Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:51, доклад
Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в.,
Архитектура и архитекторы Кубани |
Архитектура и архитекторы Кубани
|
Архитектура и архитекторы Кубани |
Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".
Для Екатеринодара
изменения стали возможны после выхода
в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего
городу "общее во всей империи городское
устройство", право на самоуправление
и обращение всех горожан в сословие мещан.
Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается
заметное приращение городской территории
три раза.
В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится
100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в
первое десятилетие XX в. - 400 построек в
год.
С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся
гражданские объекты (в основном, частные
особняки), здания административного характера,
торгово-промышленных предприятия и здания
общественно-культурного предназначения.
На смену глине как строительному материалу
приходит кирпич, выделкой которого уже
в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре
19 кирпичных заводов. Особое место приобрело
культовое строительство: к 80-м годам XIX
века в Екатеринодаре уже было сооружено
девять православных храмов. В 1910 г. велось
строительство таких соборов, как Семипрестольный
храм во имя Св. Екатерины и храм во имя
Св. Троицы.
Известным
архитектором в начале XX в. являлся А. А.
Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору
с войсковой администрацией постройкой
Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также
проектировал здание гостиницы "Метрополь",
реконструировал гостиницу "Центральную",
проектировал и руководил постройкой
в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч
и большого количества жилых и торговых
зданий.
На территории Кубани также
сооружались памятники, посвященные важным
историческим событиям. Так, недалеко
от станицы Неберджаевской , у хутора Липки
был воздвигнут памятник периода Кавказской
войны "в воспоминание навеки славного
подвига неустрашимости, самоотвержения
и точной исполнительности воинского
долга, оказанного командою из 35 человек
6-го пешего Кубанского батальона, бывшего
в гарнизоне поста Липского при отражении
трехтысячного скопища горцев 4 сентября
1862 г."
Среди архитекторов Кубани можно также назвать имена Н. Г. Петина, В. А. Филиппова, А. А. Козлова. По проектам Петина были построены Ильинская церковь, гимназия, Екатеринодарское духовное мужское училище (новый корпус) и т. д.
Большой вклад в архитектуру Кубани внес городской архитектор Екатеринодара И. К. Мальгебр. По его проектам были построены городской банк, коммерческое училище, Троицкая церковь, Екатерининский собор.
Сооружение памятника было приурочено к 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.
В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II к столетнему юбилею переселения на Кубань казаков Черноморского войска. И сам он должен был стать по мысли замечательного русского скульптора Михаила Осиповича Микешина: «…наглядной историей Кубанского казачьего войска от его начала до нынешних дней».
9 сентября 1896 года прошла торжественная закладка монумента, но его строительство завершилось лишь спустя одиннадцать лет, и причиной тому стала смерть Михаила Осиповича. Завершил работу над памятником Екатерине Великой ученик академика Микешина Борис Вениаминович Эдуарде.
6 мая
1907 года в торжественной
Начиная
с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для
екатеринодарской архитектуры стал эклектизм,
имевший тогда распространение практически
повсеместно в России. Этот стиль, возникший
из отрицания строгости и нормативности
классицизма, провозглашал принцип использования
мотивов различных художественных стилей
в убранстве зданий.
Ретроспективная сущность
эклектики выражалась в декоративном
подражании архитектурным мотивам минувших
эпох. Например, готические формы отчетливо
видны в решении южного и западного фасадов
отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов),
барочные и ренессансные - в решении главных
фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.),
романские - здания коммерческого училища
(1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля
"туркери" ("турецкий" или "восточный")
выдержан дом Рымаревича-Альтманского(нач.
В конце первого десятилетия
нынешнего века в гражданскую архитектуру
Екатеринодара проникает новый стиль
– модерн. В качестве примеров екатеринодарского
модерна укажем здания Зимнего театра
(1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов
Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин ), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма).В архитектуру Кубани прослеживается влияние классицизма (здание войскового архива) , эклектизм, неоготика (отель "Централь»), барокко, Ренессанс («Гранд-Отель»), модерн (Зимний театр, водолечебница).
Стиль модерн также присутствовал в архитектуре города Ейска. Нынешнее здание администрации города Ейска ранее было зданием общественного банка. И сейчас его полуциркулярные окна, рельефы, столбы и шары подчёркивают величественность этого сооружения. Ейчане берегут иСвято-Покровский храм в ст.Новоивановской Новопокровского района, Краснодарского края построен около 1910 года. Длительное время здание было бесхозным, в результате чего его фасады и интерьеры претерпели существенные утраты.
В 2006-2008 годах выполнены работы по реставрации фасадов памятника – восстановлению кирпичной кладки барабана центрального купола, шатровых главок над колокольней и северным приделом, замене покрытия остальных куполов.
Архитектура каждого города есть отражение его истории – с этим утверждением, думаю, спорить никто не cтанет.
Монументальная архитектура
Кубани начинается со
Таким является Собор Михаила Архангела в Сочи. Собор-самое старинное каменное здание в Сочи. Он был построен в 1891 году по проекту московского архитектора Александра Каминского, который прославился возведением главного здания Третьяковской галереи в Москве. Во времена гонений на русскую православную церковь, в 1934 году Собор Михаила Архангела был закрыт, и вновь распахнул свои двери для верующих во время Великой Отечественной войны.
Основные архитектурные сооружения Сочи относятся к последним столетиям, так как сам город относительно молод. Основными памятниками архитектуры этого приморского курорта является его Железнодорожный и Морской Вокзалы, гостиница «Приморская», Троице-Георгиевский монастырь и Собор Святого Архистратига Архангела Михаила. Оправляясь в морское путешествие, вы непременно окажетесь возле одного из сочинских памятников архитектуры федерального значения, возле Морского Вокзала. Это красивое здание, построенное в 1955 году, находится в Центральном районе города Сочи. Архитекторы Морского Вокзала К. С. Алабян и Л. Б. Карлик задумали его, как двухэтажное здание, в центре которого расположена башня со шпилем высотой 71 метра. Известный скульптор Ингал придал символизма внешнему оформлению вокзала, поместив на его башне скульптурные фигуры, олицетворяющие четыре времени года и четыре стороны света. Именно причалы этого порта были выбраны режиссерами всеми любимого фильма "Бриллиантовая рука" для съемок эпизодов, связанных с морской тематикой.
По проекту, разработанному архитектором А. Душкиным , было построено трёхэтажное здание с тремя внутренними дворами и высотной башней. Станция Северо-Кавказской железной дороги имеет 5 пассажирских подъездных путей и соединяется с другими городами с помощью 48 пар поездов и 5 пар электропоездов.
Среди архитектурных памятников всегда присутствуют здания религиозного значения. И Сочи здесь не исключение. Например, Троице-Георгиевский епархиальный монастырь, который до прихода Советской власти был мужским, а после развала СССР и реставрации здания стал женским. Правда, тогда монастырь назывался Свято-Троицкий. Чтобы посетить эту православную обитель, нужно отправиться в село Лесное Адлерского района города Сочи.
Нельзя обойти вниманием и главный православный храм города Сочи. Собор Святого Архистратига Архангела Михаила возведён в память окончания Кавказской войны. Со строительством первого православного храма на территории Черноморского округа связаны имена статского советника А. В. Верещагина, крупного черноморского землевладельца и мецената Н. Н. Мамонтова и графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона. Отдельно стоит выделить московского архитектора А. С. Каминского, составившего план и рисунки храма. Заложенный 26 мая 1874 года, собор был завершён только к 25 октября 1890 года и торжественно освящён почти год спустя. Разные сложные обстоятельства мешали возвести собор в течение долгих 16 лет, несмотря на усиленную помощь могущественных меценатов. При строительстве здания использовалась оригинальная архитектурная идея – выполнение храма в форме креста. Фасадные ветви, перекрытые сводами, растянуты на 25,6 метров. Высота здания, включая крест на колокольне 34 метра. Спустя сто лет собор был отреставрирован, а в середине 90-х к нему добавился храмовый комплекс, включающий воскресную школу и крестильню.
Следует сказать, что гостиницы и отели Сочи занимают заметное место в архитектуре города. При желании вы сможете не только посетить, но и поселиться в одном их памятников архитектуры города Сочи, так как одна из гостиниц имеет такой почётный статус. Расположенная в Центральном районе Гостиница Приморская была построена в 1936 году. Старый четырехэтажный корпус гостиницы рассчитан на 800 мест и оборудован с учётом всех современных стандартов. Её преимуществом также является удобное расположение, недалеко от моря и главной набережной.
Первая в Сочи народная библиотека им. Пушкина находится на Приморской набережной. Она появилась в уездном городе Сочи благодаря усилиям городской интеллигенции и сыграла огромную роль в деле просвещения населения. Впервые разговоры о создании библиотеки в Сочи начались в дни празднования 100-летнего юбилея великого поэта России Александра Пушкина.
Гостиница Москва также может служить визитной карточкой курорта. Заметное здание-книжка, расположенное в 300м от моря, с удовольствием разместит туристов и гостей города, желающих увидеть достопримечательности и отдонуть на море в Сочи.
Один из самых популярных курортов на Черноморском побережье-это Геленджик. Его благоприятный климат, теплое море и удобные пляжи привлекают сюда каждый курортный сезон миллионы туристов. Но стоит ли лежать на пляже на протяжении всего отпуска? Ведь этот город может подарить много ярких впечатлений тем, кто хочет их получить и готов отправиться на поиски новых красивых и интересных мест.
С первого же проведенного здесь дня, вне зависимости от времени года, влюбляешься в город. Стоит только выйти на белоснежную набережную и пройтись вдоль моря... Кстати, знаменитая геленджикская набережная является одной из первых достопримечательностей города-курорта, которую видят туристы. Ее протяженность составляет более 9 км. Это своего рода рекорд среди курортных городов Краснодарского края, и даже Европы. Последний участок открылся в начале сезона 2009 года. Тогда к более чем восьмикилометровой широкой прогулочной дорожке добавилось еще 1200 м.
В юго-западной части Ростовской области ,на левом берегу реки Дон расположен город Азов. От областного центра (Ростова-на-Дону) удален на 42 км. Занимает площадь 67,5 кв. км.
Большой популярностью среди жителей и гостей города пользуются Крепостные валы и Алексеевские ворота. Последние были перестроены из деревянных в каменные в 1801 – 1805 гг. С этого места открывается прекрасный вид на Дон.
Не менее интересен Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник. Здесь хранятся уникальные археологические экспонаты эпохи бронзы, железного века, средневековья, предметы быта 19 - начала 20 вв. Кроме того, в музее находится единственный в стране скелет слона-трогонтерия, его возраст – 600 тысяч лет.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), расположенные на территории Краснодарского края, являются неотъемлемой частью национального богатства и достоянием народов Российской Федерации, частью всемирного культурного наследия и находятся под охраной государства в интересах настоящего и будущих поколений народов, проживающих на территории Краснодарского края. Это наша история. И это значит, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края, является одной из приоритетных задач не только органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления, но и наша.