Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:52, реферат
дизайн
Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания долгое время сохраняли родовой строй и язычество, и весь тот долгий период скандинавы усваивали только то, что было им самим близко. И лишь в хх веке традиции в этом регионе начали соседствовать с поисками новых функциональных решений, в результате чего возникла философия дизайна
Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания долгое
время сохраняли родовой строй и язычество,
и весь тот долгий период скандинавы усваивали
только то, что было им самим близко. И
лишь в хх веке традиции в этом регионе
начали соседствовать с поисками новых
функциональных решений, в результате
чего возникла философия дизайна (в сегодняшнем
ее понимании). В 20-30-х годах прошлого столетия
ручной и промышленный способы производства
мебели практически сравнялись, и благодаря
этой конкуренции возник тот стиль обстановки
интерьера, который теперь и называют
«скандинавским". Вскоре он распространился
на детали — вплоть до столовых приборов
и цветочных горшков. официально термин
появился в популярной и специальной литературе
с 1950 года — после выставки, прошедшей
в США и Канаде. здесь следует сказать,
что Скандинавский дизайн весьма многообразен и под этим общим
названием объединяют разные направления.
Функциональный стиль
Северные дома, прямоугольные в плане,
достаточно просторные, принято обставлять
лишь самой необходимой мебелью. В цветовой
гамме преобладают белый и синий, обязательно
дополняемые яркими акцентами: «первая
зелень», бирюза, янтарножелтый, – и немалым
количеством теплых тонов: желтого, молочно-белого,
светлой терракоты, с дополнением оттенков
серого. Такая цветовая гамма компенсирует
нехватку солнечного света и тепла в северных
широтах. По этой же причине особое внимание
уделяется освещению и озеленению помещений,
а также натуральному текстилю (лен, шерсть)
в обстановке, и всевозможным предметам
декоративно-прикладного искусства, исключая
перегруженность интерьера деталями.
Дерево жизни
Еще одна характерна особенность — приверженность
к дереву в сочетании со стремлением использовать
новые технологии его обработки. Неокрашенная
древесина (обычно лиственные породы,
реже — ель или сосна) лишь слегка покрываются
прозрачным лаком, масляной краской или
воском. особая технология шпона, разработанная
в Дании, позволяет делать легкую и при
этом очень прочную мебель, отличающуюся
особой функциональностью. Излюбленное
сочетание — дерево и каркас из металла.
В мягкой мебели для набивки, в зависимости
от конструкции и стоимости, берется крученая
вата, пенопласт, поролон или пенорезина.
В Скандинавии выпускается разнообразная
мягкая мебель с обивочными тканями цветочных,
клетчатых и других расцветок, а также
плетеная мебель из тростника. В сочетании
с деревянными поверхностями применяется
закаленное стекло — матовое, молочное,
декоративное, а также меламиновые плиты.
Бунт против традиций
Классический для нас скандинавский
стиль царил на севере вплоть до конца
90-х годов, но с приходом молодых дизайнеров
все изменилось. Сегодня дизайн призван
рассказывать об истории тех культур,
в которых мы существуем: материальной,
аудиовизуальной и прочих. В 2004 дизайнерская
группа Front шокировала общественность
своей коллекцией обоев, рисунок которых
был проеден крысами, и звуковой колонкой
в виде стеклянной вазы. Ими же была создана
лампа в виде лошади (парафраз на керамических
балерин XiX века).
Так что сегодня приоритет простоты и
целесообразности поддается критике,
а новые дизайнерские вещи выходят за
рамки функциональности и эстетики продукта.
Сформировался новый принцип: «Абстрактные
рассуждения легче понять, если их материализовать».
Скандинавы снова занялись экспансией
своего дизайна в европу, инициируя интерес
к сотрудничеству, провоцируя внимание
к своей продукции. Аргументация: экологичность,
функциональность, толерантность и инновационность.
О вреде шаблонов
Кстати сказать, вклад в общее дизайнерское
дело в четырех странах весьма неравнозначен:
норвежцы отличились менее всех, финны
увлекались стеклом и фанерной мебелью,
в Швеции дизайн был поставлен на государственный
уровень и достиг невероятных высот, а
значительная часть шедевров 40-50-х годов
была создана в Дании. Сегодня лидирующие
позиции захватывают шведы, которые все
активнее нивелируют границы между дизайном,
искусством и модой. знаковым стал недавний
выпуск в свет книги «Шведский вкус —
Миф о современной форме» (Svensk smak – Myter
om den moderna formen) Сандры Аль и Эммы ольссон,
получившей широкий резонанс. В книге
рассматриваются истоки представлений
о формах, их символические значения в
дизайне, и говорится о вреде шаблонов.
Постулат о том, что «форма следует за
функциональностью», по мнению авторов,
утратил свою актуальность. И это общая
тенденция для шведов — они активно порывают
с традициями и ограничениями, делая все
«наоборот» : пережигают эмаль, серебро
перегревают, пока на поверхности не образуются
складки, формируют глину в технике отливания
свечей.
Поименно
Однако современный дизайн не родился
на пустом месте, ему предшествовали гениальные
изобретения скандинавов хх века. Даже
просто перечислить самые известные имена
— дело не из легких. остановимся на самых-самых,
благодаря идеям которых сформировался
привычный нам мир вещей. К примеру, в 70-е
годы шведские дизайнеры Ян Дрангер и
Йохан хульдт разработали способ производства
мягкой мебели, при котором масса вспененного
пенопласта в считанные минуты заполняла
форму-обивку из искусственной кожи. На
основе этих разработок впоследствии
стали выпускать дешевую мягкую мебель
со съемной декоративной обивкой.
Стиль
Но были также личности, которые оставили
не одинокий след в истории дизайна. о
них и пойдет речь ниже. Среди наиболее
выдающихся — финн Альвар Аальто (1898—1976),
который гнул березовую фанеру, называя
свои заготовки «деревянными макаронами».
ему принадлежат слова: «Искусство — это
непрерывный процесс облагораживания
дерева, меди, стекла и других материалов
для раскрытия их свойств, но не ради самодовлеющей
формы, а для удовлетворения человеческих
потребностей». Датчанин Арне Якобсен
(1902—1971) — функционалист, открывший новую
эпоху в дизайне.
Самые значительные работы Арне были созданы
в духе «белого модернизма» 1920-х годов
(конструирование ансамблем; внимание
к каждой детали, вплоть до мелочей). Среди
особых достижений архитектора и дизайнера
— коллекция арматуры (совместная работа
с «Vola» — в последствии «i. P. Lunds eftf A/S»),
быстро получившая мировое признание.
Элемент модульной системы не просто крепился
к стене — он позволял осуществлять бесчисленное
количество комбинаций.
Вершина бруно матссона
Если говорить о классике шведского дизайна,
то здесь нельзя не упомянуть Бруно Матссона
(1907— 1988), поднявшего скандинавский дизайн
на мировой уровень. В начале хх века Швеция
была весьма консервативной страной, в
которой царили прагматизм и традиционализм.
Мебель в большинстве своем мало чем отличалась
от континентального барокко, только в
более сдержанных формах. В 1930 году в Стокгольме
проходила выставка представителей функционализма,
посетив которую, мастер решил искать
собственный путь развития. Первый проект
был стул «кузнечик» для больницы города
Варнамо (каркас, обтянутый переплетенными
полосками ткани, а подлокотники и ножки
— из березы). Новаторство мастера не оценили,
и стулья спрятали до тех времен, когда
Бруно стал знаменит. Матссон серьезно
подходил к решению поставленных задач,
внимательно изучал «механику сидячего
положения»; садился в сугроб и затем анализировал
полученную вмятину; экспериментировал
с гнутой древесиной, стремясь к созданию
прочных конструкций при минимуме деталей.
Благодаря Густафу Мунте мастер организовал
в 1936 году в музее Гетеборга персональную
выставку, которая принесла ему успех
и признание. Спустя год он принял участие
во всемирной выставке Paris expo, где нашел
крупного заказчика — управляющего Музеем
современного искусства в Нью-Йорке Эдгара
Кауфмана-младшего. Далее последовало
признание на родине, в то время, как сам
Бруно путешествовал по США и знакомился
с наиболее влиятельными архитекторами
континента. По возвращении на родину
Матссон взялся за создание стеклянных
домов (одна стена из кирпича, и три — состоящие
из окон в три стекла с наполнителем из
жидкого азота – технологией, запатентованной
Brunopane). Желающих повторить сооружение
подобного дома было предостаточно, а
вот чиновники всячески препятствовали
такому новшеству, не доверяя сомнительным
технологиям. Архитектор увлекся модульной
системой с большими площадями остекления.
его творческому гению принадлежит около
сотни воплощенных проектов в Швеции и
за рубежом. С 60-х годов Бруно продолжил
проектировать дома и вернулся к созданию
мебели.
Приблизительно тогда же получил известность
в Японии, где началось массовое производство
мебели по его эскизам.
Бруно Матссон — классический представитель
северного (скандинавского) дизайна. Создаваемые
им работы — результат упорного и кропотливого
труда над теорией о «полноценном сидении».
Не удивительно, что автор активно участвовал
в разработке «рабочего места завтрашнего
дня», справедливо полагая, что от условий
работы зависит здоровье трудящихся, а
значит – и эффективность работы. Проекты
этого дизайнера существуют вне времени,
многие из них воплощаются и сегодня, не
утратив новизны и функциональности. Среди
норвежцев отличились Торстейн Нильсон
— дизайнер изобрел стул с регулируемым
сиденьем и подголовником, легко складывающийся
для транспортировки, – и Ингенмар Реллинг,
создавший в 1965 году коллекцию кресел
из многослойной фанеры с применением
шнурков, в качестве крепежных элементов,
и кожи, в качестве обивочного материала.
Ханс Вегнер — датский «мастер кресел»
(1914— 2007). Некоторое время работал с Арне
Якобсеном, а затем основал собственную
компанию по производству мебели. Первую
уникальную модель кресла с покатыми подлокотниками
дизайнер придумал в 1937 году, затем новинки
следовали одна за другой: кресло Peacock
(«павлин»), спинка которого напоминает
хвост павлина; Valet chair («слуга»); Papa Bear chair
( ).
Дизайнер придумал более 500 предметов
мебели, поражающих воображение.
За свою долгую творческую жизнь Вегнер
получил все награды в области дизайна,
какие только было можно получить, включая
премию Луннинга (1951 год), медаль Принца
Эугена в Швеции и заканчивая медалью
Экерсберга. (Читайте все о декоре стен).
Новые категории стиля
Обобщая, можно сказать, что термин «скандинавский
дизайн», с привычным нам рядом ассоциаций,
перешел в категорию исторических, продолжая
существовать в привычном для нас формате
в качестве повседневно-бытового только
в скандинавском регионе. В то время, как
Дизайн Скандинавии (вот так, с большой
буквы) уже более полувека покинул привычные
рамки традиционных воззрений и сегодня
продолжает активно менять представления
о том, каким должен быть вещный мир современного
человека. Одно остается неизменным —
как бы ни революционна была форма, предмет
интерьера должен быть удобным, полезным
и стремиться к совершенству в выражении
вкладываемой в него идеи.