Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 01:38, доклад
Полибий (ок. 205— 128 гг. до н.э. ) – известный древнегреческий мыслитель и политик. Биографические сведения о Полибии приходится признать скудными. Сам он обращается к фактам своей жизни лишь в связи с изложением каких-либо событий в своих произведениях.
Полибий происходил из знатного аристократического рода городской общины Мегалополя, расположенного в Ахайе.
1. Биография.
2. Политико-правовые воззрения
3. Труды по «Всеобщей истории»
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Оглавление
БИОГРАФИЯ
Полибий (ок. 205— 128 гг. до н.э. ) – известный древнегреческий мыслитель и политик. Биографические сведения о Полибии приходится признать скудными. Сам он обращается к фактам своей жизни лишь в связи с изложением каких-либо событий в своих произведениях.
Полибий происходил из знатного аристократического рода городской общины Мегалополя, расположенного в Ахайе. Его отец Ликорт неоднократно занимал важнейшие должности в Ахейском союзе, куда входил этот полис: начальника союзной конницы и стратега, фактически обладавшего всей полнотой исполнительной власти в союзе.
Вероятно, Полибий — благодаря знатному происхождению— получил весьма основательное образование, прошел все типичные для Греции стадии воспитания и обучения: до 7 лет — домашнее воспитание, с 8 до 16 —гимнастическая школа, затем гимнасий (общеобраз. курс и физ. подготовка) — с 16 до 20 лет и, наконец, эфебия ( подготовка к военной и гражданской службе).
После битвы при Пидне Полибий в 166 г. до н.э. был отправлен заложником в Рим вместе с 1000 другими мнимыми друзьями Македонии. В Риме он прожил около 16 лет, стал другом и ментором Сципиона Эмилиана (римский полководец, гос. деятель) и был вхож в высшие круги общества. В 150 г. до н.э. вместе с 300 оставшимися в живых согражданами он возвратился в Грецию и в 145 г. до н.э. выступил там за смягчение жесткой оккупационной политики Рима. В благодарность за это многие греческие города поставили ему памятники, статуи, рельефные стелы в Мантинее, Мегалополе, Тегее и Акакесионе. В Клейторе в 1880 г. была найдена рельефная стела с остатками надписи, сделанной пентаметром в честь Полибия. Он стоит, опустив оружие, правая рука поднята. Создается впечатление, что историк или говорит, или молится. К сожалению, в настоящее время стелла сильно повреждена и лишь гипсовый слепок, сделанный в 1880 г., воспроизводит ее прежнее состояние. Полибий известен потомкам как историк в первую очередь благодаря своей "Всеобщей истории" в 40 книгах, в которой рассказано, как в течение 50 лет Рим стал властителем мира. Сохранилась примерно треть всего произведения, т.е. целиком пять книг. Остальные во фрагментах.
Полибий заболел и умер в возрасте 82 лет, упав с лошади.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ
Как политический мыслитель Полибий испытал заметное влияние учений Платона, Аристотеля и их последователей о государстве и праве. Кроме того, в его воззрениях ощущается некоторое влияние концепций стоицизма (философская школа). Однако, будучи личностью самобытной, глубокой, остро чувствующей современность, он своеобразно интерпретировал опыт предшествующих когнитивных структур, предложив собственное понимание явлений государственной сферы. Всю государственно-правовую проблематику Полибий, следуя Платону и Аристотелю, подвергает анализу и систематизации, оставаясь при этом на собственных позициях. Так, он много внимания уделил традиционной для античной политической науки теме анализа форм государства, их признаков, различий и т.п.
Следует сказать, что важность исследования политико-правовых воззрений Полибия обусловливается тем, что он жил и действовал в условиях чрезвычайно интересного исторического периода. Это было время противостояния и борьбы Греции и Рима, время столкновения двух миров— эллинского и римского, насыщенное яркими политическими событиями, многочисленными войнами и т.п. Жизнь Полибия хронологически совпала с периодом упадка и подчинения Греции Риму. Социально-экономическое и политическое своеобразие этого периода заметно сказалось на его взглядах и творчестве.
Полибий, так же как и Аристотель, считал форму государства олицетворением верховной власти в обществе. В зависимости от числа правящих он различал так называемые «правильные» формы (царство, аристократия, демократия), внутреннее состояние которых характеризуется спокойствием, гармонией отношений между правящими и управляемыми, господством «добрых» законов и обычаев. Им в историческом развитии сопутствуют «извращенные» формы, в которых при сохранении одного признака (числа правящих) изменяются на противоположные другие характеристики: царь превращается в тирана, место немногих избранных занимает горстка богачей, демократия как правление большинства уступает место господству черни, возглавляемой честолюбцами. Общее для этого ряда форм состояние — беззаконие, социальная напряженность и проч. Таким образом, категория «форма государства» имеет у Полибия такие признаки, как число правящих и способ осуществления ими своей власти, состояние законности и т.д. Вслед за Аристотелем Полибий считал лучшим политическим устройством смешанную форму государства. Он также проводит различия между правящими и управляемыми, царем и тиранам, наилучшими людьми и толпой (массой).
Наряду с определенной общностью взглядов Полибия и его предшественников существуют особенности, отличающие его воззрения от других политико-правовых теорий. Например, если Аристотель, исследуя явление государственно-правовой природы, расчленяет его как сложное понятие на простые, не поддающиеся дальнейшему делению части, то Полибий применяет несколько иной способ анализа исследуемого объекта, стремясь выявить причинные связи между событиями в истории. В отличие от Платона и Аристотеля, он подходит к явлениям государства и права с точки зрения их «всемирного» беспрерывного исторического движения, изменения, т.е. становления, развития и уничтожения. Его занимает прежде всего динамика государственной, политической жизни, а затем уже анализ государства как более узкого понятия.
Таким образом, можно говорить о многоаспектности подхода Полибия к государству и праву
ТРУДЫ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
«Всеобщая история» — сочинение Полибия в 40 книгах (включая одну книгу указателей). Она является основным источником по истории Средиземноморья в эпоху пунических войн (между Римом и Карфагеном). Полностью сохранились только книги с первой по пятую. Остальные книги известны в более или менее подробных пересказах византийских энциклопедистов X века.
При восстановлении событий последнего полувека Полибий, за свою жизнь посетивший многие города и страны, в основном полагался на беседы с их очевидцами.
Решив ограничиться временами, о которых ещё относительно свежа память, Полибий начал свой рассказ с 220 года (покорение Испании Ганнибалом), планируя довести его до первой битвы при Пидне (168 год). По мере работы над «Историей» он решил продлить описание на 20 лет, доведя свой рассказ до разрушения Карфагена в 146 году. Автор ставил перед собой задачу дать понять читателям, «каким образом и при каких общественных учреждениях почти весь известный мир подпал единой власти римлян в течение неполных 53 лет».
Полибий хотел показать путь Рима к господству над всем Средиземноморьем. Полибий попытался целостно охватить разнообразные исторические явления, основываясь на рационализированном представлении о «судьбе», согласно которому она является всеобщим мировым законом и разумом. По отношению ко «всеобщей истории» «судьба» у Полибия предстает как логика истории, как синоним внутренних закономерностей единого исторического процесса. Исторический процесс Полибий рассматривает как замкнутый, повторяющийся цикл. По аналогии с живыми организмами общество, согласно П., проходит состояния возрастания, расцвета и упадка. Развитие общества трактуется как движение по кругу, в ходе которого осуществляется последовательная смена шести форм государственности: монархия (единоличное проявление вождя или монарха, основанное на разуме) перерождается в тиранию, на смену которой посредством насильственных способов (восстание, переворот, убийство) приходит аристократия (власть немногих, преследующих интересы общего блага), она в свою очередь вырождается в олигархию (царство беззакония, стяжательства, интриг мелкой группы против всего народа), народ выступает против олигархов и устанавливается демократия, ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) Преодолеть кругооборот государственных форм способен, согласно Полибий, только мудрый правитель-законодатель, который видит недостатки простых форм государства и в состоянии установить новую форму – смешанную. Смешанная форма имеет аналоги в реальной истории: Спарта, Карфаген, Крит. Но наиболее правильно использована идея смешанной государственной формы, считает Полибий, в Риме.
Консулат выражает монархию, сенат – аристократию, народное собрание – демократию; правильное сочетание и равновесие этих властей и обеспечило Риму могущество. Идеи П. о кругообороте государственных форм и о смешанной форме правления широко использовались в различных проектах «идеальных» государств и в утопических теориях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, учитывая происхождение, воспитание,
круг общения и характер деятельности
Полибия, в целом можно заключить, что
его политические симпатии уже в этот
период были аристократическими. Необходимо
отметить также патриотизм его поведения
и деятельности.
Его учение — важная веха в истории античной политико-правовой мысли.
Данный труд на протяжении вот уже многих веков находится в поле зрения историков, философов и правоведов. Русские ученые обратились к нему в середине прошлого столетия. Среди них — В. Г. Васильевский, М. М. Ковалевский, Ф.Г. Мищенко
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. / 4 изд. – М.: «Советская энциклопедия» 1987 – 1027 с.
2. Герман Хафнер Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. – М.: «Прогресс» 1981 – 215 с.
3. Полибий. Всеобщая история. Пер. с греч. и комментарии Ф.Г. Мищенко. Том I. СПб.: «Наука», «Ювента», 1994. — 496 с.
4. С. Б. Мирзаев. Полибий. – М.: «Юридическая литература» 1986 – 5-7 с., 23-27 с., 37-39 с.