Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 18:50, курсовая работа
Интенсивная и многообразная деятельность Лисицкого, художника больших социальных эмоций, чье стремление показать миру что-то новое, изменить устоявшиеся правила, не может не интересовать новое поколение. Курсовая работа посвящена изучению его биографических источников, исторических реалий, в котором творил художник, раскрытию концепции супрематизма и этого веяния в творчестве художника, а также рассмотрению определения фотомонтажа и тому, какое значение художник придавал этой технике. В основной части рассматривается биография, творческий процесс художника, историческая справка, определение супрематизма и фотомонтажа.
Введение……………………………………………………….…..................4
Глава I. Жизнь Эля Лисицкого………….…….…………………….…..…..6
1.1. Биографические данные Эля Лисицкого…………………..….6
1.2. Искусство «Нового времени»……………………………….…..7
Глава II. Концепция супрематизма………………...…………………..…10
2.1. «Выражение высшей реальности»….……..……………………10
2.2. Лисицкий - супрематист…………………….…………………....11
Глава III: Фотомонтаж и фотограмма……………………………………..13
3.1. Понятие фотомонтажа и фотограммы……….…………………13
3.2. Фотомонтаж и фотограмма Лисицкого……….…………………13
Заключение ………….…………….……………………………………..15
Приложение ……………….…..………………………………………….18
Список использованной литературы ……………………………………23
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………….
Глава I. Жизнь Эля Лисицкого………….…….…………………….…..…
1.1. Биографические данные Эля Лисицкого…………………..….6
1.2. Искусство «Нового времени»……………………………….…..7
Глава II. Концепция супрематизма………………...…………………..
2.1. «Выражение высшей реальности»…
2.2. Лисицкий - супрематист…………………….…………………...
Глава III: Фотомонтаж и фотограмма……………………………………..13
3.1. Понятие фотомонтажа и фотограммы……….…………………13
3.2. Фотомонтаж и фотограмма Лисицкого……….…………………13
Заключение ………….…………….……………………………………..15
Приложение ……………….…..………………………………………….18
Список использованной литературы ……………………………………23
Введение:
Актуальность темы:
Интенсивная и многообразная деятельность Лисицкого, художника больших социальных эмоций, чье стремление показать миру что-то новое, изменить устоявшиеся правила, не может не интересовать новое поколение. В высказываниях Лисицкого слышен голос нашего современника, человека эпохи грандиозных технических и научных достижений: «Мы начинаем ощущать новый мир, как реальное свершающееся действие. Мы верим, что элементы химической формулы нашего творчества: проблема, изобретение и искусство - соответствуют требованиям этой эпохи. Может быть, элемент искусства расширится за счет проблематики и изобретательства. Техническая наша оснащенность признана Европами и Америками. Время нальет нас энергией для больших свершений».
Эти слова дают верное представление о творческом облике Лисицкого, показывая на его примере, что каждый из нас может перевернуть ход истории и внести в повседневность то, что раньше казалось далеким. Взглянуть по-новому на старые вещи и увидеть в них новый угол обзора, новое пространство видения.
Степень изученности:
Первую главу я посвятила жизни Эля Лисицкого. Мне показалось важным показать то, с чего начинал он и в какой России творил. Для этого я использовала книги Канцедикас, А. «Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941» и Духана И. «Эль Лисицкий». Первая книга полностью передает историческую деятельность жизни художника: в ней рассказывается о детстве, в какой семье вырос и какое образование получил. Вторая книга дает представление о творческом пути художника, который прожил в искусстве несколько жизней. Духан рассказывает, что Лисицкий начинал с модерна, потом включился в еврейский Ренессанс, а после придерживался радикального авангарда, в котором искал новую супрематическую Вселенную. Позднее воплощает свои архитектурные, экспозиционные и типографские проекты. Автор книги называет его художником, дизайнером и теоретиком, который стал художником авангарда.
Во второй главе, используя книгу Хан-Магомедова С. «Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования)», мной было рассмотрено определение супрематизма, его первоисточники и создатели, которые творили в этом направлении и участие Лисицкого в этом течении.
В третьей главе я использовала книгу Житомирского А. «Искусство политического фотомонтажа», в которой дается определение фотомонтажа и полностью описывается техника создания. Так же уникальной возможностью мне представилось найти пятый номер газеты «Правда» (от 10 марта 1939 года), которая выпускалась 2 раза в месяц. Обложку к данному номеру оформил фотоколлажем Эль Лисицкий. На первом плане размещены фигуры рабочего с отбойным молотком и крестьянки с условно обозначенным "урожаем" в руках. За ними - толпы трудящихся с плакатами, над которыми возвышается голова Сталина. И на заднем плане проект Дворца Советов с памятником Ленину. (пр. 1)
Цель работы:
Рассмотреть биографию Эля Лисицкого, изучить концепцию супрематизма и технику фотомонтажа.
Задачи работы:
1. узнать биографические источники Э. Лисицкого;
2. выявить историю в России во времена творения Э. Лисицкого;
3. ознакомиться с концепцией супрематизма;
4. выявить отношение Э. Лисицкого к направлению супрематизм;
5. узнать определение фотомонтажа;
6. ознакомиться с работами Э. Лисицкого в технике фотомонтажа.
ГЛАВА I: Жизнь Эля Лисицкого:
1.1. Биографические данные Лазаря Лисицкого:
22 ноября 1890 года в селе Починок Смоленской области, в семье предпринимателя-ремесленника родился Лазарь Лисицкий. Детство провел в городе Витебск, где, в смоленском реальном училище, получил среднее образование. По окончании училища Лисицкий безуспешно пытался поступить в Петербургскую Академию художеств - на экзамене он нарисовал «Дискобола» без соблюдения академических канонов. Кроме Петербурга Лисицкий побывал в Москве. В Третьяковской галерее его больше всего поразил Ф. Малявин, своим живописным темпераментом. Затем в 1909 году художник поступает в Высшую политехническую школу в Германии, где поступил на архитектурный факультет. Дармштадт был одним из главных идейных центров модернистского художественно-промышленного движения. Боевой орган модернизма «Deutsche Kunst und Dekoration», издававшийся в Дармштадте, пропагандировал новые орнаментальные формы, которые привели к господству эклектического декоративизма даже в архитектуре. Архитектурные «Дармштадтские мастерские» возглавлял такой «столп» художественно-промышленного модернизма, как Иозеф Ольбрих. Закончив школу успешно и получив диплом инженера-архитектора, Лисицкий много путешествует, посещает Италию, Францию. А вернувшись на родину, продолжает обучение в Рижском политехническом институте. Позднее Лисицкий работает по специальности в московском архитектурном бюро [5, с.98].
Вплотную заниматься живописью художник начнет только с 1916 года работая в Еврейском обществе поощрения художеств и принимает участие в художественных выставках в Киеве и Москве. Тогда же Лисицкий иллюстрирует произведения еврейских авторов, изданные на идише. В работах художник сочетает «мирискусническую» графику с приемами рукописных свитков [2, с.32].
В 1923 году Лисицкий публикует репродукции росписей могилевской синагоги, которые стали результатом экспедиции по городам Литвы и Поднепровья. В это время он публикует теоретическую работу о еврейском декоративном искусстве «Воспоминания о могилевской синагоге».
По приглашению М.З. Шагала Лисицкий переезжает в Витебск. В это время художник увлекается беспредметным творчеством, преподает в Народном художественном училище и получает псевдоним «Эль Лисицкий». Художник оформляет город в праздники, участвует в подготовке торжеств Комитета по борьбе с безработицей, работает над оформлением книг, плакатов.
Лисицкий разрабатывает «проуны» (проекты нового искусства) - супрематические трехмерные фигуры, созданные в графической и живописной форме, ставшие основой для мебельного дизайна, проектов театральных макетов, декоративно-пространственных установок (пр.2, 3).
С конца 1920 года художник живет в Москве, где активно занимается преподавательской деятельностью. С 1921 года Лисицкий работает за границей, занимаясь живописью и архитектурными проектами [5, с.239].
1.2. Искусство Нового времени:
XX век - век острых противоречий, глубоких социальных конфликтов, разочарований и надежд человечества, век исканий новых, более совершенных путей развития общества. Он принес глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе идеологии, культуре, искусстве. Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась в них так ясно критическая направленность. Бурно развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его развитие становилось все более неравномерным, скачкообразным, творческое взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали индивидуалистические тенденции. В искусстве новейшего времени занимает научно-технический прогресс, заставивший художников отказаться от привычного взгляда на мир.
Наука пересмотрела большую часть «непреходящих истин» Нового времени, а также изменила отношение к гуманистическим ценностям эпох Возрождения и Просвещения. Каждый стал искать свой выход: одни в продолжение культурной традиции прошлого, другие – в обретении утраченных связей с природой, в научно-технической революции, в нигилистическом самоутверждении. Поиски новых путей, экспериментирование и революционное преобразование, многоликость, разнообразие и контрастность творческих исканий – отличительные особенности искусства 20-21 веков.
Изобразительное искусство начала 20 века все настойчивее отходит от принципа жизнеподобия формы. Первыми в этом направлении пошли кубисты, деформировавшие натуру, разложив ее на простые геометрические формы. Их сменили футуристы, воспевающие динамизм жизни и красоту скорости; орфисты, ищущие гармонию в цветовых сочетаниях; пуристы, пропагандирующие машинную эстетику[9, с.38].
Но основным течением первой половины 20 столетия становится абстракционизм, полностью отошедший от передачи реального мира, предметной достоверности, отрицающий объективное существование мира и утверждающий стихийно - импульсивное самовыражение художника. Абстрактное искусство – это искусство без распознаваемых образов, сочетания чистых красок и линий. Оно появилось в Европе около 1910 года и разрушило идею классической красоты в искусстве. Его тенденцию продолжил дадаизм, культивировавший идею изобразительности безобразного [9, с.76].
Искусство все больше становится своеобразным знаком, оно не сводится больше к декоративности. Одна из особенностей 20 века – гипертрофированный индивидуализм. Психоаналитические копания в глубинах индивидуального наиболее ярко проявились в сюрреализме, который более полувека доминировал в мировой художественной жизни. Его концепция утверждала загадочность и непознаваемость мира, в котором исчезают время и история, а человек живет подсознанием и оказывается беспомощным перед трудностями.
Искусство 20 века, явив собой отсутствие Большого стиля предыдущих эпох, представило совокупность авторских стилей, ярко выраженных индивидуальностей в русле разнообразных интернациональных течений.
В 1923 году в сборнике «Для голоса» Лисицкий опубликовал заметки «Топография типографики», где были сформулированы восемь принципов нового искусства:
«1. Слова, напечатанные на листе, воспринимаются глазами, а не на слух.
2. С помощью обычных слов
3. Экономия восприятия — оптика вместо фонетики.
4. Оформление книжного организма
с помощью наборного материала
по законам типографской
5. Оформление книжного организма с помощью клише реализует новую оптику. Супернатуралистическая реальность совершенствует зрение.
6. Непрерывная
7. Новая книга требует новых писателей. Чернильница и гусиные перья мертвы.
8. Напечатанный лист побеждает пространство и время. Напечатанный лист и бесконечность книги сами должны быть преодолены»[8, с.125].
ГЛАВА II: Концепция супрематизма
2.1. «Выражение высшей реальности»:
Течение искусства, относящееся к геометрическому абстрактивизму или геометрическому конструктивизму, позиционирующийся как способ «выражения высшей реальности». С такой трактовкой связано и само название течения, которое происходит от слова «supremus». Оно переводится с латинского как «последний, крайний, наивысший».
Супрематизм появился в начале двадцатого столетия. Разработкой и продвижением этого метода активно занимался Казимир Малевич. Впервые термин «супрематизм» был использован Малевичем для названия группы своих абстрактных картин, в числе которых был и знаменитый «Черный квадрат». Эти полотна были представлены на выставке «Ноль-десять».
Картины, созданные в духе супрематизма, изображали комбинации самых простых геометрических линий. Каждая из этих комбинаций могла быть связана с каким-либо предметом реальности либо оставаться абсолютно самостоятельной [4, с.73]. Ощущение реальности в таких работах передается с помощью свободного сочетания треугольников, прямоугольников, квадратов, кругов.
По утверждению Малевича, супрематизм представляет собой стремление к абсолютному нулю в искусстве и достижение его. С этого момента искусства как такового в привычном его понимании как бы не существует. Новое искусство подчеркивает равенство творческой силы человека и природы и даже превосходство активного творчества людей над пассивной реальностью природы.
Малевич в своих теоретических трудах говорит о трех этапах в развитии супрематизма: черный, цветной белый. Основа супрематических работ – квадрат, представляющий собой, по утверждению Малевича, концентрацию всех законов бытия[6, с.69]. Однако в работах художников использовались и эллипсоиды, трапециоиды, треугольники, прямоугольники, круги, кресты. При этом телесность, вещественность, изобразительность минимализируются, стремясь к нулю. Искусство, исчерпавшее себя, не оставило представлений и образов, настало время для беспредметных ощущений и эмоций.
2.2. Лисицкий – супрематист:
В начале 1919 после переезда в Киев, играл важную роль во многих начинаниях киевской Культур-лиги. В мае 1919 поселился в Витебске, руководил архитектурной мастерской и мастерской печатной графики в Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом. После приезда Малевича в Витебск превратился в страстного приверженца супрематизма. Активный член группы "Утвердители нового искусства" (Уновис), Лисицкий участвовал в декоративно-праздничном оформлении города; совместно с Малевичем оформил юбилейные празднества витебского Комитета по борьбе с безработицей (1919). Был автором панно и плакатов, сочетавших супрематическую беспредметность и агитационную направленность изображений ("Клином красным бей белых", 1919 (пр. 4). В течение 1920 года оформил "Альманах Уновис № 1" (пр. 5), создал книгу "Супрематический сказ про 2 квадрата" (пр. 6, 7), спроектировал фигуры к футуристической опере "Победа над Солнцем", задумав эту постановку как "электромеханическое шоу" с исполнителями-марионетками.
Информация о работе Эль Лисицкий: концепция супрематизма и фотомонтаж