Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 09:20, контрольная работа
XIX столетие занимает особое место в истории России. С его началом страна вступила в новый этап развития. Предшествующие века формирования и укрепления основ самодержавного государства сменились временем, когда неумолимый ход исторического процесса подверг его существование суровым испытаниям и сделал неизбежным близкое крушение всей прежней феодально-крепостнической системы. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ и, наконец, восстание 14 декабря 1826 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом и социально-экономическом строе России. Вторая четверть XIX столетия характеризуется нарастанием кризиса крепостнической системы, которая тормозила развитие производственных сил. В то же время уже более определенно обозначились процессы распада старых форм хозяйствования.
Введение
1.Император Николай I…………………………………………………………..5
1.1 Внутренняя политика………………………………………………………...9
1.2 Собственная его императорского величества канцелярия………………. 12
1.3Политика по отношению к дворянству……………………………………..13
1.4Крестьянский вопрос………………………………………………………...15
2.Реформа Николая I ……………………………………………………………17
2.1Внешняя политика. Крымская война……………………………….............21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К. Г. РАЗУМОВСКОГО»
Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К. Г. Разумовского» в г. Омске
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: ______________________________
тема: ______________________________
выполнил (а): ______________________________
факультет: ______________________________
направление подготовки:_______________
шифр:_______________
консультировал (а): ______________________________
подпись преподавателя, принявшего
работу:_______________________
Омск-20__ г.
Содержание
Введение
1.Император Николай I…………………………………………………………..5
1.1 Внутренняя политика……………………………………………………….
1.2 Собственная его императорского величества канцелярия………………. 12
1.3Политика по отношению к дворянству……………………………………..13
1.4Крестьянский вопрос………………………………………………………...
2.Реформа Николая I ……………………………………………………………17
2.1Внешняя политика. Крымская война……………………………….............
Введение
XIX столетие занимает особое
место в истории России. С его
началом страна вступила в
новый этап развития. Предшествующие
века формирования и
Процесс дифференциации усиливается и
в крепостной среде. Помимо того, что основная
масса крестьянства в результате непомерного
усиления крепостнической эксплуатации
разорялась, а очень незначительная богатела
торговлей, промыслами и имела возможность
даже выкупаться на волю, в крестьянской
среде происходили и другие изменения.
Обострение классовой борьбы во второй
четверти XIX в. выражалось в антифеодальных
массовых выступлений крестьянства, "бунтах"
рабочих людей, военных поселян, солдат
и матросов. Больше всего волнений крестьян
было в барщинных имениях, т.к. в них крепостнический
гнет был особенно тяжел. На протяжении
всей четверти столетия крестьянское
движение показывало нарастающую активность
борьбы крестьян с расширением географической
сферы борьбы - от центра к периферии. Наибольшего
размаха оно достигает в 50-е гг. III отделение,
ведавшее "внутренними" делами при
Николае 1, отмечало: "Год от году распространяется
и усиливается между помещичьими крестьянами
мысль о вольности". Уничтожение крепостной
зависимости становилось общим требованием
бунтующего крестьянства. Николай 1 являлся
выразителем интересов подавляющего большинства
дворянства, которое было встревожено
событиями декабрьских дней 1925 года, и
боялось непрекращающихся крестьянских
волнений.
1. Император Николай I
Будущий император Николай 1 родился
в Царском Селе 25 июня (б июля) 1796 г. Он был
третьим сыном великого князя Павла Петровича
и его жены Марии Федоровны. Крещение новорожденного
было совершено 6 (17)июля, и он был наречен
Николаем - именем, которого не бывало прежде в русском императорском
доме. В роли самодержавного правителя
России его никто себе не представлял,
так как при двух старших братьях вступление
на престол было маловероятном. Николая
Павловича готовили к военной службе.
И в апреле 1799 года великий князь впервые
надел военный мундир лейб-гвардии Конного
полка. Словом, военный обиход окружал
будущего русского императора с самых
первых шагов. 28 мая 1800 г. Николай был назначен
шефом лейб-гвардии Измайловского полка
и с тех пор носил исключительно измайловские
мундиры. Николаю не было и пяти лет, когда
он лишился отца, убитого II марта 1801 г.
в результате заговора. Вскоре после этого
воспитание Николая переходит из женских
рук в мужские, а с 1803 года его наставниками
становятся исключительно мужчины. Главный
надзор за его воспитанием был поручен
генералу М. И. Ламздорфу. Вряд ли можно
было сделать более неудачный выбор. По
мнению современников, он не обладал не
только ни одною из способностей, необходимых
для воспитания особы царственного дома,
призванной иметь влияние на судьбы своих
соотечественников и на историю своего
народа, но даже был чужд и всего того,
что нужно для человека, посвящающего
себя воспитанию частного лица.
Все сыновья Павла 1 унаследовали от отца
страсть к внешней стороне военного дела:
разводам, парадам, смотрам. Но особенно
отличался Николай, испытывавший к этому
чрезвычайную, иногда просто непреодолимую
тягу Едва он вставал с постели, как тут
же принимался братом Михаилом за военные
игры. У них были оловянные и фарфоровые
солдатики, ружья, алебарды, гренадерские
шапочки, деревянные лошадки, барабаны,
трубы, зарядные ящики. Страсть к фрунту,
преувеличенное внимание к внешней стороне
армейской жизни, а не к ее сути, сохранились
у Николая на всю жизнь. Как отличался
в этом плане Николай от своего старого
брата Александра, очаровавшего в свое
время интеллектуальную европейскую элиту
именно умением вести философскую беседу,
поддержать самый тонкий и изощренный
разговор! Николай впоследствии также
обрел популярность в Европе, но благодаря
совсем иным чертам: восхищались великолепием
и царственностью манер, достоинством
внешнего облика всевластного монарха.
Восхищались придворные, а не интеллектуалы.
Стремление заземлить все проблемы, сделать
их более примитивными, чем они есть на
самом деле, а значит, и более понятными
для себя и своего окружения проявилось
у Николая 1 с особенной силой в годы его
правления. Недаром ему сразу так понравилась
своей простотой и навсегда осталась близкой
знаменитая уваровская триада - православие,
самодержавие, народность.
В 1817 году он женился на дочери прусского
короля Шарлотте, получившей в России
имя Александры Федоровны. Период ученичества
для Николая был окончен. Бракосочетание
состоялось в день рождения Александры
Федоровны 1 (13) июля 1817 г. Впоследствии
она так вспоминала об этом событии: «Я
чувствовала себя очень, очень счастливой,
когда наши руки соединились; с полным
доверием отдавала я свою жизнь в руки
моего Николая, и он никогда не обманул
этой надежды». Сразу после женитьбы, 3(15)
июля 1817 г. Николай Павлович был назначен
генерал-инспектором по инженерной части.
Николай имел характер жестокий и деспотичный,
не любил никаких теорий и питал недоверие
к научному знанию вообще.
После смерти Александра I Россия почти
месяц жила без императора. По праву престолонаследия
после Александра I, не оставившего потомства,
Российским государем должен был стать
брат покойного императора Константин
Павлович. Однако в 1922 году Константин
отрекся от престола в пользу младшего
брата Николая, и свое отречение оформил
официальным письмом к Александру I. Александр
принял отречение брата, но не предал его
огласке. После смерти императора Александра
I великий князь Николай Павлович тотчас
присягнул Константину и повелел привести
к присяге все полки. Сенат также разослал
указ о приведении всех чинов к присяге
на верность новому императору. Тем временем
в Государственном совете вскрыли пакет
с отречением Константина. Принесение
присяги новому императору Николаю I было
назначено на понедельник 14 декабря. накануне
же вечером предполагалось заседание
Государственного совета, в котором император
Николай желал лично изъяснить обстоятельства
своего воцарения в присутствии младшего
брата Михаила, "личного свидетеля и
вестника от цесаревича Константина".
Дело немного затягивали потому, что Михаил
Павлович находился тогда на пути из Варшавы
в Петербург и мог вернуться в Петербург
только вечером 13 декабря. Но так как он
опоздал, то заседание Государственного
совета состоялось без него, в полночь
с 13-го на 14-е декабря, а утром 14-го, также
еще до приезда Михаила, принесена была
присяга начальниками гвардейских войск,
и затем эти начальники отправились в
свои части приводить к присяге солдат.
В церквах в то же время читался народу
манифест о вступлении на престол императора
Николая.
Основные направления реформы государственного аппарата
Процесс перехода России к индустриальному обществу, постоянное усложнение социально-экономических и общественно-политических отношений в стране, исторический вызов сто стороны модернизировавшегося Запада заставляли Николая I проводить преобразования. Отвергнув планы радикальных реформ и тесного сотрудничества с обществом новый император выбрал путь постепенной трансформации и адаптации режима к происходящим переменам. План реформы центрального и местного управления был разработан еще Комитетом 6 декабря 1826 г. Многие его положения восходили к отвергнутым в свое время проектам М.М. Сперанского, хотя абсолютный характер власти монарха теперь под сомнение не ставился. В соответствии с принципом разделения властей Государственный совет как орган сугубо законосовещательный предполагалось освободить от многочисленных административных и судебных дел. Вновь
1.1 Внутренняя политика
Несмотря на разгром дело декабристов
имело для молодого государя, как и для
всего государства, громадное значение.
Оно оказало огромное влияние на всю правительственную
деятельность императора Николая и очень отразилось на общественном
настроении его времени (поэтому-то дело
декабристов пользовалось всегда большою
известностью, несмотря на то, что все
его подробности составляли государственную
тайну). Император Николай I во все свое
царствование помнил "своих друзей
14-го декабря" (так он выражался о декабристах).
Лично знакомый с их делом, сам участвуя
в допросах и следствии, Николай имел возможность
вдуматься в обстоятельства дела.
Из своего знакомства с делом декабристов
он вынес заключение о неблагонадежном
настроении дворянства. Очень большое
количество людей, участвовавших в тайных
обществах, было из дворянства. Николай
I был склонен считать заговор 14 декабря
1825 года. сословным дворянским движением,
охватившим все круги и слои дворянства.
Подозревая дворян в стремлении к политическому
господству в государстве, Николай постарался
создать вокруг себя бюрократию и править
страной посредством послушного чиновничества,
без помощи дворянских учреждений и деятелей.
При Николае I была очень усилена централизация
управления: все дела решались чиновниками
в министерских канцеляриях в Петербурге,
а местные сословные учреждения обратились
в простые исполнительные органы для министерств.Знакомясь
с делами декабристов, император Николай
I убедился, что желание перемен и реформ,
которое руководило декабристами, имело
глубокие основания. Крепостное право,
отсутствие хорошего свода законов, пристрастие
судей, произвол правителей, недостаток
просвещения, словом, все то, на что жаловались
декабристы, было действительным злом
русской жизни. Покарав декабристов, император
Николай I прекрасно понимал необходимость
и неизбежность реформ. Большинство современников
видело в Николае I лишь гасителя свободы
и мысли, ослепленного самовластием деспота.
Так считали видные общественные деятели
Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин и другие. По
мнению А. Е. Преснякова, Николай Павлович
"считал идеалом своей империи казарму,
где все, начиная от министров и генералов,
отвечали бы на все его приказы только
одним словом "слушаюсь". Другие историки
отмечают, что в своей деятельности Николай
стремился воплотить определенный идеал,
по-своему радел о благе России.
С целью успокоения общественного мнения
был создан первый секретный комитет (Комитет
6 декабря 1826 г.). Перед комитетом Николай
I поставил задачу рассмотреть бумаги
Александра I, с тем чтобы "обозреть
настоящее положение всех частей управления"
и определить, "что ныне хорошо, чего
оставить нельзя и чем заменить". Комитет
возглавил председатель Государственного
совета, опытный и осторожный администратор
В. П. Кочубей, а одним из активных его членов
стал М. М. Сперанский, конституционные
"мечтания" которого давно исчезли,
а его знания, работоспособность, вера
в форму и законодательную деятельность,
правительства привлекли симпатии царя.
Комитет 6 декабря регулярно работал 4
года. Его предложения о реформе центральных
органов власти исходили из идеи "разделения
властей", однако не для ограничения
самодержавия, а для его упрочения путем
более четкого размежевания функций между
различными ведомствами. Проекты реформы
местной администрации свелись к усилению
контроля над ней как со стороны смежных
ведомств, так и со стороны центральных
органов власти. Три первых отделения
были учреждены в 1826, а четвертая – в 1828
г. Первое отделение ведало непосредственные
распоряжения государя и рассматривало
прошения, подаваемые на его имя. Второе
отделение – заменило прежнюю Комиссию
составления законов и занималась приведением
в порядок действующих законов. Этим отделением
приготовлены были Полное Собрание Законов,
Свод Законов и Уложение 1845 года. Третье
отделение представляло высшую полицию;
круг его ведомства: секты и расколы; фальшивомонетчики;
лица подозрительные в политическом отношении;
периодическая печать; кроме того, оно
ведало театральную цензуру, дела о жестоком
обращении помещиков с крестьянами. Четвертое
отделение ведало учреждения, находившиеся
под управлением императрицы (ныне Ведомство
императрицы Марии): женские учебные заведения,
воспитательные дома, дома трудолюбия,
опекунский совет. Пятое и шестое отделения
(управление казенными крестьянами и Закавказским
краем) учреждены были одновременно и
вскоре закрыты.
1.2 Собственная его императорского величества канцелярия
Властная пирамида была увенчана недостающим звеном – Собственной его императорского величества канцелярией. Она возникла еше в конце XVIII в. И занималась в основном делопроизводством. Однако при Николае I канцелярия необычайно разрослась: 31 января 1826 г. в ее составе были созданы первое и второе отделения, 3 июля 1826 г. – третье, 26 октября 1828 г. – четвертое, 29 апреля 1836 г. – пятое, 30 августа 1842 г. – шестое. Во главе каждого отделения стоял особый начальник подчиненный лично императору. Первое отделение стала в истинном смысле Императорской канцелярией, так как занималась документацией императора и его личными делами, принимала прошения на имя государя и так далее. Второе отделение занималось кодификацией законодательства империи, а также рассмотрением юридической практики в стране и издании принятых нормативно – правовых актов. Наибольшую известность получило Третье Отделение, ставшей тайной политической полицией, подчиненной лично императору. Именно с ее появления Россия стала характеризоваться как полицейское государство, все жители которого находятся под присмотром неустанного ока Третьего отделения. Четвертое отделение занималось благотворительностью. Именно при помощи этого отделения появились государственные школы для сирот, учебные заведения для девушек и так далее. Главной особенностью этого отделения является то обстоятельство, что при реорганизации Собственной Его Императорского Величества канцелярии в 1873 году эта структура была выделена как отдельная организация под наименованием Собственную его императорского величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии, претерпев незначительные изменения существует до сих пор.В истории Императорской канцелярии имело место существования двух временных отделений: Пятого по устройству управления на Кавказе и Шестого по крестьянскому вопросу.
1.3 Политика по отношению к дворянству
В отношении дворянства царизм преследовал двуединую цель: с одной стороны, не допустить экономической деградации «благородного» сословия, с другой, оградить его состав от проникновения «инородных» элементов.
Материально поддержать разорявшееся дворянство были призваны раздачи государственных земель и льготные денежные ссуды. Законом 16 июля 1845 г. об учреждений заповедных наследственных имений (майораторов) власть стремилась предотвратить чрезмерное дробление и оскудение дворянского землевладения. Владельцам поместий, состоявших не менее чем из 400 крестьянских дворов или 10 тыс. десятин незаселенной земли, разрешалось объявлять свои имения майоратами.задаче укрепления положения крупных и средних землевладельцев в местных органах дворянского самоуправления был посвящен Манифест 6 декабря 1831 г. Он установил имущественный ценз для участия дворян в выборах кандидатов для замещения государственных и общественных должностей. Правом голоса пользовались потомственные дворяне, имевшие в собственности в пределах губернии не менее 100 душ крепостных или 3 тыс. десятин земли. Через уполномоченных могли участвовать в выборах владельцы не менее 5 душ крестьян или 150 десятин земли. Сама деятельность уездных и губернских дворянских собраний ставилась под более жесткий контроль правительственных чиновников. Гораздо сложнее было поставить преграду на пути проникновения в первенствующее сословие лиц «неблагородного» происхождения. Открытая Табелью о рангах возможность получения дворянства по службе со временем привела к резкому росту числа беспоместных дворян. С одной стороны, это отвечало интересам самодержавия, увеличивая в составе дворянства прослойку, полностю зависимую от царской власти. Николай I не решился, хотя проект подобного закона и был разработан Комитетом 6 декабря 1826 г. Сословная политика Николая I привела к тому, что дворянское сословие стало более замкнутым, а позиции наиболее состоятельной его части значительно укрепились. Все эти меры однако не смогли приостановить объективный процесс снижения социальной и политической роли дворянства.
1.4 Крестьянский вопрос
Важнейший результат деятельности комитетов,
составленных для устройства крестьянского
населения, состоял в учреждении особого
управления государственных крестьян.
Чтобы приготовить развязку крепостного
вопроса, правительство Николая задумало
облегчить ее косвенным средством, дать
казенным крестьянам такое устройство,
которое, подняв их благосостояние, вместе
с тем служило бы и образцом для будущего
устройства крепостных крестьян. Казенных
крестьян, сказал я, считалось тогда миллионов
17 - 16, если исключить из них дворцовых.
Кроме земель, которыми пользовались эти
крестьяне, в непосредственном обладании
казны было еще множество ненаселенных
земель и лесов; такой считалось около
90 млн десятин, а казенного леса - около
119 млн десятин. Прежде казенные крестьяне,
как и земли с лесами, ведались в особом
департаменте министерства финансов;
теперь решено было выделить этот громадный
государственный капитал в особое управление.
Министерство финансов, занятое другими
делами и преследовавшее одну цель - извлечение
из всех статей наибольшего дохода, не
могло надлежавшим образом следить за
бытом казенных крестьян, вот почему они
оставались без защиты в руках дворянской
администрации, которая эксплуатировала
их в пользу помещичьих крестьян. Самые
тяжелые натуральные повинности складывали
на крестьян казенных, щадя помещиков.
Благодаря всему этому быт казенных крестьян
расстроился; они обеднели и стали тяжелым
бременем на плечах правительства. Каждый
неурожай заставлял казну выдавать огромные
суммы на пропитание этих крестьян и на
обсеменение полей.
Итак, казенных крестьян решено было устроить
так, чтобы они имели своих защитников
и блюстителей их интересов. Удача устройства
крестьян казенных должна была подготовить
успех освобождения и крепостных крестьян.
Для такого важного дела призван был администратор,
которого я не боюсь назвать лучшим администратором
того времени, принадлежащим к числу лучших
государственных людей нашего века. Это
был Киселев, который в начале прошедшего
царствования, по заключению Парижского
мира, назначен был послом в Париже; ему
поручено было устроить новое управление
государственных крестьян и имуществ.
По его плану открыто было в 1833 г. новое
министерство государственных имуществ,
во главе которого он и был поставлен.
Для управления государственными имуществами
на местах созданы были палаты государственных
имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим
практическим знанием дела, отличался
еще большою доброжелательностью, тою
благонамеренностью, которая выше всего
ставит общую пользу, государственный
интерес, чего нельзя сказать о большей
части администраторов того времени. Он
в короткое время создал отличное управление
государственными крестьянами и поднял
их благосостояние. В несколько лет государственные
крестьяне не только перестали быть бременем
для государственного казначейства, но
стали возбуждать зависть крепостных
крестьян. Ряд неурожайных годов - 1843 г.
и следующие - не только не потребовал
ссуды государственным крестьянам, но
даже Киселев не израсходовал на эти ссуды
и запасного капитала, им образованного.
С тех пор крепостные крестьяне стали
самым тяжелым бременем на плечах правительства.
Киселеву принадлежало то устройство
сельских и городских обществ, основные
черты которого были потом перенесены
в положение 19 февраля для вышедших на
волю крепостных крестьян.