Художественная гимнастика: спорт или искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:33, творческая работа

Краткое описание

Художественной гимнастикой я занимаюсь с пяти лет. Это очень красивый, грациозный и зрелищный вид спорта. Однажды, после выступления нашей команды на празднике Последнего звонка с композицией «Маленькая страна», услышала разговор двух учениц о том, что им очень понравился наш «танец». Хотела поспорить с «незнайками», но подумала, если для зрителей художественная гимнастика так похожа на танец, может это искусство, а не спорт. В истории культуры известны случаи, когда новые технологии превращались в творчество, в искусство. Так появилась художественная фотография, искусство компьютерной графики и дизайна.

Содержание

Введение.
Основная часть:
История возникновения и развития художественной гимнастики.
Особенности современной художественной гимнастики.
Известные «художницы».
Гимнастика или танец?
Балет о художественной гимнастике
Мои исследования.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Гимнастика.doc

— 6.34 Мб (Скачать файл)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     

БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35

г. Таганрога

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА 

- СПОРТ ИЛИ  ИСКУССТВО?

(Научно-исследовательская  работа)

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Галичева Анастасия Геннадьевна

учащаяся 7 “А” класса

МОБУ СОШ № 35  

 

Научный руководитель:

Трубачева О.В.,

учитель музыки и МХК

 

 

                    

                                                                                                        

                                                                       ПЛАН.                

                                                                            

    1. Введение.
    2. Основная часть:
    1. История возникновения и развития художественной гимнастики.
    1. Особенности  современной художественной гимнастики.
    2. Известные «художницы».
    3. Гимнастика или танец?
    4. Балет о художественной гимнастике
    1. Мои исследования.
    1. Заключение.
    2. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прыжок!..Бросок!... В восторге замер зал...  
И шквал оваций и улыбок!  
Ах, если бы судья не замечал  
Гимнасткой сделанных ошибок...  
Нет спорта лучше, чем она!  
Она гармонии полна,  
И музыки, и пластики -  
Художественная гимнастика!

 

 

Введение.

Художественной гимнастикой я занимаюсь с пяти лет. Это очень красивый, грациозный и зрелищный вид спорта. Однажды, после выступления нашей команды на празднике Последнего звонка с композицией «Маленькая страна», услышала разговор двух учениц о том, что им очень понравился наш «танец». Хотела поспорить с «незнайками», но подумала, если для зрителей художественная гимнастика так похожа на танец, может это искусство,  а не спорт. В истории культуры известны случаи, когда  новые технологии превращались в творчество, в искусство. Так появилась художественная фотография, искусство компьютерной графики и дизайна.

Стала обращать внимание   на сцены из балета, которые часто транслирует по телевидению канал «Культура», даже побывала на  премьере балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Глядя на артистов на  сцене, я подумала, как похож их танец на наши упражнения, только в руках нет предметов, но ведь и в художественной гимнастике есть упражнения без предмета.  Я решила  поразмышлять на эту тему в своей работе.

 

 

 

 

Цель исследования: выяснить, может ли гимнастика называться искусством.

Задачи:

    • изучить литературу,  материалы интернет - ресурсов о художественной гимнастике,  балете,  искусстве танца;
    • познакомиться с  историей возникновения и развития художественной гимнастики;
    • сравнить особенности современной гимнастики и балета;
    • разработать анкету и материал для бесед со школьниками.

 

Объект исследования: взаимосвязь художественной гимнастики, хореографии, музыки.

 

Методы исследования:

  • поисковый метод;
  • метод анализа и сравнения;
  • метод анкетирования;
  • метод обобщения.

Новизна данной темы в том, что сейчас в науке активизировался поиск путей решения проблемы развития физической и художественной культуры общества.       Обращение к спорту и предметам искусства  в школе вступило в новую фазу. 

Своей деятельностью стремилась приобщиться к пропаганде в среде сверстников здорового образа жизни  и эстетического отношения к окружающей действительности.

     

 

 

  1. История возникновения и развития художественной гимнастики.

Говоря о художественной гимнастике, очень сложно не коснуться истории этого вида спорта. Ведь именно через знание истории приходит настоящее понимание того или иного предмета. И в этой связи давайте вспомним историю древнейшего Гобустана, где на скалах изображены движения женщин, очень напоминающие отдельные элементы художественной гимнастики. Ведь наши предки изображали то, что видели. А видели они ритмичные движения женщин. Собираясь вместе, чтобы танцевать, они выполняли обряды, которые и дошли в рисунках до нас.

Таким образом, мы приходим к тому, что художественная гимнастика имеет древние традиции, которые своими корнями уходят в историю Востока. Ведь именно у древних арабов жрицы богини неба и дождя Алилат танцевали у ее алтаря с различными предметами в руках, искусно жонглируя ими. Основоположниками же современной художественной гимнастики по праву считаются "свободный танец" Айседоры Дункан, чья постановка с флагом когда-то покорила Сергея Есенина, "эстетическая гимнастика" Франсуа Дельсарта, "ритмическая гимнастика" Эмиля Жака Дель-Кроза и "танцевальная гимнастика" Жоржа Демини.

Художественная гимнастика подарена миру Россией, и не просто Россией, а Санкт-Петербургом,  и не просто Санкт-Петербургом, а Академией физической культуры имени П.Ф.Лесгафта.

Родилась художественная гимнастика  в 1934 году, когда при Институте физической культуры имени  П.Ф.Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения  и основной предмет  специальной подготовки студентов был назван художественной гимнастикой.

           Первыми преподавателями художественной гимнастики были: Роза Абрамовна Варшавская (1895-1982 гг.), Елена Николаевна Горлова (1889-1971 гг.), Зинаида Давыдовна  Вербова  (1898-1968  гг.), Александра Михайловна Семёнова-Найпак (1900-1968гг.).

Первый выпуск по художественной гимнастике с высшим образованием состоялся в  Ленинграде  (ныне Санкт-Петербург) в 1938 году.

Первые соревнования по художественной гимнастикe , подготовленные силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени  П.Ф.Лесгафта , состоялись в марте 1939 года в  Ленинграде. В них участвовали студентки института и представители спортивных обществ «Буревестник», «Пламя», «Каучук», «Строитель».

Первая разрядная классификация и нормативы по художественной гимнастике были разработаны преподавателями и выпускниками Института физической культуры: Р.А. Варшавской, А.Ларионовой, Ю.Шишкаревой, Т.Варакиной, Л.Кудрявцевой, Т.Марковой и другими  в 1941 году. В декабре 1945 года решением Всесоюзной конференции по гимнастике в Москве художественная гимнастика, разработанная ленинградскими специалистами была признана единой для всей страны.

В 1947 году состоялись первые всесоюзные командные соревнования – 1 Всесоюзный конкурс  по художественной гимнастике в Таллинне.  Первые  международные матчевые встречи были проведены Ленинградом с командами Финляндии и Швеции в 1947 году, более регулярными они стали с 1955 года с командами Бельгии, Югославии, ФРГ, Франции , Чехословакии и Болгарии. Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште и назывался Кубком Европы. Однако при подведении итогов было  обнаружено, что среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования 1 чемпионатом мира.  В 1967 году в мировой художественной гимнастике появился новый вид  - соревнования по групповым упражнениям.

Решающим для художественной гимнастики стал 1980 год, было принято решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. В 1984 году, через 50 лет после рождения, художественная гимнастика впервые была представлена в программе Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (США). Но окончательная точка в прохож-

дении художественной гимнастики на олимпийский помост была поставлена в 1996 году, когда художественная гимнастика  была представлена двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.

                                          

  1. Особенности современной художественной гимнастики.

В настоящее время художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами  (скакалкой, обручем, мячом, булавами, и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражает специфику художественной гимнастики и являются её основным содержанием.

Гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения. Трудность – это суммарная техническая ценность комбинаций, определяемая сложностью  элементов, соединений и их количеством. Композиция – порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве. Исполнение – реализация первого и второго компонентов в оригинальной  гимнастической форме.

Важное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении композиции – это создание  эмоционально-двигательного образа на основе личного восприятия музыки. В творческих поисках композиционных форм соревновательных программ музыка играет большую роль. Характер и эмоциональное содержание произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки.

Ещё одним аспектом исполнительского мастерства гимнасток является хореографическая подготовка. Хореография позволяет обогатить двигательную культуру гимнасток и расширить арсенал их выразительных средств, повысить артистичность исполнения. Хореография - важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Именно в процессе занятий  хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. Понятие «хореография» включает в себя всё то, что относится к искусству танца: классического, народного, историко-бытового, современного. Сейчас гимнастки на соревнованиях получают дополнительные  оценки за артистизм.

  1. Известные «художницы».

Наша страна воспитала  много известных гимнасток, среди них есть: абсолютные   победительницы  Олимпийских игр, абсолютные чемпионки мира, абсолютные чемпионки  Европы, абсолютные чемпионки СССР, абсолютные чемпионки России.   Вот некоторые из них:

            Вера Сесина.                    Ляйсан Утяшева                           Алина Кабаева

 

 

 

 

 

 

   Евгения  Канаева           Ольга Капранова.      Амина Зарипова.


 

 

 

 

Вот такие замечательные девушки представляли и представляют нашу страну на различных соревнованиях по художественной гимнастике.

 

  1. Гимнастика или танец?

      Художественная гимнастика является относительно молодым видом спорта. Истоки художественной гимнастики достаточно разнообразны: гимнастические – пластические и ритмические системы, народный и классический танцы. Хореография в спорте давно утвердилась как средство специализированной подготовки спортсменов высокого класса, помогающее сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными, зрелищными. Термин « хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Соприкосновение с искусством у гимнасток происходит именно во время занятий хореографией. Искусство – это отражение действительности в образах; искусство танца – это передача образа посредством движения тела и мимики. Поэтому у гимнасток, которые занимаются хореографией, формируется способность передавать движениями тела определённые эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создать яркий и выразительный образ. Также во время занятий хореографией формируется культура движений и умение творчески мыслить. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты,  с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность и, в конечном итоге,  развивает  интеллектуальные способности занимающихся художественной гимнастикой. Школа классического танца, которая является основой основ для всего искусства хореографии в целом, и которая представляет собой огромный комплекс движений, формировавшийся на протяжении почти трёх столетий  (300 лет).

Художественная гимнастика всегда была родственным для хореографического искусства   видом; более того – она создавалась на его базе. Те гимнастки, чьи тренера уделяли достаточно много времени хореографической подготовке своих  учениц, всегда выделялись среди других спортсменок культурой движений, эстетичностью, выразительностью.

Информация о работе Художественная гимнастика: спорт или искусство