Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:24, доклад
В архивах Тульского академического театра драмы хранятся программки более чем столетней давности. Самые старые раритеты датированы началом XX века. Заведующая литературной частью драмтеатра Ольга Кузьмичева уверена, что программки были и раньше, и вообще существовали испокон веков, однако, когда именно они появились в тульском театре, сказать сложно.
В архивах Тульского
академического театра драмы хранятся
программки более чем столетней
давности. Самые старые раритеты датированы
началом XX века. Заведующая литературной
частью драмтеатра Ольга Кузьмичева
уверена, что программки были и раньше,
и вообще существовали испокон веков,
однако, когда именно они появились в тульском
театре, сказать сложно.
Дореволюционные
программки написаны еще по нормам
старой орфографии, например, пьеса
Островского называется «Безприданница».
Разглядывать эти свидетельства
театральной истории невероятно увлекательно:
красивые вензельные шрифты, виньетки,
необычные рамки. Программки советского
времени оформлены гораздо проще: сообщают
только об авторах постановки и исполнителях
ролей.
Но в истории
тульского драмтеатра бывали моменты,
когда программок на спектакле не было.
Причины могли быть банальны: не успели
напечатать. В этом случае при входе на
большом стенде писались имена актеров
и создателей постановки.
Основная функция
театрального путеводителя — информационная,
но нередко программка сама являлась произведением
искусства. Например, анонс моноспектакля
«Прелестница Амхерста» к юбилею Римы
Асфандияровой, сделан в форме веера. «Конармия»
И. Бабеля представлена на повестке из
военкомата. А на программке тургеневского
«Месяца в деревне» дизайнер изобразил
оттиск самого первого издания пьесы.
В 1960-х годах
в дополнение к обычным программкам
в тульских театрах зрителям выдавали
фотографии артистов. На небольшой
карточке размером 10×15 см были представлены
сцены из спектакля и несколько портретов
актеров. Кстати, карточки с портретами
любимцев публики продавались и отдельно.
Согласно одной
из театральных традиций после премьеры
режиссер подписывает и дарит
программки актерам.
Самая старая программка
Тульского театра юного зрителя
анонсирует самый первый его спектакль
«Путь далекий» Н. Шестакова, премьера
состоялась 31 ноября 1931 года. В то время
своей сцены у ТЮЗа не было, играли и в
клубах, и в концертных залах, и на сцене
драмтеатра. Свои нынешние стены театр
обрел в 1936 году, тогда же вышла программка
к спектаклю «Сережа Стрельцов» по произведению
В. Любимова.
Знаковых моментов
в истории тульского ТЮЗа было немало.
Например, в 1947 году наш театр был первым
в стране поставившим «Молодую гвардию».
В роли Ульяны Громовой блистала легенда
ТЮЗа Зинаида Леонтьева, в программке
написано «З. В. Леонтьева». В сезоне 1954–55
годов во вспомогательном составе театра
юного зрителя работал Вячеслав Невинный.
Его имя хранят только две программки:
к спектаклям «Три мушкетера» и «На улице
Счастливой».
ТЮЗ не прекращал
работу и в годы Великой Отечественной
войны. В то время на печатных станках
в типографиях производили в основном
газеты и информационные листовки. На
программки не хватало времени и средств,
а потому одна из архивных программок
1944 года нарисована художником от руки.
В 90-е годы появилось
новое поветрие — дизайнерские программки.
Для спектакля «Ромео и Джульетта» фотограф
Валерий Куприков сделал весьма откровенную
и совсем «не детскую» программку с обнаженными
мужским и женским телами.
Сегодня в тульском
ТЮЗе проводят специальную экскурсию
«Путеводитель по театральной программке».
Зрители посещают цеха театра, в которых
производятся декорации и костюмы.
— Программка —
это отражение работы всего коллектива
театра, — уверена заместитель
художественного руководителя театра
юного зрителя Елена Карцева.
— На сцене зрители видят актеров,
фамилии которых написаны в программках,
но над постановкой работает куда больше
людей, и их имена тоже написаны в путеводителе
по спектаклю. Мы знакомим наших зрителей
и с этими людьми…