Художественная культура эпохи возраждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:45, реферат

Краткое описание

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Эпоха возрождения.docx

— 29.41 Кб (Скачать файл)

 

 

на тему : «Художественная культура эпохи возраждения»

 

  1. Ренессансная модель мира и идеал гармоничной творческой личности эпохи.

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.

В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела,  ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями  в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии, которые стремились к мирским благам, накопительству, богатству. В психологии купечества,  ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных  способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая “честное обогащение”, радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке.  Рассматривая эпоху Средневековья  как простой перерыв в развитии культуры. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии [1].

Понятие «Возрождение» возникло на основе широко распространенной в то  время исторической концепции,  согласно  которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры,  историки того времени  полагали,  что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.  Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века.  Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху,  когда в Италии,  а затем и  в  других странах сформировалась  и  расцвела оппозиционная феодализму культура.

В развитии культуры Возрождения различают  следующие этапы:

Раннее  Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.;

Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа  Рабле;

Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).

Главная особенность Возрождения - целостность  и разносторонность в понимании  человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства  не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира.

 Красота,  гармония, изящество рассматриваются  как свойства действительного  мира.

В разных странах культура Возрождения развивается  различными темпами.

 В  Италии эпоху Возрождения относят  в XIV-XVI векам, в других странах - XV-XVI вв. Наивысшая точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век - Высокое, или классическое, Возрождение, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы.

В это  время объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма.

 Принцип  гуманизма, т.е. высшего культурного  и нравственного развития человеческих  способностей, наиболее полно выражает  основную направленность европейской  культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма  захватывают все слои общества - купеческие круги, религиозные  сферы, народные массы.

Гуманизм  утверждает веру в безграничные возможности  человека. Благодаря гуманистам в  духовную культуру приходят свобода  суждений, независимость по отношению  к авторитетам, смелый критический  дух. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы.

Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека.

Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма — вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно прежде всего, проявляться подобие человека Богу [2]. Гуманистическая идеология по существу уравняла человека и бога, подчеркнув, что они равны в творчестве. Согласно убеждениям гуманистов человек-творец не только создает окружающий мир; чтобы состояться, стать настоящим человеком, он должен сотворить самого себя.

Важной  особенностью культуры Возрождения  стало обращение к античному  наследию. Возродился античный идеал  человека, понимание красоты как  гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в  отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние  языки - латинский и греческий. Большую  роль в распространении античного  наследия сыграло изобретение книгопечатания.

 

2. Утверждение гуманистических  идеалов литературой Возрождения.

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха  связана с появлением новых жанров и с формированием раннего  реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних  этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое  понимание жизни человеком, отвергающим  рабскую покорность, которую проповедует  церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического  облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность  к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего  столкновение человека с враждебными  ему силами [3].

Для литературы Возрождения характерны различные  жанры. Но определенные литературные формы  преобладали. Наиболее популярным был  жанр новеллы, который так и именуется  новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися  драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко  распространена публицистика и философская  проза. В Италии Джордано Бруно в  своих работах обличает церковь, создает свои новые философские  концепции. В Англии Томас Мор  высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»).

В числе  писателей того времени оказываются  и коронованные особы. Стихи пишет  герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита  Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».

Характерные черты литературы того нового времени  следующие:

  1. Основным предметом изображения в литературе становится человек. Его наделяют сильным характером.
  2. Другой особенностью ренессансного реализма является широкий показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий. По-другому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она ещё символизирует психологическую гамму настроений, то у более поздних авторов природа доставляет радость своей реальной прелестью.

В последующие  века дают ещё целую плеяду крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Маккиавелли, группа поэтов-петраркистов.

Во французской  литературе того периода заметно  сильное влияние итальянской  культуры, особенно в 1-ой половине XVI века. Король Франциск I, правивший в те годы, хотел сделать свой двор образцовым, блестящим, и привлекал многих знаменитых итальянских писателей и художников к себе на службу.

Для писателей  французского Возрождения по сравнению  со средневековыми характерно чрезвычайное расширение кругозора, большой охват умственных интересов, реалистический подход к действительности.

Наиболее  яркими представителями французского Возрождения являются Франсуа Рабле (автор «Гаргантюа и Пантагрюэля») и Пьер де Ронсар, возглавивший группу поэтов под названием «Плеяда».

Особенность английской культуры того времени —  отсутствие единого литературного  языка. Знать (потомки норманнов) говорила по-французски, на многочисленных англо-саксонских диалектах говорили крестьяне и  горожане, а в церкви официальным  языком была латынь. Многие произведения тогда выходили на французском языке.

Наиболее  крупные представители литературы английского Возрождения — Шекспир  в драматургии, Эдмунд Спенсер в  поэзии, в области романа — Джон Лили, Томас Нэш.

Литература  Германии тогда была разнородна. Гуманисты  писали в основном на латинском языке. Это объяснялось культом классической древности и обособленностью  гуманистов от жизни и потребностей народа. Крупнейшие представители ученого  гуманизма — Иоганн Рейхлин (1455—1522), Ульрих фон Гуттен (1488—1523).

Литература  Испании и Португалии развивалась  своеобразно. Социально-политическая обстановка в них была сложной. В  первую очередь, здесь проходила  Реконкиста, отвоевание земель у мавров. Испания не была единой страной, а  состояла из отдельных государств. Однако, литература испанского и португальского Возрождения богата, и представлена довольно крупными именами. Например, Мигель Сервантес де Сааведра, оставивший серьёзное наследие, как прозу, так  и поэзию. В Португалии крупнейшим представителем Возрождения является Луис де Камоэнс, автор «Лузиад», исторического эпоса португальцев. Развивались, как поэзия, так и жанры романа и новеллы. Тогда появился типично испанский жанр плутовского романа. Образцы: «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (без автора), «Жизнь и похождения Гусмана де Альфараче» (автор — Матео Алеман).

 

  1. Назначение и эстетические характеристики живописи

Человеческое  тело было основным источником вдохновения  и объектом исследования в искусстве  эпохи Возрождения. Сходство с действительностью  достигло такой степени, что персонажи, изображенные  в произведениях, казались живыми в отличие от искусства  ХХ века.

 Для  художников человеческое тело  является бесконечным источником. Они постоянно улучшают свои  знания и навыки, изучая тело  человека. Физическое совершенство  отражало преобладающее тогда  представление, что человек создан  по образу и подобию Бога. Боги  были действительно персонифицированы  и изображены как люди, с особенностями,  которые были более присущи человеку, в отличие от произведений искусства Средневековья.

Искусное  владение кистью, сложные композиции, перспектива (трёхмерная живопись), цвет, свет, сияние, игра света и тени,  эмоциональность и скрупулезность в работе всё это было основными  характеристиками искусства эпохи  Возрождения. Мифологические и библейские персонажи были главными для художников того периода.

 В  технике рисования и  в   живописи основным требованием  к художникам было мастерство  высшей степени. Художники и  скульптуры постоянно улучшали  свои навыки. Искусство было профессией, и художники продолжали улучшать  своё мастерство даже после  того, как они становились известными.

Природе также стало уделяться большое  внимание. Пейзажи обычно включают богатую и разнообразную растительность.  Сине-голубые небеса, пронизанные  лучами солнца, проникающими сквозь белые  облака, были великолепным фоном для  парящих божественных существ.

Информация о работе Художественная культура эпохи возраждения