Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:43, доклад
Никита Яковлевич Бичурин (в монашестве – Иакинф) (29 августа 1777, с. Бичурино (с. Акулево) Казанской губернии – 11 мая. 1853, г. Санкт-Петербург) — выдающийся русский ученый, востоковед, путешественник, писатель.
Никита Яковлевич Бичурин (в монашестве – Иакинф) (29 августа 1777, с. Бичурино (с. Акулево) Казанской губернии – 11 мая. 1853, г. Санкт-Петербург) — выдающийся русский ученый, востоковед, путешественник, писатель.
Отец — священник Яков Данилович Бичурин (1749—1812). Родился Никита Бичурин в селе Акаулево (Шемпер по-чувашски) в семье диакона, а не с. Бичурино, как указывал сам Н. Я. Бичурин в своих автобиографических записях, а затем эти данные перекочевали во все его биографии(Чебоксарский уезд, Казанской губернии) 29 августа 1777 года. Вероятно эта ошибка объясняется тем, что вскоре после рождения Никиты, семья Якова Данилова, получившего в 1779 г. сан священника, переехала в с. Бичурино (с рубежа 18-19 вв. село Пичурино стали писать как Бичурино, а по-чувашски (шинер, Типнер) Свияжского (с 1781 г. — Чебоксарского) уезда и здесь прошли детские годы будущего ученого, а место рождения — с. Акулево — не сохранилось в его памяти.
В 1786 (или 1787) поступил в Казанскую духовную семинарию, в 1799 окончил Казанскую духовную академию. В 1800–1802 был учителем грамматики в той же академии. В 1802 принял монашество и в сане архимандрита (один из высших монашеских чинов в Православной церкви) был назначен настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря и первым ректором иркутской духовной семинарии. В 1803 обличен в нарушении монастырского устава и отрешен от должности настоятеля. В духовной семинарии требовал дисциплины, что вызывало жалобы и доносы. По указу Св. Синода от 29 января 1806 лишен сана архимандрита, отрешен от должности ректора с запрещением священнослужения и отправлен преподавателем риторики в Тобольскую духовную семинарию, где работал более года. В мае 1807 назначен начальником пекинской духовной миссии и в июле 1807 выехал из Иркутска в Пекин. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.
В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) — свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трех томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по юриспруденции, медицине, религии, философии, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие.
После возвращения на родину в 1821 был обвинен в расстройстве миссии, нерадивости к миссионерским обязанностям, вторично лишен сана архимандрита в 1823 и простым монахом сослан пожизненно в Валаамов монастырь. (Во время борьбы с Наполеоном, русскому правительству было не до Китая, в результате чего миссия испытывала недостаток средств и была полностью опустошена. За это начальник миссии был лишён сана архимандрита и сослан в Валаамский монастырь.).
В 1826 году ему удалось переселиться
в Санкт-Петербург, где он получил
при министерстве иностранных дел
должность переводчика с
В Кяхте открыл первую в России школу китайского языка. Преподавал в школе, создал первый учебник китайского языка («Китайская грамматика»).
С 1831 года член Азиатского общества в Париже. Неоднократный лауреат Демидовской премии (за опубликование трудов по науке - технике, искусству).
В Санкт-Петербурге отец Иакинф получает светское признание, среди его знакомых — А. С. Пушкин, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, К. М. Шегрен, И .А. Крылов, И. И. Панаев, А. В. Никитенко и много других литераторов публиковавшихся в журнале «Моссковский телеграф».
В 1848 г. приступил к созданию своего последнего труда «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». Труд в трёх томах с приложением карт был опубликован в 1851 г. К тому времени сильно пошатнулось здоровье синолога, хотя он и выжил в холерной эпидемии. Скончался в Александро-Невской лавре в 1853 г.
Важнейшие работы
Записки о Монголии. Т.1-2 . — СПб., 1828. — 339 с.
История первых четырех ханов из дома Чингисова. — СПб., 1829.
Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. — СПб., 1829.
Китайская грамматика. — Кяхта, 1831. — 32 с.
История Тибета и Хухунора с 2282 г. до Рождества Христова 1227 г. / пер. с кит. монахом Иакинфом Бичуриным: в 2 ч. — СПб., 1833.
Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. — СПб., 1834.
О шаманстве // Отечественные записки. — 1839. — № 6. — С. 73-81.
Забавные известия о России в китайской географии // Санкт-Петербургские ведомости. — 1840. — № 188.
Китай, его жители, нравы, обычаи. — СПб., 1840.
Отрывки из путешествия по Сибири // Русский вестник. — 1841. — Т. 4, № 10. — С. 74-94.
Замечания на статью под заглавием: «Шесть сцен Ононского пастуха» // Москвитянин. — 1844. — Ч.2, № 4. — С. 330—337.
Китай в гражданском и нравственном состоянии, 1848
Географический указатель мест на карте к истории древних среднеазийских народов. — СПб.,1851. — 115 с.
Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: в 3 ч. — СПб, 1851.
Автобиографическая записка // Ученые записки АН по 1 и 3 отд. — 1865. — Т.3, вып. 5. — С. 665—672.
Прогулка за Байкал // Телескоп. — 1883. — Ч.13, № 4. — С. 559—571.
Из
китайских представлений о
Байкал // Северные цветы на 1832 год / изд. подгот. Л. Г. Фризман. — М.,1980. — С. 34-42.