МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Гжельский государственный
художественно-промышленный институт»
(ГГХПИ)
Кафедра сервиса и туризма
Факультет «Сервис и туризм»
Специальность: 100103 «Социально-культурный
сервис и туризм»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Режиссура
культурно-досуговых программ»
ТЕМА: «Цель репетиций. Виды
репетиций»
Выполнила: студентка СТ-4
Иванова Д. А.
Проверила: Тимофеева В.
п. Электроизолятор
2012
Цель репетиционного действия двуедина.
Как действие театральное, оно направлено
к постижению поэтического мира пьесы,
идеи автора, к поиску сценических
средств ее выражения. Как действие
жизненное, оно стимулирует личную
сопричастность участников репетиции
нравственным и гражданским идеалам
автора. Репетиционное действие - продолжение
жизненной деятельности участников,
оно вызывается их жизненной потребностью,
происходит в реальных ситуациях
жизни общества, театрального коллектива
и личности и зависит от них. Эти
жизненные ситуации, предшествующие
репетиции, назовём жизненным преддействием.
С момента первого режиссёрского задания
начинается само репетиционное действие,
которое связывает жизненные ситуации
с действием сценическим, с поэтическими
обстоятельствами пьесы. С окончанием
репетиции ее последействие снова уходит
в жизнь. Оно выражается в отношении участников
к своей повседневной деятельности, к
окружающим людям, событиям общественной
и культурной жизни, в их гражданской активности,
которая вызывает потребность в новой
встрече с театром, т.е. начинается преддействие
очередной репетиции. В театре - искусстве,
произведения которого создаются на глазах
у зрителя, загадок и тайн больше, чем в
творении других искусств именно потому,
что художественное, сценическое преображение
жизни действительной в образ иной, художественно
созданной действительности, осуществляется
и на глазах у зрителя и вместе с ним. Есть,
однако, скрытые от зрительного зала процессы,
предшествующие рождению спектакля, которыми
обеспечивается рождение живого сценического
произведения. Свое доспектакльное бытие
произведение проживает в разных формах.
Главные из них: 1 режиссерская разработка;
2 репетиционный процесс; 3 постановочный
процесс. В них взращивается нечто, еще
невиданное зрителем. Несмотря на то, что
каждому из этапов создания спектакля,
как впрочем и произведениям другого вида
искусства, посвящена немалая научная
литература, самопризнания художников,
воспоминания о творческом пути создания
произведений, этих знаний пока явно недостаточно
для построения конкретной и четкой модели
процесса создания спектакля. Актер и
режиссер, осуществляя прежде всего собственные
творческие идеи, служат вместе с тем воплощению
замыслов друг друга. Именно внутреннего,
органического соответствия между художественными
устремлениями всех создателей спектакля,
требует существо театра как искусства
синтетического. Репетиция - прежде всего
форма общения людей, увлеченных общим
театральным делом единства интересов
общества и участников коллектива. Репетиция
театральная (от лат. Repetitio - повторение),
основная форма подготовки спектакля.
Во время репетиционного процесса происходит
полное создание спектакля, включающее
разработку и раскрытие режиссерского
замысла через все театральные компоненты
- от актерской игры до работы всех постановочных
цехов (реквизиторского, костюмерного,
гримерного, монтировочного, осветительского,
звукового, бутафорского). Репетиции проходят
под руководством постановщика спектакля
или его ассистентов, действующих в рамках
основного замысла, определенного постановщиком.
Важная роль в репетиционном процессе
принадлежит помощнику режиссера фиксирующего
в «режиссерском экземпляре» пьесы весь
порядок будущего спектакля: выходы актеров,
перестановки декораций, включение музыкальных
и звуковой фонограмм, изменения света,
хронометраж спектакля, переодевания
актеров, необходимый реквизит (в том числе
- «исходящий реквизит», уничтожаемый
во время спектакля - еда, напитки и т.д.).
Позже, во время эксплуатации спектакля,
режиссерский экземпляр помогает помощнику
режиссера осуществлять весь комплекс
организационной подготовки, координировать
и контролировать работу всех многочисленных
театральных цехов. Репетиция дает актеру
возможность открыть себя в роли! Премьере
предшествуют генеральные репетиции -
в полном гриме, костюмах, с полным сценическим,
световым, музыкальным и шумовым оформлением.
На генеральные репетиции часто приглашают
зрителей, таким образом, спектакль проходит
первую проверку реакцией публики. В то
же время репетицию можно представить
и как коллективные занятия по художественно-исполнительской
и технической отделке, отработке произведений
искусства, приданию им эстетической целостности
и оригинальности. Творчески настроенный
автор - это такой, который не хочет связывать
себя условиями сцены, а творчески настроенный
режиссер - тот, который «не намерен идти
на поводу у текста». На репетиции происходит
распределение ролей, режиссер, прочитав
пьесу, определяет характеры и распределяет
их по актерам, далее происходит режиссерская
трактовка произведения и здесь возможны
некоторые несогласия с автором. Следующим
из действий является чтение в лицах, здесь
страшным явлением является дисциплина:
один заболел, другой в пробке, третья
рожает и т.д. Далее следуют репетиции,
здесь условно расставляют мебель, примерно
показано, где будут стоять двери, стены,
окна и т.д. Генеральная репетиция, это
спектакль без зрителей, делается полный
прогон всего, что наработали во время
репетиций, с декорациями и костюмами,
после прогона идет разбор как всего спектакля
в целом, так и отдельных кусков. Параллельно
с репетиционным процессом идет подготовка
к последнему важнейшему этапу - организации
проката спектакля. Так как без зрителя
театр невозможен, необходимо создать
оптимальные условия для показа спектакля
максимальному числу зрителей. Это - главное
условие, как для художественного, так
и для коммерческого успеха представления.
Эта часть работы находится в ведении
заместителя директора по зрителю и подчиненного
ему штату театральных администраторов.
Разрабатывается оптимальный график проката
спектакля на стационаре и гастролях,
организуется распространение билетов.
При этом учитываются интересы и потребности
разных социальных и возрастных категорий
зрителей, привязка тематики спектакля
к календарным датам или иным событиям.
Так, одной из распространенных практик
проката спектаклей классического репертуара
является предложение билетов в школах
в тот период, когда данное произведение
драматургии изучается в рамках школьной
программы. Еще до премьеры организуется
рекламная кампания спектакля: разрабатываются
и печатаются афиши, плакаты, буклеты,
программки и т.п. К разработке рекламной
кампании и графика проката привлекается
заведующий литературной частью театра,
организующий публикацию статей и интервью
в прессе, на телевидении и в других средствах
массовой коммуникации. В рамках рекламной
кампании проводятся и творческие встречи
со зрителями исполнителей главных ролей
и других членов постановочной группы
- это весьма эффективное средство формирования
зрительского интереса. Успешное осуществление
работы на всех трех этапах подготовки
спектакля суть организации театрального
дела. В зависимости от формы спектакля,
типа театра, его географического положения,
количества сотрудников, степени известности
коллектива или отдельных «звезд» варианты
прохождения этих этапов чрезвычайно
многообразны - как по времени и объему
работы, так и по количеству занятых в
нем специалистов. Каждый из этих этапов
может быть подробен и растянут во времени,
а может быть осуществлен в «свернутом»
виде. Так, странствующий средневековый
кукольник мог один изготовить своих «артистов»,
ширму для представления, пищик и свой
костюм. В подготовке же современного
антрепризного мюзикла может участвовать
не одна сотня специалистов, включая, например,
экзотического для российского театра
директора по кастингу. Или: единственный
театр в небольшом городе, куда приглашается
для участия в спектакле актер-«звезда»,
может не нуждаться в широкой рекламной
кампании - для серии аншлагов будет достаточно
информационного обеспечения. Однако
обойтись без работы по каждому из этапов
невозможно, что, собственно, подтверждается
всей огромной историей мирового профессионального
театра. Далее следует премьера - это роковой
момент, когда драматическое произведение
становится реальностью. До самой последней
репетиции еще можно было что-то исправлять
и спасать. Спектакль был незавершенной
работой, миром в становлении, звездой,
родящейся из хаоса. Премьера - это выражение
отчаянной решимости, предоставить наконец
пьесу самой себе. Это момент, когда автор
и режиссер окончательно отдают спектакль
в руки других и уже не могут броситься
на помощь. Никогда в жизни не познают
ни автор, ни режиссер удовлетворения
столяра, который сначала хорошенько просушит
только что сделанный стол, затем с видом
знатока проведет пальцем по всем его
граням, оботрет доску ладонью, постучит
по ней, оглядит свою работу и скажет: «Хорош!..»
Ах, если бы еще, хоть одну репетицию».
Утром перед премьерой устраивается последняя
репетиция. Актеры отбарабанивают свои
роли наспех, невыразительно и почти шепотом,
чтобы не сорвать голос перед спектаклем.
Потом они торопливо расходятся, молчаливые
и замкнутые, словно в доме покойник. Из
глубин театра выползает тоскливая и напряженная
тишина. Больше ничего нельзя сделать.
Это начало конца. Но наконец, спектакль
заканчивается, все прошло успешно зрители
ликуют, конец мучениям. Однако и после
премьеры работа над спектаклем не прекращается.
Что-то уточняется, корректируется на
зрителе, спектакль продолжает расти и
совершенствоваться в результате встречи
со своим адресатом. Нам кажется, что существует
недооценка специфики репетиционного
процесса в самодеятельном театре.
1.1 Виды репетиций
Репетиция в театре имеет особое
значение как самостоятельное театральное
и жизненное действие, в процессе
которого создаётся спектакль, строится
коллектив, формируется личность. Постоянно
изменяющиеся жизненные обстоятельства
требуют от театра новых отношений.
Эти действия режиссёра и коллектива,
осуществляющие связи сценических
задач с реальными обстоятельствами
и событиями, с актуальными проблемами
дня, мы называем репетиционным действием.
Репетиционное действие отличается
от сценического в корне. Сценическое
действие условно, оно происходит в предлагаемых
обстоятельствах пьесы; репетиционное
действие происходит в реальных обстоятельствах
жизни. Репетиционное действие организует
и направляет сам процесс коллективной
творческой деятельности театра, связывает
работу над спектаклем с жизнью общества,
театрального коллектива и личности. Видов
репетиций много, основные из них это репетиции
застольные (по ролям, актерам, характерам),
в «выгородке», и выход на сцену! В музыкальных
театрах дополнительно практикуются оркестровые
репетиции, концертмейстерские (сольные
и ансамблевые), хоровые, хореографические
и т.д. Репетиции (как творческие, так и
технические) проводятся и при подготовке
концертных и цирковых программ. Параллельно
сценическим актерским репетициям назначаются
репетиции для техническо-постановочных
цехов: монтировочные и световые, когда
окончательно определяются, ставятся,
монтируются и отрабатываются все перестановки
декораций и световое оформление спектакля,
создаются монтировочные и световые партитуры.
Репетиции в «выгородке» проходят
в условиях временной сценической установки,
которая приблизительно воспроизводит
будущее оформление спектакля. Основное
в режиссерской работе этого периода -
поиски мизансцен, одного из важнейших
средств образного выражения режиссерской
мысли. В потоке сменяющихся мизансцен
выявляется сущность происходящего действия.
Характер мизансцен определяет стиль
спектакля. Третий период работы протекает
на сцене. В это время происходит окончательная
отделка спектакля, его шлифовка. Приводятся
в соответствие все элементы: актерская
игра, сценографическое решение, свет,
грим, костюмы, музыка, шумы - все, что создает
целостный образ спектакля. Результат
этой работы проверяется и закрепляется
на генеральных репетициях. Однако и после
премьеры работа над спектаклем не прекращается.
Что-то уточняется, корректируется на
зрителе, спектакль продолжает расти и
совершенствоваться в результате встречи
со своим адресатом. На этом этапе особую
важность приобретает координация всего
репетиционного процесса: актеры должны
не просто приходить на репетиции в срок,
но и в соответствии с графиком вовремя
осваивать текст, танцы, пластические
элементы и пр. - только на этих условиях
подготовка спектакля будет развиваться
по поступательной, без срывов и остановок.
Вовремя должны изготавливаться элементы
художественного оформления: если на начальном
этапе репетиций готовый костюм или декорации
не имеют особого значения, то на более
поздних стадиях отсутствие материальной
части делают репетиции бессмысленными.
График репетиций координируется режиссером-постановщиком
и осуществляется большой группой участников
спектакля. Заведующий труппой планирует
явку актеров, статистов, массовки, оркестрантов,
балета и т.д. Сценограф и художник по костюмам
работают в тесном контакте с заведующим
художественно-постановочной частью,
организующим изготовление и монтаж декораций,
бутафории, реквизита, пошив костюмов,
постановку световых и шумовых эффектов
и т.д. Промежуточное место в этой структуре
работы занимает заведующий музыкальной
частью: организация записи музыкальной
партитуры спектакля осуществляется в
рабочем контакте не только с композитором,
но и с заведующим труппой, планирующим
участие актеров в работе над музыкальными
фрагментами. Включение партитуры в ткань
спектакля происходит в контакте с заведующим
постановочной частью, т.е. непосредственным
руководителем радиоцеха, отвечающим
за воспроизведение записи во время спектакля.
3 этапа репетиции
Репетиционный процесс включает в себя
самые разнообразные виды репетиций.
1) Как правило, первый этап - это
репетиции застольные. Они включают
в себя первую читку пьесы
по ролям; уточнение реплик (в
том числе - сокращения или
перестановки текста, т.е. - создание
сценического варианта пьесы); беседы
с постановщиком о замысле будущего спектакля;
действенный и смысловой анализ драматургической
основы и т.п.
2) Репетиции в выгородке (на профессиональном
театральном языке «выгородка» - «выгораживать,
размечать пространство»). Они проходят,
как правило, в репетиционном зале, когда
места действия, география сцены и будущие
декорации обозначаются подручными вспомогательными
средствами - стульями и другой мебелью,
станками - кубами и другими конструкциями.
Во время этого периода намечаются и разрабатываются
мизансцены, пластика персонажей, идет
напряженный процесс поиска характеров
и взаимоотношений персонажей. В этот
же период некоторые постановщики практикуют
репетиции «этюдным методом» - импровизации
на темы пьесы или ее отдельных сцен. Такие
этюды позволяют актерам точнее понять
существо характеров и взаимоотношений
своих персонажей. Во время репетиций
в выгородке актеры осваивают и постепенно
заучивают тексты своих ролей, с тем, чтобы
при переходе к сценическим репетициям
получить полную «свободу от текста».
Эти репетиции проходят еще без костюмов,
однако, как правило, костюмерные цеха
предоставляют актерам некоторые вспомогательные
детали, помогающие в пластической разработке
образов (длинные юбки, шарфы, головные
уборы и т.п.). В этот период репетируются,
как правило, отдельные сцены будущего
спектакля.
При необходимости параллельно
репетициям в выгородке назначаются
танцевальные, вокальные или пластические
репетиции, на которых балетмейстеры,
музыкальные руководители и специалисты
по сценическому движению ставят танцевальные
и вокальные номера, входящие в спектакль,
сценические бои, пантомимические номера
и т.п.
Переход к репетициям на сцене осуществляется
по мере готовности хотя бы части декораций,
когда у монтировочного цеха появляется
возможность хотя бы приблизительно
выгородить реальное сценическое пространство
будущего спектакля. Как правило, переход
на сцену оказывается для актеров достаточно
сложным и болезненным: изменяется пространство
спектакля, к которому приходится адаптировать
все предыдущие актерские находки и наработки.
По мере появления всех декораций, костюмов
и реквизита будущий спектакль обрастает
плотью, приобретает зримые сценические
формы.
3) заключительная стадия - сборка
всех компонентов спектакля и
прогонных репетиций, когда отдельные
сцены собираются в единое
целое. В этот период режиссер-постановщик
редко прерывает течение отдельных
сцен с целью ее уточнения
или повтора. Здесь важным становится
уже цельное впечатление от
спектакля, поэтому все замечания
актерам высказываются по окончанию
прогона. Параллельно с репетиционным
процессом идет подготовка к
последнему важнейшему этапу
- организации проката спектакля.
Так как без зрителя театр
невозможен, необходимо создать
оптимальные условия для показа
спектакля максимальному числу
зрителей. Это - главное условие как
для художественного, так и для коммерческого
успеха представления. Эта часть работы
находится в ведении заместителя директора
по зрителю и подчиненного ему штату театральных
администраторов. Разрабатывается оптимальный
график проката спектакля на стационаре
и гастролях, организуется распространение
билетов. При этом учитываются интересы
и потребности разных социальных и возрастных
категорий зрителей, привязка тематики
спектакля к календарным датам или иным
событиям. Так, одной из распространенных
практик проката спектаклей классического
репертуара является предложение билетов
в школах в тот период, когда данное произведение
драматургии изучается в рамках школьной
программы.
Еще до премьеры организуется рекламная
кампания спектакля: разрабатываются
и печатаются афиши, плакаты, буклеты,
программки и т.п. К разработке рекламной
кампании и графика проката привлекается
заведующий литературной частью театра,
организующий публикацию статей и интервью
в прессе, на телевидении и в других средствах
массовой коммуникации. В рамках рекламной
кампании проводятся и творческие встречи
со зрителями исполнителей главных ролей
и других членов постановочной группы
- это весьма эффективное средство формирования
зрительского интереса.
Успешное осуществление работы
на всех трех этапах подготовки спектакля
суть организации театрального дела.
В зависимости от формы спектакля,
типа театра, его географического
положения, количества сотрудников, степени
известности коллектива или отдельных
«звезд» варианты прохождения этих
этапов чрезвычайно многообразны -
как по времени и объему работы,
так и по количеству занятых в
нем специалистов. Каждый из этих этапов
может быть подробен и растянут во времени,
а может быть осуществлен в «свернутом»
виде. Так, странствующий средневековый
кукольник мог один изготовить своих «артистов»,
ширму для представления, пищик и свой
костюм. В подготовке же современного
антрепризного мюзикла может участвовать
не одна сотня специалистов, включая, например,
экзотического для российского театра
директора по кастингу. Или: единственный
театр в небольшом городе, куда приглашается
для участия в спектакле актер-«звезда»,
может не нуждаться в широкой рекламной
кампании - для серии аншлагов будет достаточно
информационного обеспечения. Однако
обойтись без работы по каждому из этапов
невозможно, что, собственно, подтверждается
всей огромной историей мирового профессионального
театра.
Репетиционный процесс включает в
себя самые разнообразные виды репетиций.
репетиция режиссер спектакль актер