Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:56, доклад
Буддизм в конфликтологии
Буддизм. Наряду с джайнизмом почти одновременно
с ним (VI-V вв. до н.э.) возник буддизм, в котором
много общего с джайнизмом, но и очень
много отличий, которые и сделали впоследствии
буддизм мировой религией. Рассмотрим
как решается проблема ненасилия в буддизме.
Суть учения буддизма в его первоначальной
основе изложена в трех проповедях Гаутамы,
Будды.
В первой проповеди он указывает на две
крайности, которые необходимо избегать:
потворства чувственным наслаждениям
и крайнего аскетизма. Это можно сделать,
выбрав срединный путь, который способствует
видению и знанию, ведет к миру, высшей
мудрости, просветлению и нирване. Срединный
путь - это восьмеричный путь, включающий
в себя: правильное понимание, правильную
мысль, правильную речь, правильное действие,
правильный образ жизни, правильное намерение,
правильное усилие, правильную концентрацию.
Далее Гаутама отмечает, что жизнь - это
страдание, дуккха: рождение, разложение,
болезнь и смерть есть дуккха; все, связанное
с привязанностями, желаниями, есть страдание.
Причина страдания состоит в желаниях,
в привязанностях к жизни, чувственным
наслаждениям. Прекращение страдания
возможно путем отстранения от желаний,
отречения, отказа от них, освобождения
от желаний, что осуществляется прохождением
по восьмеричному пути.
Во второй проповеди излагается учение
об отсутствии души у человека. Осознание
этой иллюзии приводит к свободе.
В третьей проповеди говорится о «колесе
жизни», которое приводится в движение
неведением, затемняющим истинный разум
человека. Неведением обусловлены действия,
формирующие обыденное сознание, которое
выделяет в мире формы наименования, становящиеся,
в свою очередь, объектами для наших органов
чувств. В результате контакта с формами
и наименованиями появляются чувства,
которые порождают желания, желания становятся
причиной жадности, в современном толковании
- неуемного потребительства.
Таково сложное отношение буддистов к
миру, к тому, что в нем реально бытует.
Все это затрудняет понимание буддизма
для обыденного сознания, в том числе и
понимание его этики.
Между тем следует отметить, что буддизм,
как и джайнизм, придавал большое значение
этике, нормам поведения. Постичь буддийское
чтение можно, только следуя жестко фиксированным
этическим стандартам.
Обоснованием этических принципов буддизма
является, так же как и в джайнизме, необходимость
избавления от кармы и достижения нирваны.
Однако карма здесь понимается по-иному,
как сумма добродетелей и пороков данного
индивида, причем не только в нынешней
жизни, но и во всех перерождениях, а основное
внимание обращается не столько на сами
действия, сколько на сознательные поступки
или даже моральные и аморальные намерения.
Поэтому любой человек может в этой жизни
заложить основы будущей кармы, которая
помогла бы в последующих перерождениях
рассчитывать на достижение незамутненного
сознания и спасения. Следовательно, человек
должен вести себя надлежащим образом,
чтобы позитивная карма увеличивалась,
а негативная ослаблялась.
В качестве ведущего этического принципа
здесь выступает принцип ахимсы в буддийском
варианте, который означает не только
отказ от насилия, но и непричинение зла
и даже непротивление злу насилием. Наряду
с этим в буддизме ненасилие приобретает
и некоторое новое звучание. Принцип ахимсы,
как и в джайнизме, имеет первостепенное
значение, но насыщается дополнительным
содержанием и выступает как средство
преодоления человеческого эгоцентризма
и антропоцентризма. В то же время принцип
ахимсы не доводится здесь до крайности.
Так, например, чань-буддисты в средневековом
Китае придерживались принципа «срединного
пути», стремились максимально щадить
природу, признавая, однако, что человек
не может прожить, не убивая и не поедая
живые существа. В процессе взаимодействия
с природой главным критерием является
отсутствие личной заинтересованности
в результатах своей практической деятельности,
которая может нанести вред живым существам.
Что касается окружающей социальной среды,
то человеку буддизм предписывает относиться
к ней с любовью и милосердием, в то же
время особая, исключительная привязанность
к кому-либо решительно осуждается. С другой
стороны, буддийская любовь -это скорее
не активная, деятельная позиция, а пассивно-благожелательное
настроение - непротивление злу, прощение
обид.
Согласно буддийской концепции ненасилие
не означает использование активных, ненасильственных
методов в достижении справедливости,
поскольку сама справедливость признается,
как и мир в целом, майей, иллюзией. Все
это означает принятие мира таким, каков
он есть. Отсюда этика ненасилия состоит
не в том, чтобы что-то изменять, а в том,
чтобы не усугублять страдания, которыми
пронизана вся жизнь, отказаться от личного
участия в совершении насилия, принуждения,
«давления». Проявления любви и милосердия
выступают как естественные состояния
человека, но они признаются таковыми,
пока отвечают требованиям «срединного
пути». Чрезмерные любовь и сострадание
- это формы привязанности к жизни, загрязнения
сознания, от которых нужно так же освобождаться,
как и от проявлений враждебности, зла
и т.п. Поэтому ахимса, отказ от насилия
- это лишь ступенька индивидуального
продвижения к цели, разрыву цепи перевоплощений,
к нирване, а не нравственный принцип,
имеющий самоценность, посредством которого
возможно торжество, жизни, имеющей непреходящее
значение.