Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 20:03, контрольная работа
Сущность земской реформы заключается в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах (уездах и городах); реформа устанавливала регулирование капиталов, имущества и деньгами земства, содержания земских зданий и путей сообщения, учреждениями здравоохранения, образования и т. д.
1.Реформы в области местного самоуправления (Земская реформа 1864г .и городская реформа 1870 г.).
2.Судебная реформа 1864 г.
3.Военная реформа 1861-1874 г.
4.Список литературы.
Содержание
1.Реформы в области местного самоуправления (Земская реформа 1864г .и городская реформа 1870 г.).
2.Судебная реформа 1864 г.
3.Военная реформа 1861-1874 г.
4.Список литературы.
Реформы в области местного самоуправления (Земская реформа 1864г .и городская реформа 1870 г.).
Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.
Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.
Впервые упоминание о земской реформе связано с 25 марта 1859 г., когда высочайшим повелением государя были окончательно определены основные положения будущего устройства всего местного хозяйственно-распорядительного управления – принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Земская реформа проводилась на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».
Сущность земской реформы заключается в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах (уездах и городах); реформа устанавливала регулирование капиталов, имущества и деньгами земства, содержания земских зданий и путей сообщения, учреждениями здравоохранения, образования и т. д.
Выделялись исполнительные и распорядительные органы самоуправления. Распорядительным органом в этот период времени является уездное земское собрание. Во главе его стоял местный предводитель дворянства.
Выборы в органы местного самоуправления поводились по 3-м куриям:
1) крупные землевладельцы (имущественный ценз – 100 минимальных крестьянских наделов);
2) представители сельских
3) городские избиратели (имущественный ценз – 15 тыс. руб. в год).
Формировались губернские собрания из представителей земских собраний.
Исполнительные органы на местах – земские и губернские управы. Управы состояли из председателя и двух членов.Городская реформа была проведена в 1870 г., в результате которой было введено городское управление.
Причины городского самоуправления – необходимость административно-хозяйственного управления в городе.
16 июля 1870 г. было принято «Городовое положение». С этого момента было положено начало городской реформе.
Сущность реформы заключалась во введении системы органов городского общественного управления (городское избирательное собрание и городская дума с городской управой).
Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским головой. Городской голова назначался из кандидатов, предложенных думой или губернатором, министром внутренних дел, в Москве и Петербурге – императором.
Кандидаты в городскую думу должны были отвечать возрастному цензу (25 лет) и имущественному. Этот ценз определялся по куриям налогоплательщиков.
Курии налогоплательщиков: наибольшая часть налогов; на треть меньше; еще на треть меньше.
Не могли быть выбраны в земские органы власти осужденные лица, отрешенные от должности, подследственные либо лишенные духовного сана.
Компетенция городских учреждений:
1) назначение выборных
2) установление городских сборов (сборы с торговли, трактиров, жилых помещений, аукционов и т. п.);
3) управление городским
4) городская недвижимость;
5) кредиты-займы.
Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные заведения и т. п.) и содержания тюрем, полиции, местных воинских частей. Распределением бюджетных средств ведал губернатор.
Судебная реформа 1864 г.
Из проведенных Александром II реформ наиболее радикальной была судебная (1864 г.). Судебную реформу желали больше, чем крестьянскую, так как в ней были заинтересованы все, кроме судейских чиновников, имеющих доход от неправосудия и не желавших новых порядков. Сторонником судебной реформы выступал император Александр II и его брат Константин Николаевич, который придерживался радикальных взглядов.
Для дореформенного суда характерна множественность судебных органов, сложность и запутанность процессуальных требований, невозможность порой определить круг дел, который должен подлежать рассмотрению того или иного судебного органа. Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство даже привилегированных сословий. Волокита и бюрократизм принимали ужасающий характер. Взяточничество было явлением обыденным, так как большинство судебных чиновников рассматривали свою должность как средство наживы и бесцеремонным образом брали взятки со всех обращавшихся в суд. Низкая грамотность судей вообще и юридическая в частности обусловливала фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей. В дореформенном суде господствовала розыскная форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Все это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой. В 1856 г. образованному обществу было очевидно, что провести судебную реформу изолированно, без решения коренных вопросов общественной жизни не получится. Главным вопросом был крестьянский. Реформировать государственный механизм, юстицию невозможно было без отмены крепостного права. Судебная реформа невозможна была без проведения крестьянской реформы, но и "благополучный" исход крестьянской реформы, по которой освободившиеся 22 млн крестьян получили гражданские права, был невозможен без учреждения нового правосудия.
Судебная реформа 1864 г. впервые в России вводила гласный, бессословный и независимый от администрации суд, основанный на принципе состязательности сторон. Был учрежден институт следователей, адвокатура, присяжные заседатели, определявшие виновность или невиновность подсудимого. Душой судебной реформы был С.И. Зарудный, государственный деятель, возглавивший комиссию по подго-товке судебной реформы. В эту комиссию входили: Д.А. Ровинский, Н.И. Стояновский. Сторонником преобразований судебной системы был и министр юстиции Д.Н. Замятнин.
По этой реформе страна была разделена на судебные округа. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями или городской думой на три года, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Для апелляции дел, рассмотренных мировым судом, собирался съезд мировых судей. Общий суд состоял из следующих инстанций: окружной суд и судебная палата. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей. Судебные палаты рассматривали апелляции по делам окружного суда и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения всех судов, поданные на кассацию.
Новое судопроизводство строилось на всесословных началах. Однако для крестьян сохранялся особый (волостной) суд, что было отступлением от принципа все сословности. Новые судебные уставы вводили институт "присяжных поверенных", адвокатуру и институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом. После этого они не могли быть уволены или отстранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об отстранении от должности выносил суд. Таким образом, вводился важный принцип несменяемости судей.
Военная реформа 1861-1874 г.
Во всех сферах государственной жизни, кроме военной, реформаторская деятельность с середины 1860-х гг. продолжалась по инерции, принимались положения, корректирующие реформы. Не всегда царь-освободитель был последователен. Причин этому было немало. Во-первых, трудно было отвергать целесообразность проверки новых институтов жизнью, прежде чем продолжать ускоренными темпами дальнейшее реформирование страны.
Во-вторых – польское восстание 1863 г., недовольство помещиков отменой крепостного права и передовой части русского общества отсутствием широких политических прав, неожиданная смерть наследника престола цесаревича Николая Александровича в апреле 1865 г. в возрасте 21 года, покушение 4 апреля 1866 г. Д. Каракозова на царя, финансовые трудности.
В-третьих, внимание Александра II с середины 1860-х гг. в большей степени, чем раньше, было сосредоточено на внешнеполитической обстановке, на войнах в Европе, которые привели к изменению соотношения сил и перекройке границ, к образованию новых государств (объединенной Германии и независимой Италии).
Военные реформы 1861–1874 гг. состоялись под влиянием международной обстановки, опыта европейских войн, наглядно подтвердивших преимущество современной системы комплектования армии, и личной роли Александра II, не отступившего ни от одного своего решения в этой сфере.
Задача реформирования российской армии в правление Александра II стояла на втором месте, после реформы отмены крепостного права. Неудачи в Крымской войне подтолкнули правительство и военное ведомство во главе с Д.А. Милютиным на коренные изменения в армии. Проанализировав причины неудач, Александр II уже в 1855 г. создает специальную "Комиссию для улучшения по военной части" под руководством боевого генерала Ф.В. Ридигера. Военного министра периода правления Николая I, князя В.А. Долгорукова, сменяет в 1856 г. генерал-лейтенант Н.О. Сухозанет. За 5 лет пребывания на посту министра он принял ряд существенных изменений. Перечислим их:
– все солдатские дети были исключены из военного ведомства и обращены в свободное податное сословие;
– окончательно, в 1857 г., были отменены военные поселения;
– в 1859 г. обязательный срок в сухопутных войсках был сокращен до 15 лет, во флоте – до 14 лет;
– сокращена численность армии, распущено ополчение;
– уменьшился призыв рекрутов;
– сократились квартирные и постойные повинности.
Однако для проведения необходимых коренных преобразований в армии Н.О. Сухозанет был не готов. В1861 г. военным министром был назначен генерал-адъютант Д.А. Милютин. Через два месяца после вступления в должность он предложил общую программу военных преобразований. Она охватывала все области военного управления и организации армии, ее комплектования, вооружения, обучения и воспитания. К подготовке этой обширной программы было привлечено все военное министерство. Ближайшими помощниками Д.А. Милюти-на стали полковник В.М. Аничков, генералы Н.Н. Обручев, К.П. Кауф-ман, Э.И. Тотлебен, Ф.Л. Гейден.
Главным принципом новой организации вооруженных сил министр и его помощники считали создание запаса людей, знакомых с военным делом, и который в случаи необходимости можно было быстро призвать в армию. Военные преобразования начались с реорганизации центрального военного управления и создания местных органов управления в виде военных округов. В результате реорганизации департамента Генерального штаба образовался Главный штаб, который находился в составе министерства до 1905 г. В его компетенцию входили вопросы управления войсками в мирное и военное время, состава армии, комплектования, военной разведки, военно-научной работы. Начальник Главного штаба назначался императором, был первым помощником и заместителем военного министра и возглавлял Генштаб и Фельдъегерский корпус. 1 января 1869 г. Александр II утвердил новое "Положение о Военном министерстве", в котором верховное начальство над всеми сухопутными силами империи сосредоточилось в особе государя-императора; была утверждена новая структура Военного ведомства.
Одновременно с преобразованием в центральном военном управлении проходила и реорганизация местного военного управления.
В период 1862–1867 гг. была осуществлена военно-окружная реформа. Целью ее было устранить чрезмерную централизацию, сковывающую инициативу и самостоятельность руководства на местах в решении даже мелких вопросов. Вся территория империи была разделена на 15 военных округов. Во главе округа стоял командующий (он же генерал-губернатор). Полномочия командующего округом позволили устранить существовавшую раньше волокиту, несогласованность и споры между строевыми начальниками и хозяйственными инстанциями. Вместе с задачами децентрализации военного управления и создания условий для оперативного развертывания частей во время войны на командующих округов возлагалась и другая задача – оказывать содействие гражданским властям в сохранении порядка в крае. В результате проведенных преобразований в 1862–1869 гг. система управления значительно приблизилась к войскам. В ведении Военного министерства остались вопросы управления, которые имели значение для всей армии. Сократился аппарат этого министерства, уменьшилась канцелярская переписка.
В 1867 г. Александр II утвердил военно-судебный устав. Военно-судебная реформа, на которой настаивал Д.А. Милютин, заключалась в создании постоянных военно-судебных органов, соответствующих новой структуре армии и введению современных правил военного судопроизводства и судоустройства. Устанавливались три судебные инстанции: полковая, военно-окружная и Главный военный суды. Согласно военно-судебной реформе суды признавались независимыми от административных органов, учреждались должности следователя и военного прокурора, формально отменялись сословные привилегии подсудимых, устанавливался порядок обжалования приговоров. Военно-полевому суду могли быть переданы не только военные служащие, но и гражданские лица, если они находились на территории, объявленной на военном положении. Это могло быть использовано против революционного движения. В 1868 г. был утвержден воинский устав о наказаниях. По этому уставу вводились два вида наказания: уголовные и исправительные.
Главным элементом реформы стал закон 1874 г. об отмене рекрутчины и введении всеобщей воинской повинности, обязательной для мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных к воинской службе. Воинскую повинность раньше несло только податное сословие, крестьяне и мещане. Чтобы убедить Александра II ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось время и франко-прусская война. Еще в 1862 г. по инициативе Д.А. Милютина была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава, но работа продвигалась крайне медленно. Идея равенства всех сословий для несения тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Дворянство всеми силами сопротивлялось всесословной воинской повинности, которая заставила бы их отбывать ее наравне с мужиками. Особенно критиковали идею всеобщей воинской повинности фельдмаршал А.И. Баратинский, шеф жандармов П.А. Шувалов, Д.А. Толстой, генерал Р.А. Фадеев. Прибегнув к поддержке М.И. Каткова и К.П. По-бедоносцева, они поощряли выступления в печати противников военных реформ. Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали сословную неприкосновенность. Негодовали купцы, им не нравилось, что в случае введения всеобщей воинской повинности нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины.
Информация о работе Буржуазно-демократические реформы в России в 60-70-х гг.19 века