Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2015 в 18:59, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать Цветовой круг и система цветовых полутонов.
Предмет: цветовой круг
Объект: система цветовых полутонов.
От сюда следует задачи:
- дать понятие хроматические и хроматические группы цвета;
- рассмотреть гармонизация цветовых сочетаний;
- проанализировать систему цветовых полутонов из 6 секторов и 7 ступеней.
Содержание
Основательное изучение великих художников, мастерски владевших цветом, привело к твердому убеждению, что все они были знакомы с наукой о цвете. Теории цвета Гёте, Рунге, Бецольда, Шеврёля и Хёльцеля имели для меня большое значение.
Актуальность темы. Прояснить целый ряд проблем цвета. И не только изложить основные законы и правила его объективной природы, но и точнее определить область субъективных пределов в смысле вкусовой оценки цвета. Если мы хотим освободиться о субъективной зависимости, то это возможно лишь путем познания объективных основополагающих законов цвета.
Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны. Если в целях изучения цвета приходится говорить раздельно о каждом из трех аспектов его воздействия: конструктивном, экспрессивном и импрессионистичном, - то не хотелось бы упустить возможности сказать, что каждый из этих аспектов предполагает наличие в цвете и двух остальных. Так, символизм без визуальной точности и без психологически-эмоциональной силы окажется скорее всего анемичным, интеллектуальным формализмом. Оптически-чувственное, импрессионистическое действие цвета без его духовно-символической правды и психологической выразительности приведёт к банальному имитирующему натурализму, а психологически выразительное действие без конструктивно-символического и оптически-чувственного содержания окажется ограниченной сентиментальной тупостью. Само собой разумеется, что каждый художник будет работать в соответствии со своим темпераментом и делать особый акцент на том или другом из этих аспектов.
Цель курсовой работы исследовать Цветовой круг и система цветовых полутонов.
Предмет: цветовой круг
Объект: система цветовых полутонов.
От сюда следует задачи:
- дать понятие хроматические и хроматические группы цвета;
- рассмотреть гармонизация цветовых сочетаний;
- проанализировать систему цветовых полутонов из 6 секторов и 7 ступеней.
С точки зрения физики цвета все тела можно разделить на две группы: 1) источники света, т. е. тела, излучающие свет; 2) тела, отражающие и пропускающие свет. На этом принципе основано наше восприятие цвета. Различные цвета предметов мы видим потому, что они (или их поверхности) часть света поглощают, а часть отражают. Цвет определяется длиной волны светового спектра в отраженном луче.
Все цвета разделяются на ахроматические и хроматические.
Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой, или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости эталона белого цвета (магниевой пластинки или молочного стекла).
Хроматические цвета (цвета спектра) — красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет и указанные цвета выделены условно). Они характеризуются следующими свойствами:
Цветовой тон — основная характеристика ощущения цвета, определяется доминирующей длиной волны. Цветовых тонов в видимом спектре около 130. Цвет, состоящий из колебаний определенной длины волны, можно получить с помощью разложения сложного цвета призмой.
Исаак Ньютон первый научно объяснил природу цвета и закономерности их сочетаний при расположении в круге. Он различал в спектре 7 градаций по аналогии с 7 ступенями музыкальной октавы: фиолетовый (400—430 ммк), синий (430—470), голубой (470—500), зеленый (500—570), желтый (570— 590), оранжевый (590—630), красный (630—700 ммк). В скобках указана длина волны для каждого тона.[1]
Насыщенность, или степень хроматичности, характеризует различия цветов в пределах одного тона. Наибольшей степенью насыщенности обладают спектральные тона, для них насыщенность принята 100%. Насыщенность цвета уменьшается при прибавлении к нему белой или серой окраски и измеряется в процентах от насыщенности спектральных цветов.
Светлота, или яркость,— характеристика взаимосвязи между хроматическим и белым цветом. Чем больше в тоне ощущается белого цвета, тем больше его светлота (яркость). На практике светлота выражается коэффициентом яркости.
Все эти характеристики имеют важное значение при составлении цветовых сочетаний. Особое место при этом занимает яркостная (светлотная) характеристика.
Определение цветовых характеристик для каждого тона ведется с помощью специальных устройств — спектрофотометров, а также глазомерно, с помощью атласов. Последним и наиболее точным является колорометрический атлас АЦ-1000, разработанный на 1000 образцов во ВНИИМ им. Д. И. Менделеева.[1]
Восприятие цвета. Цвет активно влияет на органы чувств человека, его психофизическое состояние. Он воспринимается не только зрением, а и с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Терапевтическое действие цвета используется в медицине. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра — это «цвет физического равновесия». Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними — символики цвета.
Р. Хен в своей книге «Азбука цветов» приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символики, установленные на основании обобщения ряда научных наблюдений.[2]
Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости; зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: желтый цвет — жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый — зависть, своеволие, ненависть, лживость);
оранжевый — теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие);
красный — наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные — серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
фиолетовый — светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
синий — тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
зеленый — связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый — оживленный, веселый; темно-зеленый — холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттесняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска);
белый — нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
черный — цвет нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).
Эмоциональное восприятие цвета определяет цветовые соотношения в композиции. Они строятся по правилам цветовой гармонии как контрастные или нюансные.
| |
Рис.1Свойства цветового круга: а — цветовой круг основных и дополнительных цветов из 10 тонов, б — из 8 тонов, в — большой (120—180°) и малый (30—60°) интервалы цветового круга, г — дуговые градусы как измеритель степени контраста, д — схема выбора цветов для 3-тоновой цветоконтрастной композиции. |
Представление о контрастных сочетаниях можно получить, расположив последовательно в круге восемь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный).
Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пурпурный).
Такие контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый. Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.[4]
Контрасты бывают цветовые (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостные (сочетание различных яркостей, равных по цветности).
В зависимости от восприятия различают последовательный и одновременный контрасты.
Последовательный контраст обусловлен инертностью зрительного процесса. Его можно наблюдать при переводе с одного цвета на другой, контрастный первому. В этом случае в сетчатке глаза возникает третий цвет, который называется цветом последовательного образа. Так, например, если мы будет смотреть на пурпурный квадрат, а потом переведем взгляд на плоскость белой стены, то перед глазами возникнет пятно, по форме близкое к квадрату, но зеленого цвета.
При переносе взгляда с хроматического цвета на ахроматический — белый возникает цвет последовательного образа, близкий к дополнительному, но не тождественный ему.
Эта закономерность представлена в следующей таблице.
Сравнение цвета последовательного образа с дополнительным цветом (при переносе взгляда с хроматического тела на ахроматическое):
Цвет объекта (предыдущего образа) |
Цвет последовательного обрраза |
Дополнительный цвет к цвету предыдущего образа |
Красный |
Изумрудно-зеленый |
Голубовато-зеленый |
Оранжевый |
Синий |
Голубовато-синий |
Желтый |
Фиолетовый |
Голубой |
Зеленый |
Пурпурно-красный |
Пурпурный |
Синий |
Оранжевый |
Зеленовато-желтый |
Фиолетовый |
Зеленовато-желтый |
Желто-зеленый |
Голубовато-зеленый |
Оранжево-красный |
Красный |
* Данные таблиц и их выводы приводятся по учебному пособию Т. Соколовой. Цветочное оформление. Принципы выбора ассортимента по цвету и пропорции. М., МЛТИ, 1980.
При переносе взгляда с одного хроматического цвета на другой происходит суммирование цвета последовательного образа с цветом второго тела. Получающееся в результате этого восприятие приведено в таблице.
Восприятие цвета при переносе взгляда с одного хроматического тела (I) на другое хроматическое (II):
Цвет поверхности тела I |
Цвет поверхности тела II | ||||
красный |
желтый |
зеленый |
синий |
фиолетовый | |
Красный |
Грязно-красный |
Зеленовато-желтый |
Насыщенный зеленый |
Голубой |
Синий |
Желтый |
Пурпурный |
Серовато-желтый |
Голубовато-зеленый |
Насыщенный синий |
Насыщенный фиолетовый |
Зеленый |
Насыщенный красный |
Оранжевый |
Серо-зеленый |
Фиолетовый |
Пурпурный |
Синий |
Оранжевый |
Насыщенный золотисто-желтый |
Желто-зеленый |
Серовато-синий |
Пурпурный |
Фиолетовый |
Оранжевый |
Насыщенный лимонно-желтый |
Желтовато-зеленый |
Голубовато-синий |
Серовато-фиолетовый |
Одновременный контраст возникает в пограничной зоне соприкасающихся цветов и представляет собой изменение цветов в этой зоне. Он может, как и последовательный контраст, быть светлотным (яркостным) и цветовым, обычно оба контраста проявляются одновременно. Одновременный светлотный (яркостный) контраст возникает на границе разноярких: а) ахроматических цветов (черный — серый, серый — белый); б) ахроматического и хроматического; в) двух хроматических цветов. Одновременный цветовой контраст возникает на границе: а) равноярких хроматического и ахроматического цветов; б) если на хроматическом фоне (бегония грацилис красная, агератум, лобелия) поместить белый рисунок (лобулярия, бегония, грацилис белая). В первом случае на границе цветов ощущается каемка, а во втором случае сам рисунок воспринимается в цвете, контрастном цвету фона, близком к дополнительному цвету фона (см. табл. 3).
Сравнение контрастного и дополнительного цветов:
Цвет объекта излучения |
Дополнительный цвет |
Контрастный цвет |
Оранжево-красный |
Голубовато-зеленый |
Сине-фиолетовый |
Зеленовато-желтый |
Синий |
Голубовато-синий |
Желто-зеленый |
Фиолетовый |
Оранжево-красный |
Зеленый |
Пурпурный |
Желто-оранжевый |
Синий |
Зеленовато-желтый |
Желтый |
Информация о работе Цветовой круг и система цветовых полутонов