Японский театр Кабуки. Парики. Грим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:05, реферат

Краткое описание

Грим театра Кабуки Кумадори является широко известным методом гримирования в театре кабуки. Он чем-то, несомненно, напоминает маски. Все жанры исполнительского искусства, предшествовавшие кабуки, были, можно сказать, представлениями масок. В гигаку, бугаку и ногаку обязательно пользовались масками. Одним из революционных преобразований, осуществленных театром кабуки, был отказ от традиционных масок.

Вложенные файлы: 1 файл

Японский театр Кабуки.docx

— 222.44 Кб (Скачать файл)

Японский театр Кабуки. Парики. Грим

Грим (кумадори) 
 
Грим театра Кабуки Кумадори является широко известным методом гримирования в театре кабуки. Он чем-то, несомненно, напоминает маски. Все жанры исполнительского искусства, предшествовавшие кабуки, были, можно сказать, представлениями масок. В гигаку, бугаку и ногаку обязательно пользовались масками. Одним из революционных преобразований, осуществленных театром кабуки, был отказ от традиционных масок. Но в методе гримирования кумадори осталось как бы воспоминание об этих масках. 
 
Кумадори – специфический для театра кабуки способ гримирования, отличающийся своеобразной красотой. В целом красный цвет в гриме символизирует справедливость, страстность, смелость, синий – хладнокровие, злость, безнравственность, черный и коричневый – божественность, потусторонность. Здесь приводятся различные виды кумадори. 
 
Сверху вниз и слева направо: 
а) Ханкума, Нихонкума, Мукимикума. 
б) Дзарэкума, Вараикума, Сарукума. 
в) Цутигумокума, Кугэарэ, Ханнякума. 
г) Тандзэнкума. Каэнкума, Судзикума. 
 
Театр кабуки добился очень больших успехов в области театрального грима. Следует отметить, что в Японии некогда существовали своеобразные взгляды на грим. Так, например, белила накладывались на лицо не только ради красоты, а также и для того, чтобы приобрести такие же сверхъестественные силы, которые приобретал человек, надев маску. В древние времена юные послушники храмов во время празднеств гримировались, чтобы воплотиться в богов, стать глашатаями их воли. В песне из пьесы «Му-сумэ додзёдзи» есть такие слова: «Для чего ты наложила на щеки румяна и черной краской покрасила зубы? Для того, чтобы показать свою преданность любимому». В этом отрывке подчёркивается стремление засвидетельствовать свою преданность путём наложения на лицо грима. Интересно, что в феодальную эпоху, например, наведением косметики на лицо выражалось уважение к старшим и лицам высокого ранга. Самураи, дай-мё и придворные императора отдавали особое предпочтение грубому гриму, когда средства косметики наносились на лицо толстым слоем. В данном случае исходили из того, что появление перед мужем или господином с ненакрашенным лицом считалось неприличным. В то же время проститутки в отличие от общепринятого мнения, будто они злоупотребляют средствами косметики, не пользовались ни румянами, ни белилами, а гейши использовали их лишь в минимальной степени. Эти общие взгляды на грим не переносились, конечно, в обязательном порядке на сцену, но восприятие его обществом должно было сказываться и в театре. 
Особое внимание уделяют гриму актёры-оннагата, затрачивая на это немало сил. Одним из приемов, придающих специфическую привлекательность лицу актера, является мэцури – подтягивание наружного края век. Обычно перед тем, как надевается парик, на лбу гримируемого разглаживают морщины и подтягивают вбок и кверху кожу у наружного края глаз. Когда при этом натягивают на голову шапочку, на которую затем крепится парик, лицо приобретает очень своеобразное выражение. Бывали случаи, когда актеры накладывали грим даже на глаза и язык. Так, например, чтобы показать, как в пьесе «Сэмбондзакура» у Томомори, поднимающего тяжёлый якорь, от напряжения наливаются кровью глаза, актер запускал в глаза румяна. Таких актеров теперь уже нет, но в былые времена они для создания большего эффекта жертвовали своим здоровьем. Немало актеров погибло, отравившись свинцом. Они употребляли исключительно ядовитые свинцовые белила, поскольку такие белила хорошо накладывались на лицо. Одной из последних жертв этих белил явился покойный Накамура Утаэмон. 
В пьесах кабуки есть такие сцены, когда актёр должен широко раскрыть рот и высунуть язык. В этих случаях актёры в былые времена мазали язык румянами, чтобы подчеркнуть его красноту. Этим пользовались, например, актеры, исполнявшие роль князя Токихира в сцене «Курумабики», Куронуси в пьесе «Сэки-ното», а также исполнители танца ситадаси самбан. Все эти специфические приёмы в последнее время стали постепенно исчезать. Но нельзя не отметить, что, если мы у исконного кабуки отнимем гротескность, это нанесет ущерб самой его сущности. 
Характерная особенность роли грима в театре кабуки состоит также в том, что он меняется прямо на сцене, когда по ходу действия меняется театральныйкостюм и парик. В пьесе «Наруками» есть сцена, когда настоятель храма, не устоявший перед чарами принцессы Таэмахимэ, напивается сакэ и засыпает. Воспользовавшись этим, принцесса перерезает священные веревки симэнава, с помощью которых остановлен водопад и заперт бог дождя. Бог дождя освобождается, и на землю проливается дождь. Проснувшийся настоятель убеждается, что его обманули. Он в гневе. В соответствии с его состоянием меняется на нем одежда, и он незаметно, прямо на сцене наносит на лицо синие линии грима кумадори. Такой своеобразный приём является выдающимся достижением театра кабуки. В старых сценических текстах пьесы «Сугаварадэндзю тэнараикагами» сказано, что когда Сугавара появляется на горе Тэмпайдзан, его лицо сразу становится красным. Очевидно, что и в этом случае использовался прием изменения грима непосредственно на сцене.

 
 
Накамура Дзякуэмон – актёр театра кабуки. Лицо без грима. 
Прежде всего волосы актёра завязываются специальной шёлковой материей, затем на шею наносятся белила. 
Специальной щёточкой слой густых белил наносится на лицо. 
Кисточкой наносится краска на губы и брови, подкрашиваются глаза. 
Наносится слой белил на руки и ноги. 
Гримёр накладывает белила на затылок. 
После того как грим полностью наложен, актёру на голову надевают парик. 
Затем актёра облачают в театральный костюм, начиная с нижнего кимоно. 
На актёра надевают верхнее кимоно и завязывают пояс оби. 
Актёр перед зеркалом в последний раз проверяет и подправляет грим. 
 
Итак, способ грима кумадори, безусловно, не является реалистическим. Само слово «кумадори» означает «нанесение полос на лицо». Одна из версий о происхождении кумадори предполагает, что этот метод грима, возможно, был создан под влиянием китайского театра, поскольку он похож на грим из образцов гримов ляньпу. Метод кумадори развился вместе с развитием формалистической постановки пьес о прошлом. Он получил особенно широкое распространение в театральном мире Эдо, где увлекались романтизмом и формализмом. 
По цвету кумадори можно подразделить на три большие группы. Кумадори красных оттенков символизируют справедливость и сверхчеловеческую силу, фиолетово-синих оттенков – страх и скрытую злобу. Кроме того, существуют специальные расцветки грима фудокума и кумадори, используемые для отображения животных: сисигути, цутигумо и др. С точки зрения эффекта кумадори носят скорее формалистический характер, чем значение символа. Это можно понять при сравнении кумадори с немецким экспрессионистским методом гримирования и методом, применяемым в настоящее время в модернистском балете. 
Говорят, что Дандзюро Девятый в сценах, где он должен был изобразить на лице гнев, напрягал на лице вены и широкими мазками наносил прямо на вздутые вены грим. Теперь, когда на сцене существует электрическое освещение, грим становится мельче и всё более приобретает характер тонкого узора. С появлением электрического света исчезла привлекательность прежнего способа кумадори, а в былые времена при тусклом свете подносимого к лицу актера фонаря эти грубо нанесенные на вздувшиеся вены полосы грима двигались, словно живые, и производили на зрителя неизгладимое впечатление. 
Современный театр кабуки лишился этого эффекта.

Как указывают  источники, идея создания особого способа  гримировки, позже названного кумадори, принадлежит актеру Итикава Дандзюро. Впервые он использовал его в 1673 году. Грим имел ошеломляющий успех и с тех пор стал неотъемлемой частью спектакля Кабуки. 
Кумадори – это не просто грим: цвет, способ наложения полос весьма символичен и является главным составляющим звеном характеристики персонажа. При этом зачастую кумадори выявляет скрытые стороны характера героя. В кумадори носителем положительного начала является красный цвет. Им подчеркивается страстность, доблесть, справедливость. Синий цвет выявляет худшие стороны человека: злобу, безнравственность, подлость. Божественность, потусторонность символизируется черным, иногда алым цветом. В театр Кабуки, культивирующем всевозможные эффекты, можно увидеть даже загримированный язык или мгновенную смену грима прямо на сцене (в соответствии со сменой персонажа). По свидетельству Гундзи Масакацу – одного из исследователей Кабуки – актер Дандзюро Девятый “в сценах, где он должен изобразить гнев, напрягал да лице вены и широкими мазками наносил прямо на вздутые вены грим. При тусклом свете фонаря эти грубо нанесенные полосы грима двигались, словно живые, и производили на зрителя неизгладимое впечатление.” В Кабуки существует обычай делать отпечаток грима кумадори с лица актера на лист белой бумаги. Это называется “осигами”. Подобные отпечатки используются как настенные украшения; осигами знаменитых артистов хранятся в театральных музеях. 
Помимо кумадори в Кабуки очень интересен грим актеров в амплуа оннагата (женские роли). Как и в Но, все роли здесь исполняются мужчинами. Мастерство передачи женского характера, голоса, пластики доведено актерами оннагата до столь высокой степени, что их считают более женственными, нежели сами женщины, образцом изящества и вкуса. Искусство оннагата называют “искусством правдоподобного воплощения стилизованной идеальной женщины”. Примечательно, что в тех редких случаях, когда до участия в спектакле Кабуки допускаются женщины-актрисы, они могут играть, лишь подражая оннагата – т.е. актеру-мужчине!


Информация о работе Японский театр Кабуки. Парики. Грим