Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:55, контрольная работа
Более пятисот лет прошло с той поры, как имя Византийской империи, — в прошлом могущественного средневекового государства, — исчезло с карт мира. И все же след, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее духовной и материальной культуры. До сих пор историки и археологи, нумизматы и папирологи, искусствоведы и сфрагисты многих стран с трепетом склоняются над изысканными творениями византийских ювелиров и эмальеров, над извлеченными из земли византийскими золотыми монетами, углубляются в чтение греческих манускриптов, пристально вглядываются в произведения византийских художников, вновь открытые во дворцах и храмах.
1.Введение.
2. Византийская  модель цивилизационного развития.
3. Роль  религии в Византийской цивилизации.
4. Заключение.
5. Список литературы
Содержание 
1.Введение.
2. Византийская 
модель цивилизационного 
3. Роль 
религии в Византийской 
4. Заключение.
5. Список 
литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Введение.
    Более 
пятисот лет прошло с той поры, 
как имя Византийской империи, — 
в прошлом могущественного 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Византийская модель цивилизационного развития.
Византийская цивилизация получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324–330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии,– Константинополь. Название «Византия» появилось позже.
Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия не была каким-то историческим феноменом. На протяжении IV-VII вв. она во многом была продолжением Римской империи, сохранив традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому ее нередко называют Восточной Римской империей.
    Разделение 
империи на Восточную и Западную 
была подготовлено особенностями социально-
    Формирование 
византийской цивилизации начинается 
в IV в. с образования византийской 
государственности и 
Территория империи превышала 750 000 кв. км. В состав Византии вошла вся восточная половина распавшейся Римской империи. Она включала Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, острова Крит и Кипр, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Аравии, часть Месопотамии и Армении, опорные владения на южном побережье Крыма и на Кавказе.
Особенности геополитического положения Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах – в Европе и Азии, порой простиравшей свою власть на области Африки, делали империю как бы средостением между Востоком и Западом. Византийское государство играло выдающуюся роль в международной жизни средневекового общества, несмотря на то, что империя знала как периоды расцвета своего внешнего могущества, так и военные поражения, и дипломатические неудачи.
    В 
течение веков менялись главные 
враги Византии, менялись и ее союзники. 
В раннее средневековье основная 
опасность грозила империи с 
востока и севера – со стороны 
Сасанидского Ирана, варваров-гуннов, 
готов, авар, славян. Позднее их сменили 
арабы, которым так и не удалось 
сломить мощь Византии. С IX в., несмотря 
на появление на Востоке турков-сельджуков, 
главная опасность для империи 
переместилась на Латинский Запад 
в лице норманнов, расчетливых итальянцев 
и первых завоевателей Константинополя 
– армий крестоносных рыцарей. В 
последние столетия существования 
Византийского государства 
    Постоянное 
раздвоение между восточным и 
западным миром, смешение греко-римских 
и восточных традиций с преобладанием 
в отдельные эпохи то одних, то 
других наложило отпечаток на общественную 
жизнь, государственность, религиозно-философские 
идеи, культуру и искусство византийского 
общества. Вместе с тем Византия 
взяла от христианского Востока 
и античности далеко не самые выигрышные 
черты: от Рима – имперское сознание, 
произвол и деспотизм, гедонизм; от 
христианства – аскезу, ригоризм, нетерпимость, 
а также акцентировку на ощущение 
начальной греховности 
    Феодальные 
отношения, развивавшиеся в Византии, 
начали формироваться относительно 
поздно и сильно отличались от классических 
образцов Запада. Для Византии характерны 
плавная, непрерывная эволюция от античности 
к средневековью, развитие феодальных 
отношений внутри разлагающегося рабовладельческого 
общества. Синтез прораставших в империи 
элементов феодализма с общественными 
порядками варваров был менее 
интенсивным, чем в Западной Европе. 
Это обусловило типологические особенности 
генезиса феодализма в Византии: более 
длительное, чем на Западе, сохранение 
рабовладения; более широкое распространение 
свободной сельской общины, пришедшей 
на смену разнообразным видам 
рабовладельческого хозяйства; наличие 
государственной собственности 
на землю; замедленное по сравнению 
с Западом складывание 
    Как 
ни парадоксально, своего наивысшего расцвета 
города Византии достигли не в конце, 
а в начале истории. В то время 
как на Западе многие античные городские 
центры были смыты волной варварских 
завоеваний и запустели, Византия на 
заре своей истории по праву могла 
называться страной городов – 
центров унаследованной от античности 
высокой техники ремесленного производства, 
мореплавания, монетного обращения 
и организации торговли. Византийские 
города, преодолев кризис VII– VIII вв. 
раньше, чем города Западной Европы, 
вновь вступили в полосу экономического 
процветания. Одной из особенностей 
византийской цивилизации была значительная 
специфика города, где своеобразно 
сочеталось развитие денежного хозяйства 
и государственная 
В Византии город прежде всего Константинополь, являлся моделью империи как воплощения идеи единства народа и власти, что препятствовало вызреванию самосознания городских слоев. Город как центр и выразитель идей бюрократического государственного управления обусловил относительную стабильность византийской цивилизации, ее меньшую динамику по сравнению с Западом, большую традиционность. Кроме того, для Византии было характерно возвышение столицы над всеми другими центрами в сфере как экономики, так и политики и культуры.
      
Территория империи состояла 
преимущественно из областей 
с высокой земледельческой 
    До 
XII в. экономическое превосходство 
Византии над другими европейскими 
странами было бесспорным. Изобретение 
греческого огня и косого паруса обеспечивало 
морские успехи империи, расцвет 
строительной техники, достижения точных 
и естественных наук помогали Византии 
обогнать в своем развитии многие 
государства Востока и Запада. 
Коренной перелом в поступательном 
экономическом развитии Византии наступил 
в XII в. С этого столетия экономическое 
превосходство переходит, притом окончательно, 
к государствам Западной Европы. 
3. Роль религии в Византийской цивилизации.
Особый облик общественной и идейной жизни в Византии придавали специфические черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Между восточной — православной — и западной — католической церквями с самого начала наметились существенные различия. Хотя и та и другая генетически восходили к единой вселенской церковной организации, каждая из них уже с первых столетий их истории пошла своим особым путем.
В IV веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии. И можно сказать, что языческое сознание уступило христианскому. Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. Входе утверждения христианства в Византии появились иные толкования основных догматов. Церковь стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о святой троице. Которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Шли споры, особенно на ранних этапах Византийской цивилизации, о природе Христа.
    Не 
только споры о сущности Христа вызывали 
ожесточённые дебаты и вызывали такие 
еретические движения как арианство, 
меккорианство, монофизитство. Но также 
существовали другие очень важные споры. 
Следующий из них это о соотношение 
духовного и физического 
Именно христианство открыло дисгармонию человека (красота телесная, красота духовная).
     
Номинально церковное единство 
признавалось и Римом и