Великое переселение народов и этногенез восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:33, доклад

Краткое описание

Первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии, получивших в историографической традиции название великого переселения народов. Ряд историков для обозначения этого явления пользуется понятием "этническая революция". Этот термин призван подчеркнуть масштаб эмиграционных процессов в первом тысячелетии и их роль в изменении этнической карты Европы и Азии. Перемены были колоссальные. С исторической арены было "сведено" немалое число "старых" прежде влиятельных этносов, были вызваны к жизни "молодые" народы, закладывавшие своими передвижениями основы этнической и политической географии Западной и Восточной Европы, значительной части Азии и Северной Африки.

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.docx

— 30.94 Кб (Скачать файл)

1.Великое переселение народов и этногенез восточных славян

.Этническая и политическая  панорама Восточно-Европейской равнины  и Сибири никогда не была  статичной. Ей всегда была присуща  динамика. В особенной степени  она проявилась в начале первого тысячелетия нашей эры.  
 
Первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии, получивших в историографической традиции название великого переселения народов. Ряд историков для обозначения этого явления пользуется понятием "этническая революция". Этот термин призван подчеркнуть масштаб эмиграционных процессов в первом тысячелетии и их роль в изменении этнической карты Европы и Азии. Перемены были колоссальные. С исторической арены было "сведено" немалое число "старых" прежде влиятельных этносов, были вызваны к жизни "молодые" народы, закладывавшие своими передвижениями основы этнической и политической географии Западной и Восточной Европы, значительной части Азии и Северной Африки.  
 
В ходе масштабных перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берет начало в этой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства европейских наций.  
 
Современные историки не слишком расходятся в определении состава участников великого переселения народов (гуннские, германские, славянские, аланские и другие племена), в оценке роли их в этом процессе. А вот в 20-30-х годах задававший тон в советской историографии школе М.Н.Покровского было свойственно главную роль отводить германским племенам.  
 
Действительно, первая волна великого переселения была связана с германцами. Во втором - третьем веках через Русскую равнину с севера на юг - из районов Прибалтики и Дании в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию - двинулись германские племена готов. У готского историка Иордана есть упоминание о мордве, веси, мери, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом и простиравшегося на всю Русскую равнину.  
 
Под напором гуннов и славян готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и другие германские племена граничившие с Римской империей. Германцы в 4-5 веках н.э. основали королевства в бывших римских провинциях: в Южной Галлии и Испании - вестготы; на юго-западе Германии, в Эльзасе, большей части Швейцарии - алеманны; на юго-западе Галлии - бургунды; в Северной Галлии - франки; в Италии - остготы и лангобарды; на Британских островах - англы, саксы, юты. В результате германского нашествия рухнула Западная римская империя, и установились государства, на полторы тысячи лет вперед определившие политическую географию Западной Европы - Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия. Путем смешения германцев с кельтами и романизированным населением сформировались современные европейские этносы - французы, англичане, испанцы, итальянцы, голландцы и др.  
 
В советской исторической литературе 20-30-х годов великое переселение народов фактически приравнивалось к движению германских племен и ничего не говорилось о роли славян, тюркских племен, арабов. Это заведомо ограничивало вскрытие масштабов исторического действия и не давало ответа на вопрос о значении великого переселения народов для истории нашей страны.  
 
В дальнейшем эта тема была серьезно углублена советскими исследователями. Стало очевидным, что в начале первого тысячелетия н.э. размах славянской цивилизации был не менее значительным, чем у германских племен. Согласно теории А.А.Шахматова, Л.Н.Гумилева и др., первоначальный ареал обитания славян находился на довольно ограниченной территории в Южной Прибалтике, откуда и пошли первые импульсы славянской миграции в 1-2 вв. нашей эры. По мнению академика Б.А.Рыбакова, прародиной славян была область от Эльбы до Днепра.  
 
Интенсивное движение позволило славянским племенам за исторически короткие сроки заселить гигантские пространства от Вислы до Верхней Волги, от Балтики до Черного и Адриатического морей. Причем, если многие кочевые и часть германских племен отрывались от своих тылов, что вело к их гибели в военных столкновениях или быстрому растворению в иных этнических массах, то славяне - в отличие от них - не оставляли окончательно своих территорий, а только постоянно расширяли их. Славянская колонизация носила комбинированный характер: наряду с организованными военными походами шло мирное заселение новых территорий земледельческими общинами, ищущими новых пахотных земель.  
 
Великое переселение положило начало истории современных славянских народов, в том числе и русского. После начальных импульсов переселения славянская единая общность разделилась на отдельные племена и народы.При этом единство славянской материальной и духовной культуры на основе традиций земледельческих общин и свойственных им ведических культов сохранялось еще довольно долго - вплоть до христианизации славян, разделившей их по религиозному признаку. Длительное время сохранялся и единый славянский язык, позволявший, несмотря на диалекты, примерно до 14 века вполне свободно понимать друг друга поляку и болгарину, новгородцу и жителю Черногории. В "Повести временных лет" 12 века летописец оставил весьма показательное замечание: "Словенский язык и русский одно есть".  
 
Тем не менее, после расселения славян на новых местах их языки и культуры стали постепенно расходится. Причинами тому являлись огромная территория расселения, естественно-географические барьеры между славянскими племенами, иноземные вторжения. Не последнюю роль сыграли и контакты с местными неславянскими племенами, влиявшими на язык и культуру славян. К примеру, на Балканах в состав славянских общин вливались фракийцы, частично греки, иллирийцы, пришедшие с Волги Булгары. Между Днепром и Ильменем славяне активно вступали в контакт с финно - уграми, балтами, тюрками.  
 
Территория Восточной Европы стала плацдармом для перемещений не только готов, монголоязычных гуннов и славян. В середине первого тысячелетия со стремлением к политической гегемонии в регионе выступили тюрксие племена - авры, хазары,булгары. Их движение с востока на запад диктовалось логикой их кочевого хозяйства и межэтнических столкновений. Тюрки выделялись и в азиатских миграциях - особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др. В результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами некоторых палеоазиатских и тунгусских племен стал формироваться якутский этнос.  
 
К последним миграционным волнам великого переселения ученые относят арабские завоевания, начавшиеся в 7 веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Северную Африку. С эпохой великого переселения совпало несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры с связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины. К концу 8 в. относятся первые экспедиции норманов как в Западную, так и в Восточную Европу. В конце 9 века в южнорусские степи ворвались печенеги. В это же время далекий переход мадьяр с Южного Урала в Европу завершился заселением ими Панонии, где они ассимилировали местных славян.  
 
В трудах разных историков наблюдается несовпадение при определении хронологии великого переселения. Марксистская историография начало событий связывала с движением германцев и относила к 4 веку. Такой специалист по данной тематике, как Л.Н.Гумилев, первые толчки массовых миграций уверенно относил к 1-2 векам н.э. 
 
Налицо и расхождение в объяснении побудительных причин великого переселения народов. школа М.Н. Покровского главным двигателем племенных перемещений называла потребность в больших пространствах земли, необходимом при тогдашнем примитивном ведении хозяйства Кроме того выдвигались такие причины, как разложение у варварских племен первобытнообщинного строя, формирование крупных племенных союзов, возглавляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упрочению власти  
 
По логике христианских богословов в смене этнической картины в Европе после великого переселения с наглядностью проявилось Божье Провидение: "старые" народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных времен. Новая христианская эра стала временем торжества евангелической проповеди и жизнеутверждения народов, обратившихся к христианству.  
 
Эта позиция не лишена доли практического смысла. Христианская религия и деятельность церкви стали факторами определенной стабилизации положения в Европе после мощной этнической и политической quot;перетряски". Наличие цельной мировоззренческой системы послужило формированию западноевропейского (западнохристианского) суперэтноса.  
 
В Восточной Европе сильнейшего динамического напора тогдашних процессов не выдержали гунны, авары, хазары, печенеги и другие, исчезнув с этнической карты. Славянству динамика его тогдашнего существования не принесла катаклизмов благодаря действию такого относительно устойчивого фактора, как славянское этническое единство. Кроме того, проводником стабилизирующих тенденций в Восточной Европе была Византия, переживавшая культурный и военно-политический расцвет и являвшаяся ядром православной культуры. Византия втягивала в орбиту своего влияния - несмотря на неизбежные трения - южных и восточных славян, внося заряд своеобразия в их дальнейшую историю...

Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения. 
На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI-V тыс. до н.э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV-II тыс. до н.э. Они населяли лесные области между Одером и Средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известный памятник славянской протоцивилизации — Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра. 
В середине I тыс. до н.э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя. Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тыс. до н.э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась на три ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.). 
Во II в. н.э. в Северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники — гунны — разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V—VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере — река Волхов, на юге — река Днестр, на западе — река Западный Буг, на востоке — река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточнославянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т.д. 
Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.

 

 

Письменные  источники о истории древних  славян

Самые ранние упоминания о древних  славянах содержатся в труде римского учёного Плиния Старшего, жившего  в I в. н. э. Плиний, пользовавшийся данными  карты полководца Агриппы и сам  служивший в Германии, знал о том, что за нею тянулись территории, населённые не германскими племенами. Называя эти земли Скифией, Плиний, невидимому, следовал установившемуся  в античной историографии обычаю давать наименование скифов самым отдалённым и почти неизвестным племенам. Говоря о Скифском (Балтийском) море, Плиний помещал на его юго-восточном  побережье сарматов, германцев, венедов, скифов и гирров. Одно из перечисленных  племён, а именно венеды — славянское, о чём свидетельствует тот  факт, что племенное название венедов, вентов, виндов и т. д. сохранялось  за западными славянами до сравнительно позднего времени. Так, готский историк VI в. н. э. Иордан писал, что племена  венедов весьма многочисленны и  имеют различные названия, «однако, главным образом, они именуются  склавинами и антами». Свидетельство  Плиния отвечает археологической карте  расположения племён к северо-востоку  от Эльбы, где жили самые северные из германских племён, затем за ними славяне, а далее на север и  северо-восток — финские племена.

Очень важны свидетельства Тацита, хотя он специально описал Германию и  поэтому уделил сравнительно мало внимания соседям германских племён. Отмечая  этническое различие венедов и германцев, Тацит сообщает, что по образу жизни  венеды ближе к германцам, чем  к кочевникам-сарматам. Это свидетельство  Тацита вполне подтверждается характером культуры славянских племён того времени. Тацит отводит венедам довольно большую территорию, указывая, что  они живут между певкинами (бастарнами), которых он помещает в Прикарпатье, и фенами (финнами), находившимися  к востоку и северо-востоку  от современного Рижского залива.

Однако даже такие неполные сведения о древних славянах были известны в Риме сравнительно немногим писателям. Большинство римских авторов  попрежнему включало славянские территории в понятие Сарматии. Эта тенденция сказывается в большом труде древнего географа Птолемея (составленном около 160—180 гг.), который территорию к востоку от Вислы и Карпатских гор называл Европейской Сар-матией, а Балтийское море — Сарматским океаном.

Венедов Птолемей упоминает среди  племён Европейской Сарматии, помещая  их по всему Венедскому заливу (так  он называет юго-восточную часть  Балтийского моря) и далее в  глубь Европы. Определить точно восточную  границу венедов по данным Птолемея довольно трудно, однако то обстоятельство, что древний географ помещает Венедские горы далеко от балтийского  побережья, позволяет думать, что, по его мнению, территория венедов была значительной. Данные Птолемея также  показывают, что в его время  название венедов уже приобрело  значение обобщающего имени многих племён и порождало географические наименования — Венедский залив, Венедские горы. Среди географических названий карты Птолемея встречаются  славянские термины, как, например, название города Калисия (сохранившееся до сих  пор в названии Калиш), наименование горы Бодин и некоторые другие. Наряду с общим наименованием  — венеды — Птолемей знает и  славян в качестве одного из венедских  племён под именем стлаваны или суовены.

Несколько иначе область обитания венедов показана на римской дорожной карте IV в. н. э. (так называемая Певтингерова карта), где венеды помещены у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. Видимо, эта римская дорожная карта  отразила начало движения славянских племён к Дунаю. Рассмотренные выше сведения древних писателей о  распространении славян в I—IV вв. н. э. позволяют предположить, что эти  племена занимали территорию от берегов  Балтийского моря до северных отрогов  Карпатских гор, гранича на западе с  германцами и кельтами, на юге и  юго-востоке — с сарматами; восточная  граница славянских племён для этого  времени не может быть определена.

4,5.Предпоссылки.

Внешнеполитические  предпосылки.  
 
К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары.  
 
С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.  
 
С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.  
 
Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности1.  
 
Социально-экономические  
Развитие земледелия. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).  
 
На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.  
 
В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.  
 
Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.  

Социально-политические предпосылки. 
 
Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.  
 
Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников.  
 
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.

 

Духовные  предпоссылки.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних  врагов и взявшего на свои плечи  проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных  общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных  управленческих функций, отдаления  князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося  в создание укрепленного межплеменного  центра - резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными  силами и способностями, в нем  начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации - обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки  для перехода от общинных к государственным  отношениям.


Информация о работе Великое переселение народов и этногенез восточных славян