Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:46, реферат
Родился 26 мая 1842 года в селе Антоново Сквирского уезда Киевской губернии в семье священника. По воспоминаниям сына Игоря, семья у деда «была большая — шесть сыновей и шесть дочерей, и Иван Алексеевич был шестым. С самого раннего детства он отличался вдумчивостью, был серьезен, мало принимал участия в играх братьев и сверстников. Очень рано, почти самостоятельно, научился читать и читал по целым дням. Книг в то время, в особенности в деревне, в бедной семье священника было немного, и он читал все книги, какие мог найти: молитвенники, календари, учебники».
Биография………………………………………………………………………………...2
Научная деятельность……………………………………………………………………3
Вклад в изучение детей с отклонениями в развитии………………………………......3
Общественная и политическая деятельность…………………………………………..4
Расследования обстоятельств убийства Андрея Ющинского………………………...6
Труды…………………………………………………………………………………......6
Содержание:
Биография
Сикорский Иван Алексеевич (26.05.1842—1.02.1919), выдающийся русский ученый-психолог, теоретик национализма, активный общественный деятель, эксперт на процессе по расследованию ритуального убийства А. Ющинского.
Родился 26 мая 1842 года в селе Антоново Сквирского уезда Киевской губернии в семье священника. По воспоминаниям сына Игоря, семья у деда «была большая — шесть сыновей и шесть дочерей, и Иван Алексеевич был шестым. С самого раннего детства он отличался вдумчивостью, был серьезен, мало принимал участия в играх братьев и сверстников. Очень рано, почти самостоятельно, научился читать и читал по целым дням. Книг в то время, в особенности в деревне, в бедной семье священника было немного, и он читал все книги, какие мог найти: молитвенники, календари, учебники».
Учился в Киево-Софиевском Духовном училище, Киевской Духовной семинарии. Весной 1862 года блестяще выдержал экзамены на аттестат зрелости при 1-й Киевской гимназии, и в виде особого исключения был зачислен на естественный факультет Университета св. Владимира стипендиатом этой гимназии. В мае 1863 года перевелся на медицинский факультет, который закончил с отличием, получив 21 октября 1869 года степень лекаря, был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. Сикорский избрал своей специальностью патологию душевных и нервных болезней. 6 марта 1872 года Советом университета он удостаивается степени доктора медицины за диссертацию «О лимфатических сосудах легких», выполненную в лаборатории Н. А. Хржонщевского, с определением сверхштатным младшим медицинским чиновником при Медицинском департаменте Министерства внутренних дел. Был рекомендован как кандидат на заграничную командировку с ученой целью для дальнейшего усовершенствования по избранной специальности, но по недостаточности средств поездка не состоялась.
1 марта 1873 был командирован в
Санкт-Петербург, в клинику душевных
болезней при Медико-хирургической академии,
которой руководил профессор Балинский,
в Киеве не было отдельной кафедры по психиатрии
и нервным болезням. В 1880 года был назначен
исполняющим должность чиновника особых
поручений 8 класса при начальнике Главного
управления военно-учебных заведений
с оставлением на службе в Медицинском
департаменте МВД. В этом же году на 2 летних
месяца Сикорский был командирован для
осмотра воспитанников военно-учебных
заведений Москвы и Орла для исследования
вопроса об утомляемости учеников во время
умственного труда, он посетил также г.
Вольск для ознакомления с устройством
местной гимназии. В феврале 1881 года по
Высочайшему повелению отправился в Рим
для оказания помощи внезапно заболевшему
генеральному консулу Восточной Румынии
князю Цертелеву. Он совмещал государственную
службу с работой в Академии до 1882, в котором
был удостоен звания приват-доцента психиатрии
и нервных болезней и назначен штатным
ординатором психиатрической больницы
Николая Чудотворца, ведомства императрицы
Марии. В этом же году Сикорский выступил
на Международном Съезде по гигиене в Женеве с
докладом «О детях, трудных в воспитательном
отношении». Сикорского приглашали на
руководящие должности в саратовскую, тамбовскую
В последние годы жизни Иван Алексеевич страдал от продолжительной болезни, был прикован к постели. Умер И. А. Сикорский в 1919 году, в Киеве. На момент смерти учёного власть в городе находилась у сторонников Симона Петлюры, провозгласивших Украинскую Народную Республику. Существует версия, по которой Сикорский умер после захвата его большевиками, когда в городе был уничтожен весь цвет русской национальной интеллигенции. Особенную жестокость проявляла ЧК (Чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем), состоявшая почти сплошь из еврейского элемента, к людям, причастным к расследованию ритуального убийства Андрея Ющинского. Документальных подтверждений этой версии не найдено. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Научная деятельность
Научные труды Сикорского первоначально относились к разным вопросам патологической анатомии, а впоследствии к клинической психиатрии и педагогике. Они рассеяны в специальных журналах, русских и иностранных. Кроме того, он написал весьма ценную монографию «О заикании» (Санкт-Петербург, 1889), переведенную также на немецкий язык.
Сикорский первым в мировой науке в 1880 году применил экспериментальный метод наблюдения над умственной работой учащихся в школах и приобрел в иностранной и русской литературе имя основателя экспериментальной педагогики. Сикорский являлся членом целого ряда иностранных ученых обществ, а также Общества психиатров, где был председателем Киевского психиатрического общества, Общества русских врачей, состоял почетным членом Киевской Духовной академии. С 1986 года он был основателем и редактором журнала «Вопросы нервно-психической медицины и психологии». Принимал участие во 2-м съезде Общества русских врачей (1891), в Конгрессе по гигиене и демографии в Женеве, в Московском съезде психиатров в 1911 году. Сикорский является одним из основоположников детской психологии и детской психопатологии. Он автор более 70 научных трудов по психиатрии, психологии, неврологии, ряд его работ посвящен исследованию влияния алкоголя на здоровье и психику. Дважды он удостаивался благосклонного принятия Императорами Александром III (1889) и Николаем II (1911) его трудов по психиатрии. За свои ученые труды он получил почетный отзыв по воспитанию от Конгресса в Льеже, был удостоен премии Юшенова от Военно-медицинской академии в 1907 году. С 1911 года, 69-летний Сикорский прекратил чтение лекций в университете, но продолжал заниматься научной работой на дому.
Вклад в изучение детей с отклонениями в развитии
Одними из первых научных работ, посвящённых изучению детей с отклонениями, были исследования выдающегося отечественного учёного И. А. Сикорского, который в своих трудах « … развивал идеи К. Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчёркивая, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное изучение ребёнка».
В 1882 году Иван Алексеевич Сикорский
сделал доклад в Женеве на конгрессе врачей
гигиенистов «О детях трудных в воспитательном
отношении». В докладе автор анализирует
учеников Военно-учебных заведений, отстающих
в обучении. Он указывает на разные причины
отставания от нормально развивающихся
сверстников, среди которых: нарушение
в умственном развитии, связанное с поражением
ЦНС, а также умственные и нравственные
нарушения, связанные с хроническим утомлением
умственной работой. В докладе указывается
на необходимость дальнейших исследований
в этом направлении. В этом же году выходит
его работа «О лечении и воспитании недоразвитых,
отсталых и слабоумных детей». В ней автор
приводит кратко историю изучения, воспитания
и обучения слабоумных детей за границей,
показывает, каких успехов в этом направлении
добились зарубежные учёные. Наряду с
необходимостью глубокого изучения умственного
недоразвития у детей, учёный указывает
на необходимость изучения и обучения
детей с преобладанием эмоционально-волевых
нарушений. Среди особенностей таких детей
автор называет «… аномалии чувств и характера,
отсутствие гармонии душевных сил…» Он
характеризует их как детей с нравственным
недоразвитием. «Изучение нравственного
недоразвития и его исправление становится
важнейшей новой практической задачей…»
. Исследователь говорит о необходимости
создания для них специализированных
заведений. В 1889 году выходит фундаментальный
труд И. А. Сикорского «О заикании». На примере
этой работы хорошо видно, какое большое
значение автор придавал глубокому медико-психолого-
Исследования И. А. Сикорского являются одной из первых попыток антропологического обоснования воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в отечественной науке.
Общественная и политическая деятельность
Сикорский был также активным общественным деятелем. В разные годы он состоял директором Киевского попечительного комитета по тюрьмам; председателем Юго-Западного общества трезвости; членом правления Киевского общества борьбы с детской смертностью; председателем Киевского общества покровительства лицам, отбывшим наказание и беспризорным детям; председателем Фреблевского общества для содействия делу воспитания; членом правления Общества скорой медицинской помощи в Киеве; председателем Общества вспомоществования студентам при Университете св. Владимира; консультантом при больнице имени С. А. Лихаревой. Он основал в Киеве Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей (1904) и первый в мире Институт детской психопатологии (1912).
Принимал участие и в
В 1912 году патриотическая общественность Киева отметила 70-летие Сикорского. В одном из адресов отмечалось: «Иван Алексеевич Сикорский неизменно обнаруживал в общем направлении своей деятельности просвещенный патриотизм и преданность началам русской государственности». 3 июня 1912 года Киевский губернский отдел Союза Русского Народа (СРН) направил для чествования ученого депутацию в составе исполняющего обязанности председателя отдела священиков М. П. Алабовского и членов отдела И. А. Жеребцова и Е. А. Соболева. В адресе, который поднесли своему единомышленнику монархисты, в частности, говорилось: «Круг явлений, ставших предметами Ваших ученых трудов или Вашей общественной деятельности поражает широтой и разнообразием: и высокие проявления духа религиозного, как например, в лице о. Иоанна Кронштадтского, и болезни этого духа, например, в лице сектантов-малеванцев и художественные и литературные творения русского гения (собор св. Владимира, Пушкин и др.), и отрезвление народа через посредство учрежденного Вами Юго-Западного общества трезвости, и вопросы воспитания нормальных и ненормальных детей..., и начавшаяся в последние годы оживленная работа патриотических организаций, все это и многое другое привлекло Ваше просвещенное внимание, все освещалось со столь свойственным Вам ученым беспристрастием и вдумчивостью, и во всем Ваше участие оставляло более или менее глубокий благотворный след». Являясь сотрудником газеты «Киевлянин», Сикорский не раз публиковал в ней статьи, в которых живо откликался на события общественной жизни, отстаивая монархические идеалы.
Иван Алексеевич считается одним
из крупнейших идеологов русского национализма,
он активно проповедовал расизм и
Сикорский был членом Русского Антропологического общества при Санкт-Петербургском университете и, вместе с другими киевскими профессорами, пытался основать такое же общество в Киеве. В своих антропологических работах, согласно Марине Могильнер, он относил русских к ариям, считая их представителями высшей расы.
Информация о работе Биография и научная деятельность Сикорского Ивана Алексеевича