Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:35, реферат
Как правильно отмечают современные исследователи, уния – явление противоречивое и неоднозначное. Ее невозможно охарактеризовать полярно: или со знаком “минус” или со знаком “плюс”. Рассматривать церковную унию необходимо в ее динамике, историческом развитии, как событие, прямо или косвенно связанное со сложной социальной, государственной, духовно-культурной жизнью белорусского и украинского народов, начиная с возникновения Великого Княжества Литовского и до наших дней.
Брестская церковная уния (1596 г.)
Церковной унии, и Брестской унии в частности, посвящено множество литературы, которая освещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события.
Как правильно отмечают современные исследователи, уния – явление противоречивое и неоднозначное. Ее невозможно охарактеризовать полярно: или со знаком “минус” или со знаком “плюс”. Рассматривать церковную унию необходимо в ее динамике, историческом развитии, как событие, прямо или косвенно связанное со сложной социальной, государственной, духовно-культурной жизнью белорусского и украинского народов, начиная с возникновения Великого Княжества Литовского и до наших дней.
Уния не явилась результатом решения одного человека. Подготовка унии, подписанной в Бресте, является длительным процессом.
Уния имела довольно существенные и органичные духовно-культурные корни в жизни белорусского народа, ее брестский вариант, который готовился в тайне от широкого общества, имел ярко выраженную политическую окраску. Он, по существу, предусматривал исчезновение православия как самостоятельного религиозного вероисповедания в пределах Речи Посполитой, разрыв традиционных духовно-культурных связей. Он предусматривал декретивное, административно-командное введение унии, которое в ситуации отказа большей части общества ее принять превращалось в принуждение, насилие и чуть не привело к гражданской войне.
Уже первые великие киевские князья понимали, что независимая церковь укрепляет суверенитет государства. Поэтому на митрополитский престол они стремились посадить не назначенного из Константинополя грека, а своего - киевского, смоленского, полоцкого - священника. Позже к этому же стремились великие князья литовские и московские. Как известно, первым митрополитом- славянином был Илларион (1051), один из наиболее образованных людей своего времени, автор знаменитого “Слова пра Закон i Боскую ласку”. Другим широкоизвестным местным митрополитом был Климент Смолятич (1147), “книжник и филисоф, какого на русской земле еще не было”.
В результате распада Киевской Руси после татаро-монгольского нашествия обозначились три центра, претендующие на государственную гегемонию: юго-западный (Галич, Владимир-Волынский, Львов), северо-западный (Новогрудок, Вильно, Полоцк) и северо-восточный (Владимир, Суздаль, Тверь, Москва). Если северо-восточные княжества в своей политической деятельности опирались главным образом на татаро-монгольских ханов, то северо-западные и юго-западные земли бывшей Киевской Руси ориентировались на поддержку западных стран и западной церкви. Все это не могло не повлиять на менталитет восточного и западного православия. Между тем Киев стал очень опасным для православных митрополитов, и в 1300 г. после очередного разграбления Киева татаро-монголами киевский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир.
Католичество начало проникать в ВКЛ еще до Кревской унии. После ее заключения (1385) происходит массовое крещение литовцев и католичество, как и православие, становится государственным вероисповеданием. Несмотря на это православная церковь остается в ВКЛ довольно влиятельным церковно-идеологическим и социально-политическим институтом, за которым стояло значительное большинство представителей разных сословий и простого народа. Мощной поддержкой православного вероисповедания в ВКЛ являлась доминирующая роль культуры славянского этноса, государственное положение белорусского языка.
Церковная политика Витовта, как и других великих князей, вытекала из его общегосударственной деятельности. Стремление к церковной автономии и унии являлось частью его внутренней и внешней политики, его противостояния и борьбы за гегемонию с Московским государством. Еще до Грюнвальда Витовт обратился к константинопольскому патриарху с просьбой назначить митрополитом “всея Руси” полоцкого епископа Феодосия и резиденцией его сделать Киев. Однако византийский император и патриарх поддержали Москву, и митрополитом был поставлен грек Фотий.
В начале 1415 года Витовт снова созывает собор, на котором убеждает белорусских и украинских епископов без санкции патриарха поставить Цамблака на митрополию. 15 ноября 1415 года на соборе в Новогрудке это было сделано. Епископы объявили об отречении от московского митрополита. Патриарх и Фотий предали Цамблака анафеме.
С 1480 года в ВКЛ установилась довольно демократичная процедура назначения православных митрополитов: с согласия великого князя они выбирались собором, а патриаршее посвящение получали на месте от патриаршего экзарха. Это уже был явный шаг к автокефалии. Белорусско-украинские митрополиты жили главным образом в Вильне, но формально их резиденцией считалась Киево-Печерская лавра. В конце XV века снова была проведена попытка реализации униатской идеи, инициатором которой выступил белорусско-украинский митрополит, смоленский епископ Иосиф (1497-1501). Он вступил в контакт с римским Папой Александром VI. При этом римско-католическая сторона определяет ряд догматических отличий, которые препятствуют объединению. Православные: 1) не признают, что Святой Дух исходит и от Сына; 2) причащаются квасным хлебом; 3) используют не только виноградное, но и ягодное вино; 4) причащают всех, даже младенцев; 5) не признают чистилища; 6) не признают первенства римского Папы.
Новая жизнь, которую приобрела идея церковной унии во второй половине XVI века связана с рядом факторов геополитического, духовно-культурного и религиозно-церковного характера. Одним из них была возрастающая угроза независимости ВКЛ, которая исходила со стороны Московского государства. В результате ВКЛ было вынуждено пойти на более тесную интеграцию с Польшей. Политическим проявлением этой интеграции стала Люблинская уния 1569 года, по которой ВКЛ и Польша объединялись в одно федеративное государство. Церковная уния рассматривалась как логичное продолжение интеграционной политики.
На протяжении 80-х годов XVI века стало окончательно ясно, что Москва категорически отвергает всякое церковное содружество. Идея всеобщей универсальной унии со всей восточной церковью, в том числе и московской, оказалась неосуществимой. В связи с такими обстоятельствами папской канцелярией, католической церковью, иезуитами, православным епископатом был взят курс на локальную унию западной и восточной церквей в пределах Речи Посполитой. Эту деятельность возглавил луцкий католический бискуп Бернард Матиевский. Его поддержал в то время брестский судья, а потом епископ, один из самых талантливых деятелей униатства Ипатий Потей (1541-1613).
До конца 1594 года сторонниками унии уже были (кроме вышеупомянутых епископов) епископ Полоцкий и витебский Григорий, архимандрит Кобринский Иона Гоголь, а также митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Михаил Рогоза. В конце этого года епископами-униатами были выработаны условия локальной унии – артикулы, которые были представлены сначала митрополиту Рагозе, а потом королю. Условиями соглашения были:
1) сохранение православных обрядов;
2) нерушимость принадлежащих
православным церквей,
3) старый календарь;
4) места в совете для епископов-униатов;
5) защита от власти патриархов;
6) запрет греческим монахам пересекать границы ВКЛ;
7) отмена привилеев, которые были даны братствам;
8) выборы Киевского митрополита
епископами с благословления
римского Папы; посвящение избранного
епископа Киевским
9) апробация всех этих
артикулов универсалом короля
на латинском и белорусско-
10) наделение униатских
священников теми же
История религиозно-церковной
унии на отечественной почве не
начиналась со знаменитого Брестского
собора, который произошел в октябре
1596 года. Ее истоки восходят к XIII – XIV векам,
началу создания белорусско-литовско-