Владимир Иосифович Свидерский - советский философ, доктор философских наук, профессор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:43, доклад

Краткое описание

Владимир Иосифович Свидерский (1 мая 1910 — 15 ноября 1994) - советский философ, доктор философских наук, профессор, представитель ленинградской онтологической школы.
Член КПСС с 1929. Окончил физический факультет ЛГУ (1936). В 1941 окончил аспирантуру при философском факультете ЛГУ. В годы Великой Отечественной войны воевал в качестве старшего инструктора политотдела 8-й армии и батальонного комиссара].

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.docx

— 23.79 Кб (Скачать файл)

                  Федеральное государственное образовательное  учреждение

                                высшего профессионального образования

 

                       СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

                                                  Кафедра ГиМУ

 

 

                                                      ДОКЛАД

                 по дисциплине: «Основы системного анализа

 «Владимир Иосифович Свидерский - советский философ, доктор философских наук, профессор».

 

 

 

 

 

                                                                                                      Выполнил:

                                                                                                      Студент 2 курса гр. 912

                                                                                                      Гавриков Юрий Владимирович

                                                                                                      Проверил:

                                                                                                      Профессор – Елфимов Г.М.

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург  2013 год.   

 

Владимир Иосифович  Свидерский (1 мая 1910 — 15 ноября 1994) - советский философ, доктор философских наук, профессор, представитель ленинградской онтологической школы.

        Член КПСС с 1929. Окончил физический факультет ЛГУ (1936). В 1941 окончил аспирантуру при философском факультете ЛГУ. В годы Великой Отечественной войны воевал в качестве старшего инструктора политотдела 8-й армии и батальонного комиссара]. После демобилизации в 1946 и до 1984 года работал в Ленинградском государственном университете на кафедре диалектического и исторического материализма. В 1955 защитил докторскую диссертацию — "О развитии пространственно-временных представлений в физике и их философском значении".

        В работах Свидерского предлагаются формулировки диалектических принципов относительности конкретного, диалектического монизма, единства устойчивости и изменчивости, единства экстенсивности и интенсивности, единства всеобщности и конкретности, единства элементов и структуры, единства неравномерности и равномерности в изменении и развитии, единства компонентов и организации.  
       Вводятся и определяются в качестве диалектических. понятий и категорий: "относительность движения" в филос смысле; "реальная" бесконечность; "элементы", "структура", "экстенсивная" и "интенсивная" структура; уточняются понятия "связь" и "отношение", "конкретное" как онтологическая категория, "структура" (строение) отношения, "развитие" отношений. Предлагаются в качестве диалектических законов законы единства элементов и структуры, соответствия структуры элементам по уровню и характеру их развития, единства аспектов экстенсивности и интенсивности, единства тенденций неравномерности и равномерности в изменении и развитии.

 Сочинения

  • Пространство и время. М., 1958
  • Противоречивость движения и ее проявления. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1959. - 141.
  • О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании. - М., 1962
  • Некоторые особенности развития в объективном мире. - М., 1964.
  • Некоторые вопросы диалектики изменения и развития. - М.: Мысль, 1965. - 288.
  • О диалектике отношений. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1983. - 137.

Я остановился на работе и проанализировал идею работы «Пространство и время.»

Анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Причинами дискуссии  по вопросу о существовании  нефизических форм пространства  и времени является различное  понимание того, насколько общий,  необходимый и существенный характер  взаимоотношений пространства и  времени с движущейся материей  отражен в философских положениях  «пространство и время - формы  бытия материи», «движение -сущность времени и пространства», исходя из которых обосновывается соответствие формы пространства и времени виду материи и форме ее движения. Учитывая то, что исходя из данных положений раскрывается сущность пространства и времени, к числу причин полемики по вопросу нефизических форм пространства и времени относится и различное понимание сущности пространства и времени.

2.Неоднозначность понимания  сущности пространства и времени  в полемике по вопросу о  существовании нефизических форм  пространства и времени приводит  к смешению различных концепций  пространства и времени, а также  философских и конкретнонаучных понятий пространства и времени. В частности, при критике и отрицании концепции нефизических форм пространства и времени, во-первых, происходит некорректный переход от реляционной концепции пространства и времени к субстанциальной, а во-вторых, наблюдается смешение физических понятий пространства и времени с философскими.

3.Современный этап развития  пространственно-временной проблематики  ставит вопрос о правомерности  экстраполяции существующих пространственно-временных  представлений, выработанных на  основании нашего макроскопического  опыта на иные сферы реальности, а как следствие этого, и  проблему их трансформации путем  расширения понятий пространства  и времени. 

4. В устоявшихся определениях понятий пространства и времени (пространство и время - формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты; пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, порядок расположения, сосуществование материальных объектов; время есть форма бытия материи, характеризующая длительность, последовательность смены явлений) есть логические ошибки, а именно круги в определении понятий и проведение различий между пространством и временем по разным основаниям. Подобная нечеткость в понимании пространства и времени препятствует рассмотрению проблемы многообразия форм пространства и времени.

5. Сравнение приведенных выше определений пространства и времени с пониманием пространства и времени имевшим место в философии Нового времени свидетельствует, что существующие философские пространственно-временные представления, отраженные в анализируемых определениях, соответствуют пониманию пространства и времени имевшему место в метафизике XVII-XVIII вв. Из чего следует, что проблема множественности форм пространства и времени, возникшая на основании идеи о соответствии различным формам движения материи особых форм пространства и времени, решается исходя из такого понимания пространства и времени, которое существовало тогда, когда господствовало механистическое понимание движения, а проблема множественности форм движения материи еще только зарождалась.

6. Вышесказанное также  свидетельствует, о том, что  данные ошибки носят исторический  характер. Анализ как существующих определений пространства и времени, так и тенденции развития пространственно-временной проблематики в Новое время показывает, что условием избавления от логических ошибок при определении понятий пространства и времени является, во-первых, преодоление противопоставления бытия и движения, используемого для определения специфики пространства и времени, и понимание пространства и времени исходя из движения, являющегося способом существования материи, а во-вторых, понимание пространства и времени как диалектических противоположностей.

7. Понимание пространства  и времени как диалектических  противоположностей, преодоление антитезы  бытия и движения, сосуществования  и смены, и, вместе с тем,  выявление рационального смысла  данного противопоставления позволяет  определить время и пространство  как формы бытия материи, выражающие, соответственно, моменты изменчивости  и неизменности, процесса и результата  в ее становлении. 

8. Понимание пространственно-временных  отношений как отношений совместного  существования, в основании которых  лежит взаимодействие, означает, что  взаимосоответствие «взаимодействие - пространственно-временные отношения» носит необходимый и всеобщий характер. Существование различных форм взаимодействий необходимо означает существование соответствующих им различных форм пространственно-временных отношений.

9. Понимание пространства  и времени как форм бытия  материи, выражающих, соответственно, моменты изменчивости и неизменности  в ее становлении означает, что  взаимосоответствие «становление - пространство и время» носит всеобщий и необходимый характер. Существование различных форм становления означает существование соответствующих им различных форм пространства и времени.

10. Специфика нефизических  форм пространства и времени  проявляется на двух уровнях:  «смешанном», в котором осуществляется  единство нефизических и физических  форм пространства и времени,  обусловленное единством высших  й низших форм движения материи,  и «изолированном», в котором  нефизические формы пространства  и времени предстают обособленно,  что обусловлено несводимостью  «высших» форм движения к «низшим».

 
 


Информация о работе Владимир Иосифович Свидерский - советский философ, доктор философских наук, профессор