Великий Шелковый путь и городская культура VI – XIIIвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:58, реферат

Краткое описание

История возникновения Великого Шелкового пути. История Шелкового пути начинается с 3 – 2 го тысячелетий до нашей эры, с началом вывоза из Восточного Туркестана лазурита и нефрита в Иран, Месопотамию, Египет и Сирию. В середине 1-го тысячелетия до н.э. лазурит проникает в Китай. Таким образом, в указанный период существовал своего рода «лазуритовый путь», «нефритовый путь», который соединял Центральную Азию со Средиземноморьем, Индией и Китаем, "степной путь" - из Причерноморья к берегам Дона.

Вложенные файлы: 1 файл

Великий Шелковый путь и городская культура VI.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

Великий Шелковый путь и городская культура VI – XIIIвв.

История возникновения Великого Шелкового пути. История Шелкового пути начинается с 3 – 2 го тысячелетий до  нашей эры, с началом вывоза из Восточного Туркестана лазурита и нефрита в Иран, Месопотамию, Египет и Сирию. В середине 1-го тысячелетия до н.э. лазурит проникает в Китай. Таким образом, в указанный период существовал своего рода «лазуритовый путь», «нефритовый путь», который соединял Центральную Азию со Средиземноморьем, Индией и Китаем, "степной путь" - из Причерноморья к берегам Дона.

В распространении драгоценных товаров участвовали племена саков и савроматов, через посредство которых диковенные для того времени товары попадали в Центральную Азию и Средиземноморье. Во время существования государства саков, уйсунов и кангюев, в 1-м тысячелетии до н.э., когда торговый путь уже активно действовал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, зеркала и лаковая посуда, европейские застежки и камни – печатки из Ирана.

Однако главным предметом торговли становится шелк. Шелк наряду с золотом превратился в международную валюту, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государственные долги.

В 138 году до н.э. из Китая вышел посольский караван, посланный императором У-ди в страны Запада. Он первым прошел прямым путем из Китая в Центральную Азию. II в. До н.э. в исторической науке принято считать началом официального действия Великого Шелкового пути. Вслед за Китайским послом по этому пути пошли на Запад караваны с шелком. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Руси по нему шли товары, производимые в этих странах.

Но главное значение Великого Шелкового пути заключается в сближении и взаимодействии стран, народов и цивилизаций.

Товары. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. Затем стали распространяться другие товары. Это жасминная вода, ладан, благовония, пряности, мускатный орех, женьшень и желчь питона, полотна, красители, алмазы, яшма, янтарь и кораллы, меха, слитки серебра, золота и многое другое. По Шелковому пути везли на продажу арабских скакунов, носорогов и львов, газелей и ястребов, попугаев и страусов.

По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики, овощи, зелень, пряности, а также сахар. Шелковый путь служил проводником древней культуры и искусства. Музыканты и танцоры, акробаты из Средней Азии и Туркестана давали представления при дворе китайских императоров и в византийских дворцах.

Главный предмет торговли - шелк. Шелк наряду с золотом превратился в международную валюту, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государственные долги.

Тюркский участок Великого Шелкового пути. Во второй половине VIв. Тюрки стали хозяевами значительной части Великого Шелкового пути. Именно в тюркский период наблюдается оживление на трассах Великого Шелкового пути, который проходил из Китая на запад через Семиречье и юг Казахстана. Это объясняется тем, что в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали и обеспечивали безопасность торговых путей, к тому же богатая тюркская знать и ее окружение стали крупными оптовыми покупателями заморских товаров.

Оживление тюркского участка Шелкового пути сыграло важную роль в развитии здесь городской культуры. В Семиречье и на юге Казахстана оно стимулировало возникновение целого ряда новых городских центров, способствовало быстрому росту городов. Вполне естественно, что часть шелка и других товаров, провозимых по Шелковому пути, оседала в этих городах.

При раскопках исторических памятников на протяжении тюркского участка Шелкового пути найдены многочисленные материальные подтверждения кипевшей здесь торговли. Вещи, найденные при раскопках сырдарьинских средневековых городов, являются важными источниками изучения международной торговли. К числу таких находок относится серебряный клад из Отрара. В нем представлены монетные дворы восточно-туркестанских городов, городов Малой Азии, Европы, и изделия из Поволжья. В ходе раскопок обнаружены ювелирные изделия, предметы быта, монеты и др. Роль денежного обращения выросла в такой степени, сто каждый новый правитель становился известен не только победами, но и искусством налаживания денежного обращения. Монеты чеканились практически каждым сменяющимся правителем.

Одним из крупных городов, находившимся на Великом Шелковом пути в Таласской долине, был Тараз. Источники называют Тараз «городом купцов», он был экономическим и культурным центром тюргешей, карлуков, а затем и Караханидов.

Рядом с Таразом, в равнинной части Таласской долины, стоял город Атлах, у стен которого произошла в 751 году битва арабов с китайскими войсками. Из Тараза торговый путь шел в северном направлении, на Иртыш – к резиденции кагана кимаков и далее, в страну кыргызов на Енисее.

Город Испиджаб является крупным узловым центром торговли, отсюда дорога шла далее вниз по Сырдарье в Приаралье. По караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными городами были Отрар и Шавгар, от этих городов путь шел к городу Янгикент – столице огузов.  В X – XIIвв. на этом пути формируется целый ряд новых городов, среди которых Сауран, Дженд, Ашнас.

Узловым пунктом пути был один из крупнейших городов Семиречья Навакент. Из Навакента дорога приводила в крупнейший город  Семиречья Суяб – столицу западных тюрков. Из Суяба Шелковый путь шел по берегу Иссык – Куля. Роль столицы переходит к городу Баласагун. Баласагунизвестен как столица Караханидов, затем каракитаев.

Трасса Шелкового пути проходила через небольшие городки, находившиеся на месте Каскелена, Алматы, и доходила до крупного города, центра транзитивной торговли Тальхиза. В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южный маршрут шел через Иссык, Тургень, к переправе через р.Или. На этом отрезке пути археологи обнаружили развалины нескольких городов: Иссык, Тургень, Чилик. Северная дорога от Тальхиза шла вдоль реки Талгар и до Капчагайского ущелья. Далее через перевал Алтын – Емель путь шел к Коялыку -  к одной из резиденций карлукскихджабгу. Город славился своими базарами. Далее Шелковый путь, обогнув озеро Алаколь, следовал через Джунгарские ворота во внутренний Китай.

Историческое значение Великого Шелкового пути. Тюркский участок торгового пути имел транзитивное значение и представлял собой ключевое звено в международной торговле. Развитие Шелкового пути привело к возникновению, а затем и к экономическому расцвету многочисленных городов, которые жили нуждами Великого Шелкового пути. Этот путь сыграл большую роль в становлении и развитии государств, в истории развития мировой цивилизации, став связующим звеном между культурами Востока и Запада. Торговые пути использовались и для религиозной пропаганды. Среди тюрков, тесно связанных с караванными путями, распространялись идеи, разносившиеся вместе с товарами по всему миру. Благотворное воздействие оказал Великий Шелковый путь на культуру тюркских народов, оказавшихся на стыке разных цивилизаций.  Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировали вплоть до XIV – XVвв. пока освоение морских путей в Китай и Индию не привело к его угасанию.

Подъем  городской культуры.Вторая половина IX - началоXIII вв. – время расцвета экономики и культуры. Росли старые города, возникали новые поселения, появлялись целые районы оседлости. В это время появляется  новый район городской культуры в северо-восточном Семиречье, районах Прииртышья и Центрального Казахстана. В целом этот период был временем органичных взаимосвязей кочевой и городской цивилизаций. В это же время наблюдается качественно изменение в развитии городской культуры. Важную роль в этом стала играть новая религия – ислам. Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь тюрков. Хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее они испытали сильное воздействие мусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь в среде городского населения. Этому способствовало вовлечение юга Казахстана и Семиречья  в сферу политических, экономических и культурных отношений Арабского халифата и Саманидского государства.

Итак, второй этап развития городской культуры на территории Казахстана характеризуется наиболее интенсивным подъемом городской жизни. Рост городов в Южном Казахстане и в Семиречье шел более быстрыми темпами по сравнению с другими регионами Азии за счет оседания кочевников. Оседание было вызвано главным образом сокращением поголовья скота у части кочевого населения. Об этом свидетельствуют арабские и персидские источники.

 В период IX - началаXIII вв. растет не только количество городов но и их население, но идет территориальное их расширение. Территориальный рост городов шел за счет рабадов – пригородной территории, и становится плотнее застройка вокруг центра. Появились города Кедей, Йасы, Сауран, Сыгнак, Барчкент и др.  Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольших поселений, но в IX– начале XIII вв. они превратились в городские центры.

В юго – западном Семиречье число новых городов так же увеличилось. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун. Оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные источники сообщают, что города на побережье Алаколя и по Иртышу в этот период принадлежали кимакам. Наиболее крупным был город Имакия - резиденция кагана.

Города - ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам - огузам. Кыпчакам принадлежали города Дженд, Сыгнак, Барчкент. Раскопки городов дают представление об изменениях в их застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим периодом. На Сырдарье обнаружены остатки кварталов. В каждом из них насчитывалось от 8 до 10 домов. Один из раскопанных кварталов был заселен гончарами.

Городское жилище Семиречья известно по раскопкам города Тальхиза. Раскопки городища показали, что и этот город был застроен кварталами. Дома группировались вдоль магистральной улицы. Основания стен сложены из каменных валунов. В строительстве использовались сырцовый и обожженный кирпич, дерево.

Дворы были обнесены глухими стенами. В них находились загоны для скота и конюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворах некоторых домов обнаружены детали юрт. Сочетание жилья с двором для скота, наличие юрт свидетельствует о сохранении в быту горожан Семиречья традиций кочевого хозяйства. Это явление характерно для переходного периода. Кочевники селились в городах как зимовках, пася скот в округе либо держа в зимних кошарах, а весной - летом брали юрты и откочевывали на летовки.

Таким образом, в IX-  начале XII вв. в Средней Азии и Казахстане интенсивно развиваются культура, городостроительство, архитектура, ремесла, ювелирное искусство; появляются новые города. Крупнейшим международным торговым и культурно - политическим центром становиться город Отрар, связывавший основные караванные дороги Великого Шелкового пути.

Как центр культуры и науки, Отрар славился множеством медресе и богатейшей библиотекой, бывшей "по числу книг второй после знаменитой александрийской библиотеки". Замечательными архитектурными сооружениями привлекал город Тараз, имевший большое значение в жизни Семиречья. Изяществом отделки и строгими пропорциями здесь выделялись сохранившиеся до наших дней мавзолей Айша - Биби, Бабаджи - хатун, Карахана.

Развитие городов и городской культуры было нарушено вторжением монголов. В конце XIII в. городская культура гибнет в Семиречье. С открытием морского пути из Европы в Азию отпадает необходимость в Великом Шелковом пути. Исчезают города юго-западного Семиречья, жившие нуждами Шелкового пути, зависевшие от караванной торговли. Выживают города там, где оседло - земледельческие традиции были более глубокими.

Торговля. Сведения средневековых авторов и археологические раскопки доказывают, что международная торговля по Шелковому пути достигла высокого уровня. Крупными торговыми центрами оставались Испиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакент, Баласагун. К ним прибавились такие города северо - востоного Семиречья,  как Коялык, Ики - Огуз.

Ключевой позицией  на границе с тюрками был город Тараз. Город стал важнейшим центром транзитивной торговли, о котором пишут ка о "месте торговли мусульман с тюрками". Через Тараз вывозилось серебро, которое добывалось в верховьях р. Талас. На городище при раскопках найдены многочисленные монеты, что говорит о существовании здесь монетного двора.

В Испиджабе скрещивались торговые пути и военные маршруты, ведущие во все страны Великой Степи. В городе имелись крытые рынки и рынок полотна, караван - сараи. Богатство Испиджаба и Тараза, их стратегическая роль определялись не только в их положением на торговой трассе, но и господствующей позицией на внутреннем центральноазиатском рынке, выросшем в результате интенсивной торговли со Степью.

В низовьях Сырдарьи крупным торговым центром становится Янгикент, столица огузов.Оживленно шла торговля, население оазисов и городов покупало лошадей, скот, шерсть, кожу, кошмы, войлок, меха, в обмен кочевники получали ткани, хлеб, посуду. Торговля приносила обоюдную выгоду.

В этот период получает широкое распространение торговля не только между городом и кочевыми племенами, но и городом и окрестностями. В город поступала продукция сельского хозяйства, главным образом, зерно, фрукты. Земледельческое население получало изделия городских ремесленников - керамику, стекло, ювелирные изделия, украшения. Торговля, носившая характер ярмарок, велась наиболее интенсивно в пограничных с кочевым миром городах - Сауране, Янгикенте, Коялыке.

Для периода IX -XII вв. характерен рост товарно - денежных отношений, которые вытесняли товарный обмен. В крупных городах Казахстана работали монетные дворы. Бурный рост  городской жизни, торговли, товарного производства требовал обеспечения рынка большим количеством денег. В обращении были высокопробные серебряные дирхемы. Чеканка серебряных монет продолжалась до конца XI в. Но с конца XI- XII вв. дирхемы стали чеканить из меди, лишь сверху покрывая слоем серебра. Причиной тому послужило уменьшение запасов серебра, так называемый "серебряный кризис". Запасы серебра и золота не позволяли обеспечить рынок полновесными серебряными и золотыми монетами.

Информация о работе Великий Шелковый путь и городская культура VI – XIIIвв