Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:36, сочинение
Первый роман уже полюбившегося российским читателям Жана-Мари Гюстава Леклезио «Протокол», за которую тогда еще начинающий писатель в 1963 году получил свою первую литературную награду – Ренодо – и был номинирован на Гонкуровскую премию, совсем недавно впервые переведен на русский. Книга вышла в конце 2010 года в издательстве «Текст».
Первый роман уже полюбившегося российским читателям Жана-Мари Гюстава Леклезио «Протокол», за которую тогда еще начинающий писатель в 1963 году получил свою первую литературную награду – Ренодо – и был номинирован на Гонкуровскую премию, совсем недавно впервые переведен на русский. Книга вышла в конце 2010 года в издательстве «Текст».
Поначалу сложно отделаться от странного ощущения, которое неизменно возникает, когда читаешь раннее произведение уже известного и солидного автора, знакомого по более поздним и зрелым творениям. Однако в этом особая прелесть: 23-летний Леклезио ничуть не стесняется юношеской экспрессии, порой он преувеличенно эмоционален, он эпатирует, играет с читателем, дает подсказки и тут же их отнимает, ставя в тупик и заставляя вернуться к исходным данным.
И
все же это не игра ради игры как
таковой. Слово за словом, читатель
втягивается в многомерную
Адам Полло обитает в заброшенном доме на холме, чурается людей, целыми днями ходит по городу за бродячим псом, сам с собой играет в бильярд, пишет письма (воображаемой?) подруге Мишель и так далее. Собственно, чем именно занят Адам, не так важно; интересно то, кем – или чем – он себя ощущает. Превращаясь ментально в различные сущности, одушевленные и нет, Адам попутно решает метафизические уравнения, в которых все члены неизвестны. Он сам не знает толком ни кто он, ни откуда, да и это знание лишено для него смысла. Будучи первым из людей, он способен быть кем угодно, но стремится оказаться «перед связью нового порядка, игнорирующей рельеф, вес, цвет, тактильное ощущение, расстояние и время, лишающей вас всякого генетического желания, атрофирующее, механизирующей, являющейся первой ступенью антисуществования». Или до-существования? Концовка романа открыта, Леклезио приглашает читателя найти собственную трактовку и добавить недостающие главы в протокол пути Адама, прерванный автором на букве R
Аннотация книги
Первый роман нобелевского лауреата Ж. М. Г. Леклезио, полный взрывной силы и тонкого лиризма, принес двадцатитрехлетнему автору мгновенное признание, престижную литературную премию Ренодо и репутацию большого писателя. Этот роман об одиночестве человека в современном мире является ключевым для всего дальнейшего творчества Леклезио, за которое четыре с лишним десятилетия спустя он был удостоен высшей литературной награды.
* * *
Меня мало заботил реализм повествования (я все больше убеждаюсь в том, что реальность вообще не существует); мне хотелось, чтобы моя книга воспринималась как абсолютный вымысел, имеющий единственную цель — вызвать отклик (пусть даже ничтожный) в умах читателей.
Ж. М. Г. Леклезио
* * *
Первый роман нобелевского лауреата Ж. М. Г. Леклезио, полный взрывной силы и тонкого реализма, принес двадцатитрехлетнему автору мгновенное признание, престижную литературную премию Ренодо и репутацию большого писателя. Герою книги автор не случайно дал странное имя: Адам Полло. Адам — первый и одновременно последний человек. Герой-одиночка. То ли дезертир, то ли беглец из психушки — это не столь важно. Он безумен, живет в полном забвении, его неудержимо тянет к крайностям, он сам по себе, он взвинчен, и окружающий мир не может ему сопротивляться, обращаясь то в феерию, то в кошмар.