Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:40, реферат
Павел Николаевич Милюков родился 15 января 1859 года в Москве. Его отец служил городским архитектором, инспектором художественных училищ и преподавал в Московской школе зодчества и ваяния. Мать Милюкова происходила из рода Султановых.
1.Биография………………………………………… 2
2.Исторические взгляды и вклад в науку П.Н.Милюкова……………………………………... 6
3.Основные труды…………………………………. 13 4.Список источников и литературы…………….. 14
СОДЕРЖАНИЕ
1.Биография………………………………………… 2
2.Исторические взгляды и вклад в науку П.Н.Милюкова……………………………………... 6
3.Основные труды…………………………………. 13 4.Список источников и литературы…………….. 14
Павел Николаевич Милюков родился 15 января 1859 года в Москве. Его отец служил городским архитектором, инспектором художественных училищ и преподавал в Московской школе зодчества и ваяния. Мать Милюкова происходила из рода Султановых. По воспоминаниям П. Н. Милюкова, она была властной женщиной и играла в семье первую роль, постоянно противопоставляя свою “султановскую породу” - отцовской “низкого происхождения”. С ранних лет у П. Н. Милюкова возник устойчивый интерес к поэзии и музыке. Он рано начал писать стихи: вначале это были подражания Никитину, Пушкину, позднее - свои оригинальные произведения. Любовь к музыке П. Н. Милюков пронес через всю жизнь: у него был абсолютный музыкальный слух, он прекрасно играл на скрипке.
Гимназию П. Н. Милюков
закончил с серебряной медалью. В 1877
он стал студентом историко-
Однако уже весной 1897 г. П. Н. Милюков, читавший курсы по всеобщей истории, по древностям археологии и по истории философско-исторических систем был отстранен от преподавания. В ноябре 1898 г. по окончанию двухлетнего срока надзора, Милюкову было разрешено проживать в Санкт-Петербурге. В 1901 г. за участие в собрании, посвященному памяти Лаврова П. Н. Милюков был вновь арестован и посажен в тюрьму “Кресты”. После полугодового нахождения в ней, он поселился на станции Удельной под Петербургом.
Лето 1903 П. Н. Милюков провел в Чикаго, где прочитал 12 лекций в университете по истории политической мысли в России. Успеху своих лекций Милюков был обязан приглашением в Бостон в институт имени Лоуэлла, где читали лекции только признанные, наиболее выдающиеся ученые мира.
Лето 1905 г. прошло у Милюкова в напряженной
агитационной работе. Ее ареной (кроме
публичных лекций) были “Союз освобождения”,
“Союз земцев-
Февральскую революцию П. Н. Милюков предвидел и считал ее неизбежной. В первом составе Временного правительства он занимал пост Министра иностранных дел.
Октябрьскую революцию П. Н. Милюков воспринял враждебно. Все его действия были направлены на создание единого фронта для борьбы с Советской Россией. После краха антибольшевистского движения П. Н. Милюков эмигрировал в сначала Англию, а с января 1921 г. - во Францию.
Исторические взгляды и вклад в науку П.Н.Милюкова
Жизнь Павла Николаевича Милюкова, особенно зрелая ее пора, была целиком поглощена политикой. Он являлся основателем и неизменным лидером партии кадетов, владевшим политикой как искусством. В истории России ему принадлежит особая роль создателя и проводника идей парламентаризма и конституционализма. Он боролся с самодержавием за установление в России конституционной монархии, после Февральской революции признал правомочность демократической парламентской республики. Но он был противником революционной борьбы как средства преобразований и противником Советской власти. Как член Временного правительства и министр иностранных дел он активно участвовал в строительстве конституционного строя в России. В эмиграции Милюков выступил сторонником “новой тактики” борьбы с Советской Россией, соотнесенной с новыми условиями политической борьбы.
Однако этим не исчерпывалась
его жизнедеятельность.
Историческая концепция
Непосредственным и
Сложнее было отношение Милюкова к Соловьеву. Его глубоко интересовали основы концепции русской истории юридической (государственной) школы в историографии, основоположником которой выступвл Соловьев. Милюков признавал большую заслугу Соловьева, отказавшегося от докарамзинского и карамзинского деления истории России по внешним признакам: удельный период, монголы. Идею Соловьева об органическом происхождении государственных форм из патриархально-родовых Милюков считал огромным завоеванием научной исторической мысли. Русский исторический процесс в его органическом и закономерном происхождении, внимании к географическому и этнографическому факторам, колонизационным процессам составлял, по Милюкову, неоспоримое достоинство исторической теории Соловьева. Недостатки Соловьева, по мысли Милюкова, состояли в недооценке самобытных, специфических черт русского исторического процесса.
Своими учителями Милюков считал О. Конта и Г. Спенсера и признавал их огромные научные заслуги в создании позитивистской философии и социологии. Это не исключало и критического осмысления их взглядов. Главной ошибкой Конта Милюков считал построение учения о стадиях человеческого прогресса по всемирно-историческому принципу. Достижением позитивистской социологии, и в частности Спенсера, Милюков видел в представлении о “единообразном ходе национальных историй” и в признании аналогии жизнедеятельности животного и социального организмов. Недостатком системы Спенсера Милюков считал ее описательность, построение социологии на закономерностях физиологии, недооценку генетических связей.
Милюков считал, что существует общность хода исторического процесса как в целом, так и в развитии его отдельных факторов. В основе всех национальных историй он признавал “общие социологические законы” и в “бесконечном разнообразии национальных существований”- сходные и общие всем им “элементы социального развития”.
Исходя из позитивистской методологической посылки, Милюков призывал отказаться от идеи всемирной истории, согласно которой “дух” каждого отдельного народа в процессе единого, закономерного прогрессивного развития является ступенью в развитии “мирового духа”. Он подчеркивал отрицательные стороны всемирно-исторический точки зрения: связь с религиозной идеей божественного промысла, управляющего человечеством, произвольное выделение определенной группы народов, призванных осуществлять прогресс и т.д. Абсолютизация “духа” народа, который к тому же оказывался неизменным у Ф. Вольтера, И. Гердера и Г. Гегеля, представлялась Милюкову точкой зрения, не имеющей ничего общего с наукой.
Он считал ошибочным построение схемы исторического развития по стадиям человеческого прогресса, поскольку эти стадии - древняя, средняя и новая - каждый народ проходит в разное время; отрицал гегелевские принципы познания - тезис, антитезис и синтез, их качественные превращения. В противовес точке зрения всемирной истории, освещенной теологией, позитивистская социология признавала “естественной единицей наблюдения” отдельные социальные (национальные) организмы.
Отношение Милюкова к марксизму было сложным. Признавая роль экономического фактора, Милюков не принимал социально-политическую сторону марксизма, его политические выводы. Также он обвинял марксистов в том, что мессианизм старого народничества они заменили другой мессианской программой: торжество крестьянской общины - мировым торжеством пролетариата.
Историографическую концепцию
Милюкова характеризует стремление
связать прошлое и настоящее
исторической науки. На широком историографическом
материале Милюков
Открытым для Милюкова является вопрос о возможности сознания законов исторического развития. Закономерность у Милюкова в конечном счете отождествляется с причинностью и подменяется ею. При этом он в чисто позитивистском духе показал, что “силы, действующие в истории, находят себе объяснения в психологии и вместе с последней опираются на все знания закономерностей более простых явлений мира - физических, химических и физиологических”.4 Отсюда и его сомнение в самом существовании особых исторических законов.
В ряду факторов, влиявших на процесс исторического развития, на первое место Милюков ставил фактор народонаселения. Подход к анализу народонаселения России сразу же обнаруживал в нем сторонника изучения этой проблемы с точки зрения органической связи народонаселения страны с ее экономическим развитием. При этом он во главу угла ставил не абсолютный прирост населения, а его плотность, связывая ее с экономическим развитием. Именно этим критерием он определял уровень экономического развития губерний эпохи Петра I, изучением которых занимался специально.5
Процессы народонаселения
в России Милюков постоянно
сравнивал с аналогичными
По мнению Милюкова, экономическое развитие было весьма запоздалым по сравнению с Западной Европой. К этому выводу он приходил, исходя из того, что переход от натурального хозяйства к меновому в странах Западной Европы завершился на пятьсот лет раньше, чем в России. Однако переход к меновому хозяйству, датированный Милюковым XIX веком, в России начался значительно раньше.
Такое чрезвычайное преувеличение экономической отсталости России было необходимо Милюкову для обоснования тезисов о неразвитости сословного строя и о закрепощении всех сословий надклассовым государством.6
Особенностью России он считал отсутствие развитой феодальной верхушки. В силу этого общественная организация на Руси была поставлена в непосредственную связь и прямую зависимость от государственной власти. Он утверждал, что в России в отличие от Запада не было самостоятельного землевладельческого дворянского сословия, по своему происхождению оно было служилым и зависимым от государства. Оно будто бы вовсе не обладало политической властью, сословной и корпоративной организацией.
Информация о работе П.Н. Милюков и его вкладе в историческую науку