Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:02, биография
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где он и родился в 1314 году (по другим - в 1319 году).Варфоломей с детства был отмечен Божьей благодатью. В 1ый год жизни он отказывался от материнского молока в «постные» дни недели- среду и пятницу.
Репиной Натальи
Группа 115-М
Сергий
Радонежский.
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где он и родился в 1314 году (по другим - в 1319 году).Варфоломей с детства был отмечен Божьей благодатью. В 1ый год жизни он отказывался от материнского молока в «постные» дни недели- среду и пятницу.
В возрасте
10 лет Варфоломея отдали обучаться грамоте
в церковную школу вместе с братьями: старшим
Стефаном и младшим Петром. Обучение его
грамоте шло весьма неуспешно. Учитель
ругал его, родители огорчались, сам же
он со слезами молился, но учёба вперед
не продвигалась. И тогда случилось событие,
о котором сообщают все жизнеописания
Сергия.
По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.
Около 1330 года родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже. Жили они там недолго и после их смерти Сергий отправился в Хотьково - Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию. Позже, вместе со Стефаном,основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора.
Около 1335 года посторил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его и уехал в Богоявленский монастырь. Оставшись один, Сергий принял в 1337 году иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда.
Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. Благодаря ему, ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство великого князя московского Дмитрия Иоанновича. Именно он ездил перед сражением к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
В.А Кучкин рассматривает версию, согласно которой благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г)
Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.
В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий бросил свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тферь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского.
После Куликовской
битвы великий князь стал относиться ещё
с большим благоговением к радонежскому
игумену и пригласил его в 1389 скрепить
духовное завещание, узаконивающее новый
порядок престолонаследия от отца к старшему
сыну.
Сергий за свою жизнь основал множество монастырей. Кроме Троице-Сергиева монастыря, основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.
Сергий Радонежский был высокодуховным и чудесным (в прямом смысле этого слова) человеком. За свою жизнь он спас множество жизней, помог многим. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его чудеса.
Достигнув
глубокой старости, Сергий, за полгода
прозрев свою кончину, призвал к себе братию
и благословил на игуменство опытного
в духовной жизни и послушании ученика,
преподобного Никона. Накануне кончины
преподобный Сергий в последний раз призвал
братию и обратился со словами завещания: Внимайте
себе, братие. Прежде имейте страх Божий,
чистоту душевную и любовь нелицемерную…
25 сентября 1392 Сергий скончался. И лишь только через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи. Церковь отмечает память Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей и 7 (20) июля.
При этом
на языке древней церковной
литературы нетленные мощи — это не
нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие
кости.
Вывод
Понятие «историческая личность» обычно отражает связь деятельности определенного человека с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Сергий Радонежский- святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Он поддержал народ своим подвижничеством, стойкостью, самоотречением. Взыскал огромный авторитет у народа.
С Сергием Радонежским связывают нравственное возрождение Руси, без которого невозможно всякое иное возрождение. Он внес огромный вклад в развитие духовной культуры Руси.
Сила и могущество Сергия это не миф и не легенда, он был, есть и всегда останется в истории Русского государства!