Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:55, реферат
Адлер Альфред (1870-1937) - австрийский психолог, ученик Фрейда, основатель школы 'индивидуальной психологии'. Получил медицинское образование в Венском университете (1895), занимался исследованиями психопатологических симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и стал участником его дискуссионного кружка. Адлер с самого начала скептически относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психических расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции 'либидо' и 'Эдипова комплекса'. В 1907 опубликовал книгу 'Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации', негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собственное направление в психологии - 'индивидуальную психологию'. В 1914 основал журнал 'Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie', в 1924 - Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием.
Адлер Альфред
Адлер Альфред
Адлер Альфред (1870-1937) - австрийский
психолог, ученик Фрейда, основатель школы
'индивидуальной психологии'. Получил
медицинское образование в
Адлер исходил из того, что
человеческая психология детерминируется
факторами особого порядка и
не может быть сведена к физиологическим
или биологическим причинам; чистая
каузальность действует лишь в мире
неодушевленных объектов и совершенно
недостаточна для объяснения человеческой
жизни, ключевую роль в которой играют
долженствование и
Основной, общей целью каждого индивида Адлер считал стремление к власти и превосходству, крое может в каждом конкретном случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству призвано компенсировать 'вездесущее человеческое чувство неполноценности' и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). 'Жизненный план', сформированный целью достижения превосходства, представляет собою стержень психической жизни индивида, ее объединяющий принцип.
Придерживаясь целостного, холистического подхода, Адлер считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения 'отношения человека к своим социально установленным задачам'. Человек живет в обществе, и окружающая культура всегда устанавливает опр. границы для реализации его стремления к превосходству. Помимо стремления к превосходству у человека имеется также 'чувство общности': 'Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеческая сопричастность являются реальными требованиями совместной человеческой жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или пытается их хитроумно обойти 'стремление к личной власти'. Чувство общности и стремление к превосходству являются основными факторами человеческого поведения: первое становится его ограничивающим принципом, второе - направляющим.
Стремление к превосходству имеет бесчисленные формы проявления. В зависимости от конкретных сфер его приложения оно может выражаться в антисоциальном поведении, но и превращаться иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса.
Невроз Адлер понимал как 'ошибочную с позиций культуры попытку избавиться от чувства неполноценности', как бунт против общества, выражающийся в уклонении индивида путем внутренних противодействия от всякого принуждения со стороны общества. В мировосприятии невротика представление о принуждении претерпевает значительное расширение: социальные феномены - в т.ч. такие в нормальном случае привычные явления, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и язык, - остро воспринимаются невротиком как принудительные и чувствуются им как нечто ущемляющее его внутреннее стремление к превосходству. Уклонение от участия в субъективно принудит, формах социальной жизни ведет к изоляции невротика от общества, проявляющейся в установлении им нестандартных 'частных логик', нарушениях речи, соматических невротических симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. Стремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает влияние на стиль его мышления и определяет доминирование в его 'апперцепционной схеме' жестких дихотомических дистинкций ('вверху-внизу', 'победитель-побежденный', 'мужское-женское', 'все-ничто' и т.п.).
Формирование 'невротического
плана', с точки зрения Адлера, может
происходить как под влиянием
физиологических факторов (напр., неполноценности
органов), так и под влиянием социальных
факторов, главным образом особенностей
'семейной конституции'. Как и другие
исследователи
Социально-психологический уклон в психологичечкой концепции Адлера оказал влияние на теоретические концепции неофрейдистов (Г. Салливан, Хорни, Фромм и др.); однако сама 'индивидуальная психология' как действующая научная школа после 20-х гг., на которые пришелся пик ее известности и популярности, практически утратила свое влияние.