для детей 7-9 лет………………………………………….16
2.2 Структура уроков по Гжельской росписи в начальной школе
для детей 7-9 лет………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….….26 Список литературы…………………………………………………………….27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы Гжельской росписи ………………………….4
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по Гжельской
росписи …………………………………………………………………………..
1.2. История Гжельской росписи и методика выполнения……………………5
Глава 2. Технология изображения Гжельской росписи на уроке ИЗО
в начальной школе………………………………………
2.1. Порядок выполнения Гжельской росписи на уроке ИЗО
в начальной школе для детей 7-9 лет………………………………………….16
2.2 Структура уроков по Гжельской росписи в начальной школе
для детей 7-9 лет………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Целью данного курсового исследования является изучение особенностей формирования знаний и умений выполнения Гжельской росписи у детей 7-9 лет в начальной школы на уроках ИЗО.
Объектом данного исследования являются школьники 7-9 в начальной школе.
Предметом данного курсового исследования является Гжельская роспись.
Выделим задачи данного курсового исследования, а именно:
- рассмотреть анализ психолого-педагогической литературы по Гжельской росписи;
- изучить историю Гжельской росписи и методику выполнения;
- выявить порядок выполнения Гжельской росписи на уроке ИЗО в начальной школе для детей 7-9 лет;
- рассмотреть структуру уроков по Гжельской росписи в начальной школе для детей 7-9 лет.
Глава 1. Теоретические основы Гжельской росписи
Большинство современных литераторов, в том числе Королева Т.Л., Косминская В.Б. считают, что название «Гжель» имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находится река Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель. Допустимо также образование гидронима «Гжель» из балтийского gud(i)-el- (сравнить можно с древне-прусским названием «кустарник»). Эта основа широко представлена в балтийской гидронимии: прусск. Gudeniten, лит. Gudelupis, латыш. Guddel, курш. Gudde и ряд других [Косминская, 2009, с. 201].
Так как Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в 19 веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией, тоесть посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район [Алексахин, 2011, с. 85].
Гжель всегда славилась своими глинами. Большая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Этот приказ был действительным и в Москву привезли пятнадцать возов глины из Гжельской волости и было приказано использовать ее на аптекарские цели [Борисова, 2012, с. 196].
Если углубляться в сказы литераторов о развитии Гжельской росписи, то можно вспомнить рассказ Буровкиной Е.М. о том, что в полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города тянулись вдоль Большого Касимовского тракта дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.
Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре [Буровкина, 2011, с. 264].
1.2. История Гжельской росписи и методика выполнения
Гжель является одним из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из двадцати семи деревень, объединённых в «Гжельский куст» [Ворохов, 2011, с. 199].
«Гжельский куст»
расположен примерно в
В этой старинной подмосковной волости, известной с XIV века, издавна сложились условия для возникновения гончарного ремесла. Чтобы лучше понять современное искусство Гжели, обратим свое внимание к истокам гжельского промысла, а именно отметим, что Гжель была то удельной, то «государственной» вотчиной, поставлявшей сырье для «дела алхимической посуды». Царскую аптеку снабжала глиной, черепицей, кирпичом, гончарной посудой многие города и районы страны.
Во второй половине
XVIII века был большой скачек
в развитии керамического
Ведь слово «Гжель»
пришло из седой старины, когда целый
район с многочисленными
В 50-е годы XVIII века появились первые майоликовые мастерские в Гжели и уже через десять лет они создают заметную конкуренцию заводам Гребенщикова, братьев Сухаревых и Чапочкина. Два последних закрываются в 60-х годах, проработав всего несколько лет. В 70-е годы XVIII века в Гжели работает уже двадцать пять заводов. Согласно документам, они «делают из красной глины разных сортов посуду и сервизы» [Логинов, 2008, с. 238].
Прекращение деятельности завода Гребенщикова в 1773 году позволило Гжели стать единственным производителем этого вида керамики. С этого времени изделия Гжели приобретают особую популярность.
Расцвет деятельности многих гжельских мастерских приходится на 70-80-е годы XVIII века, о чем свидетельствуют сохранившиеся датированные изделия. Скудость документов не позволяет установить имена гжельских гончаров, владельцев мануфактур. Однако известны три замечательных художника Гжели - И.Н.Срослай, И.И.Кокун и С.Н.Гусятников [Грибовская, 2012, с. 180].
Расцвет майоликового искусства в Гжели совпал с активизацией деятельности и большим достижением заводов в Петербурге, преобразованного в 60-е годы XVIII века из бывшего гончарного цеха при Невских кирпичных заводах. В 90-х годах качество изделий падает, сбыт ухудшается. У гжельской майолики оказалось много серьезных конкурентов. Она перестала пользоваться спросом и неизбежна должна была уступить место фарфору и тонкому фаянсу.
Люди увидели в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелись мыслью перенести сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на большое круглое блюдо, на стройный кувшин или простую кружку.
Но с давних времен изделия с кобальтовой росписью вызывают в человеке чувство взволнованности от общения с живой красотой. А начинается все так. Художник берет в руки «фарфоровый бисквит» - ведь так называется белое матовое изделие, которое получают после первого обжига при температуре 900 гр.С. Он проводит ладонью по шершавой поверхности, ощущая под рукой выпуклую окружность тулова, постепенное сужение его к основанию, тонкий перехват у высокой горловины. Художник уже все распределил, и на белом изделии для него одного существует роспись [Новикова, 2012, с. 57].
Предварительный рисунок не нужен. Едва уловимое движение кисти, плавный поворот ее - и краска, набранная на одну сторону, широким мазком ложится на пористый сосуд, - тот, словно губка, впитывает в себя темный, как сажа, кобальт. Но кисть оставляет не просто темный след, в нем различные оттенки черного и постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Только опытный художник знает, какие тональные переходы синего тоятся в ней [Григорьева, 2010, с. 231].
Чтобы кобальтовый узор еще крепче соединился с сосудом, а сосуд сверкающе белым, его покрывают прозрачной глазурью стекловидным порошком, размешанным в воде. Затем ставят в капсель-огнеупорный футляр, который выдерживает очень большую температуру, и предохраняет изделие от засорения.
Теперь второй обжиг. Огонь завершит дело. В горне 1350 градусов. Мельчайшие крупинки глазури плавятся и, стекая вниз, покрывают весь сосуд ровным прозрачным слоем. Он становится гладким, блестящим, а темный кобальтовый цветок наполняется переливами синевы, как будто озаряется солнечными лучами.
Второе десятилетие XIX
века стало важной вехой в развитии
всех видов художественной керамики
в Гжели - полуфаянса, фарфора и
несколько позже тонкого
Особенно плодотворными оказались годы после Отечественной войны 1812 года. Общий патриотический подъем, осознание народом своей силы, обширные рынки сбыта, нехватка посуды ввиду разорения многих заводов французами, близость Москвы, а главное - наличие прекрасных глин, приобретение опыта и успехи в связи с созданием белых керамических масс - все это укрепляло положение Гжели как ведущего керамического центра страны [Пахомова, 2010, с. 261].
Гжель, оставаясь главным посудным центром страны, теряла значения центра художественной керамики. Попытки возрождения Гжели в конце XIX века свелись лишь к ее изучению и выводу о бесперспективности промысла. Интерес к Гжели постепенно пропал. В последней трети XIX века самобытное творчество народных мастеров было прочно забыто.
Проблема возрождения Гжели имеет свою историю. В конце 50-х годов XIX века район переживал состояние промышленного кризиса, а именно производство сокращалось, заводы закрывались. Правительство организовало обследование района с целью возможного оказания ему помощи. Причину создавшегося тяжелого положения определили дороговизной топлива, возникшей из-за уничтожения лесов.
С 1876 по 1899 год мелкие
производства разоряются, кустари уходят
на крупные фарфоро-фаянсовые
В 1921 году в деревне Ново-Харитонове была организована Гжельская керамическая профтехшкола, в задачи которой входила подготовка квалифицированных специалистов для подмосковного керамического района. В 20-е годы в Гжели действовало шесть государственных фарфоровых завода, более тридцати мелких фарфоровых заводов, более тридцати мелких фарфорово-гончарных предприятий и кустари.
Новая экономическая политика не только возродила частное предпринимательство, но дала мощный толчок развитию государственной гжельской фарфоровой и керамической промышленности. Сами рабочие стремились наладить работу на государственных предприятиях. Работа заводов Гжели постепенно налаживалась, но большинство предприятий производили электротехнический фарфор. Кустари делали глиняную игрушку и копилки в виде кошек с бантиками, собак, зайцев с морковкой.
В 30-е годы одна за другой возникли новые артели: «Путь Ленина» в Шевлягине, «Объединенный фарфорист» в Турыгине, «Электрофарфор» в Ново-Харитонове, «Артель имени С.М.Кирова» в Бахтееве и другие. В деревне Турыгине была организована профтехшкола, на базе которой в 1931 году возник Гжельский керамический техникум. В 1936 году появился кооператив «Художественная керамика». Выпуск изделий увеличился. Т.С.Дунашова, потомственная гжельская мастерица, впоследствии заслуженный художник РСФСР, начала работать в живописном цехе в 1935 году.
Остановились все фарфоровые заводы Гжели. В августе 1941 года производство было законсервировано, но уже в марте 1942 года артель возобновила свою деятельность. Наряду с электротехническими изделиями, необходимыми для фронта и тыла, начали делать простую цилиндрическую кружку.
В это трудное время на промысле начинается работа по возрождению традиционного искусства.
В 50-е годы в Гжели получает наиболее широкое распространение скульптура. Она выступает обособленно от нового стиля, который сформировался к этому времени в посудных изделиях с подглазурной росписью кобальтом. Гжельская скульптура подчас опиралась не на местные традиции, а развивалась в русле современной пластики мелких форм и была сродни изделиям государственных заводов, например, Дулевского фарфорового завода [Дрезнина, 2012, с. 211].
Информация о работе Технология изображения Гжельской росписи на уроке ИЗО в начальной школе