Социальная сущность
праздника, его функции в обществе.
1. Эортология – наука
об истории возникновения праздника, его
истоках, формах праздничной культуры
и его эволюции.
В
основе науки лежит предметное изучение
праздничной культуры с эпохой, культурой
развития народа или нации, его традициями
и обычаями.
2. Праздник – особый
тип социального действа людей, объединяющий
их идейно, утверждающий мировоззрение
данного общества, его идеалы.
Праздник
– особый тип более глубокого
осознания категории «образ жизни»,
общественного сознания.
Праздник,
форма эстетической и художественной
деятельности, включенная непосредственно
в ткань социокультурной реальности. Массовый
праздник переводит на язык игровых правил
наиболее существенные переломные моменты
человеческой жизни.
Он
отличается:
- широким активным и творческим участием
масс,
- рассредоточен на обширной территории,
- предполагает одновременное возникновение,
наличие многих очагов художественного
действия, где каждый из его участников может выбрать свое праздничное
действие.
Праздничное
игровое общение включает в себя как неотъемлемую
часть – зрелище-представление.
Праздник – сложное социальное явление.
Сущность праздника:
люди более полно ощущают себя как единое
целое и в зависимости от типа праздника
– как социальную группу, как народ, как
нацию.
Праздник отличается от ТП тем, что
предполагает участие всех людей, (ученик отдыхает, хоть и не празднует),
а в ТП есть зрители и участники.
Праздничное состояние – это реакция
человека по поводу события. Оно режиссируется.
Основные элементы
праздника (композиционное построение):
- Торжество – определенно
окрашенное действие, исходя из содержания
праздника, публичный момент единения
общего и личного (гимн, подъем флага).
- Зрелище – часть
праздника, дающая сильное эстетическое
переживание, является основой эстетического
освоения ценностей.
- Обряд – совокупность
установленных обычаев, действий, связанных
с общественными традициями.
- Ритуал – исторически
сложившаяся или социально установленная
норма поведения, в которой все действия
строго канонизированы (церемония демонстративного характера).
Практикуется в особо торжественных моментах
в жизни общества и отдельных личностей.
Регистрация брака – обряд.
Обмен
кольцами – ритуал.
Потребность в празднике
– состояние индивида, создаваемое
испытываемой им нуждой в общении.
Потребность
в общении – центр всех связей
(завязывание всех связей).
Потребности в празднике:
- Идеологические – пропаганда
общественных идеалов.
- Правовые – в
демократии, в равенстве, в свободе.
- Мировоззренческие (духовные)
- Эстетические – художественно-эстетические
и нравственные: закрепляет установившиеся,
наиболее значимые общечеловеческие нормы
поведения: долг, честь, совесть, уважение,
справедливость. (Нарушивший их подлежит
моральному осуждению)
- Организационные потребности – социализация
людей (приобщение, учет всех интересов
социума, потребность к сплочению людей)
- Творческая
– самовыражение группы и общности в целом.
Функция
–это отношение двух или нескольких объектов,
в кот .изменение одного – приводит к изменению
другому.
Взаимосвязь функций и потребностей,
баланс. Теоретики рассматривали разные
функции и потребности: Корении – соц-
но психологич .функции, Больнов – соц.
педагогич. функции, - художественные
функции; Кокс – психофизиологическую
функцию праздника; - игровую , творческую
функцию; немецк. Учен. Эвенхард – идеологическую
функцию праздника; Белифант – художественно
– эстетич .функцию праздника; Лаптева
– соц- но эстетическую функцию пр- ка.
Праздник, как соц –ое явление полефункционален;
Любой
праздник включает группу функций:
- Идеологическая
- Коммуникативная
- Организационная
- Воспитательная
- Рекреативная
Классификация
праздников: государственные, семейно-бытовые,
трудовые, гражданские и тд.
Классификация
П. может быть проведена по нескольким
основаниям.
- По времени проведения:
- периодически отмечаемые (напр., День
Победы, Олимпийские игры)
- непериодические, обусловленные моментом
(напр., начала крупного строительства,
презентация фирмы),
- стабильные (Рождество)
- подвижные (Пасха),
- календарные – летние (День Ивана Купалы),
осенние (Праздник урожая), зимние (Новый
год), весенние (Масленица);
- пространственная масштабность:
- местные, локальные праздники, распространенность
к-рых ограничена,
- региональные – праздники республик,
города, села, улицы (Праздник Севера),
- национальные ( Праздник Русской березки,
татарский Сабантуй, Фестиваль финно-угорских
народов),
- государственные (День Конституции, День
независимости),
- международные (Олимпийские игры, День
породненных городов и т. п.);
- по вероисповеданию:
- светские (день рождения, день совершеннолетия)
- религиозные (день ангела, конфирмация
и т. д), к-рые различаются по конфессиям
(православные, католические, буддистские,
иудейские и т. д.);
- по видам человеческой деятельности
и сферам бытия:
- общественно-политические (1 Мая, 9 Мая,
8 Марта, и т. п.),
- профессионально-трудовые (дни профессий,
проводы на пенсию),
- природно-экологические (Проводы зимы,
Новый год, День птиц, День охраны окружающей
среды),
- семейно-бытовые (дни рождения, совершеннолетия,
свадьбы, новоселье и т. д.),
- историко-культурные и праздники искусств
(праздники спортивные, праздники улиц,
домов, праздник духовой музыки, песни
и танца, книг и т. д.).
Проблемы
праздничной культуры:
- праздник как соц. явление подменяется
развлечением
- отторжение людей от организации и участия
в праздничном действии, становятся наблюдателями
- обозначившееся противоречие в последние
десятилетие праздничной культуры между
молодым поколением и всеми остальными
слоями общества
- упрощение художественных форм для молодежи
ПРОВЕДЕНИЕ
ПРАЗДНИКА, этапы
- непосредственное воплощение сценария,
- включающее в себя основные композиционные
части: пролог (экспозицию), концентрирующий
внимание людей на образном смысле праздничного
действа,
- развитие игровых эпизодов, побуждающее
личную готовность к театрализованному
действию,
- эмоциональное соучастие в нем (эмпатию),
- кульминацию – непосредственное участие
в театрализованном действии как результат
эмоционального потрясения.
- активизация аудитории.
ФУНКЦИИ ПРАЗДНИКА,
- рекреационную функцию, или функцию отдыха, т. е. снятия усталости,
психологической и физической разрядки;
- свойство воспроизводиться, он участвует
в передаче культурных ценностей от одного поколения
другому
- коммуникативная функция праздника,
благодаря к-рой. снимаются профессиональные,
возрастные, социальные барьеры; все участники
праздника образуют праздничное общество;
праздник может примирить людей друг с
другом, порождает чувство свободы и коллективности;
- исходя из двойственной природы
праздника, в его подчиненности, в частности,
интересам господствующей власти, необходимо
отметить идеологическую функцию праздника;
- воспитательное значение праздника;
- эстетическая функция – одна из ведущих
и необходимых в празднике; событие, художественно оформляется, привлекая
для этого различные виды искусства,
- творческая функция; праздник предполагает
не созерцательное участие в нем, а активное:
подлинный праздник – это когда не смотрят,
а действуют, играют, радуются и веселятся,
все, демонстрируя публично свои дарования
и возможности;
Рассмотренные
функции позволяют определить праздник как специфическое
социальное явление, представляющее собой форму активного отдыха, основанного
на самодеятельности субъектов и способствующего
восстановлению и развитию их физических
и духовных сил посредством создания особого
чувственно-эмоционального состояния.
(А. В. Бенифанд).