Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 21:45, реферат
Цель данного реферата – познакомиться с положениями аграрной реформы П.А. Столыпина и предпосылками для ее проведения, понять значение данной реформы для дальнейшего этапа развития нашей страны.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• ознакомиться с краткой биографией П.А. Столыпина;
• рассмотреть основные предпосылки для проведения аграрной реформы;
• изучить основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Краткая биография Петра Аркадьевича Столыпина…………………………….5
Предпосылки проведения столыпинской аграрной реформы………………….7
Цели и основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина…………...10
Социально-экономические результаты столыпинской аграрной реформы…..15
Заключение……………………………………………………………………………….19
Список литературы………………………
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
Кафедра философии и истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Экономическая история»
на тему: «Влияние столыпинской аграрной реформы на экономику»
Выполнил:
студент гр. БЭ-142
Бушуев Е.В.
Проверил:
д.и.н., доцент Гуларян А.Б.
Орел - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
К концу XIX века в России стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен контрреформистским курсом консерваторов после трагической гибели Александра II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ.
На рубеже XIX-XX веков потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазные отношения развились до того необходимого уровня, чтобы дело дошло до открытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Этот конфликт не мог не разрешиться. Вопрос лишь в том, как? Известно, что диспропорция между политической надстройкой и базисом (социально- экономическими отношениями) неизбежно приводит к кризису, ярко выраженному противоречию, которое может послужить причиной революции. Добавим, к слову, что по целому ряду причин, перечислять которые нет необходимости, особенностью именно российской крупной буржуазии была готовность пойти на какой-либо компромисс с абсолютизмом и, следовательно, соответствующей ему феодальной социально- экономической базой. Несмотря на это, быть может по чисто субъективным соображениям царя, абсолютизм не желал идти навстречу. И в XVIII, и в XIX, и в XX веке власти шли на какие-либо преобразования в обществе и государстве из соображений сохранения династии, укрепления своих позиций.
К сожалению, верхи нередко не совсем верно оценивали реальную социально- политическую ситуацию в обществе и из-за этого совершали непоправимые ошибки. Очередная попытка уйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в революционную бездну. И царская династия не погибла в ней лишь потому, что возле царя оказались такие выдающиеся люди как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.
Все это придает особое значение личности Столыпина в истории нашего государства. Его аграрная реформа способствовала ускоренному развитию сельского хозяйства и росту темпов промышленного производства в стране. Это и определяет актуальность данной темы реферата.
Цель данного реферата – познакомиться с положениями аграрной реформы П.А. Столыпина и предпосылками для ее проведения, понять значение данной реформы для дальнейшего этапа развития нашей страны.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• ознакомиться с краткой биографией П.А. Столыпина;
• рассмотреть основные предпосылки для проведения аграрной реформы;
• изучить основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина.
Предметом исследования в данном реферате являются положения аграрной реформы Столыпина.
Объектом же исследования является аграрная реформа Столыпина.
Источником информации для написания данного реферата послужила учебно-методическая литература, а также материалы научно-познавательных сайтов.
Для полного и всестороннего
рассмотрения темы реферата, а
также в качестве источника для добывания
фактического материала в реферате будут
использованы некоторые научные методы
исследования, в частности метод изучения
и анализа учебно-методической литературы
и материалов научно-познавательных сайтов,
метод индукции, т.е. от частного к общему.
Родился 14 апреля 1862 г. в Дрездене (Германия) в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду.
В 1881 г. окончил Виленскую (Вильнюсскую) гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, по окончании которого служил в Министерстве государственных имуществ.
В 1889 г. Столыпин перешёл в Министерство внутренних дел. В 1899 г. был назначен ковенским губернским предводителем дворянства, в 1902 г. — гродненским губернатором; в 1903 г. стал губернатором в Саратове, где руководил подавлением крестьянских волнений в ходе революции 1905—1907 гг.
В 1906 г. Столыпин был назначен министром внутренних дел, в том же году заменил И. Л. Горемыкина на посту Председателя Совета министров.
В августе 1906 г. на Столыпина было совершено первое из 11 предпринятых покушений. Пётр Аркадьевич с семьёй переехал в Зимний дворец, а в России был принят указ о введении военно-полевых судов, после чего виселицу стали называть «столыпинским галстуком».
3 июня 1907 г. 2-я Государственная дума была распущена, а избирательный закон изменён, после чего правительство Столыпина смогло перейти к реформам, главной из которых являлась аграрная. Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичье землевладение, а повысив производительность крестьянского труда. После разрушения общины земля должна перейти в собственность зажиточных крестьян; разорившиеся пойдут на работу в городскую промышленность и будут переселены на окраины страны.
Совершив в 1910 г. поездку в Западную Сибирь, Столыпин предложил широкомасштабную схему переселения крестьян на целинные земли, считая Сибирь неисчерпаемым источником сырья.
Независимая позиция Столыпина, полагавшего, что самодержавие должно быть заменено ограниченной монархией, опирающейся на сильную исполнительную власть, восстановила против него дворянство и способствовала падению его влияния.
Был смертельно ранен эсером Д. Г. Богровым 14 сентября 1911 г. в Киеве.
Умер 18 сентября.
На стыке XIX и XX века общество вступило в новую фазу своего развития, капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь капиталистического развития позже стран Запада и поэтому попала во второй эшелон стран, такие страны называли «молодыми хищниками». В эту группу входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США.
Скорость, с которой развивалась Россия, была очень высока, этому способствовала уже развитая Европа; она оказывала помощь, делилась опытом, а также направляла экономику в нужное русло. После экономического подъема 90-х годов, Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 года экономика России сделала еще один резкий скачок. Объем промышленного производства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации экономики получил новый импульс, в результате кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, что и ускорило процесс концентрации промышленного производства. В результате этого в 80-90 годы временные предпринимательские объединения были замещены крупными монополиями: картелями, синдикатами. Одновременно шло укрепление банковой системы.
Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и потребностями освоения огромных пространств страны, но в конце концов Россия включилась в борьбу за сферы влияния, что и повлекло за собой войну с Японией, одной из стран второго эшелона.
В начале ХX века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимала ведущую роль в экономике страны в ХХ веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставались аполитичной и консервативной силой.
Дворянство, которое сосредоточило более 6О% всех земель, стало главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией.
Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия.
В начале ХХ века класс наемных рабочих насчитывал 16.8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-х годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный».
До 1905 года высшим государственным органом в России был государственный совет, постановления которого имели рекомендательный характер для царя. Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, деятельность которых контролировалась комитетом министров. Николай II, всемерно ограждая свою власть, очень ревниво относился к любой крупной политической личности.
Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный вопрос. 57% населения России были нерусского происхождения, и они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, там нанимались на работу. Заметную часть эмигрантов составили люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.
Россия медленно, но верно начала вмешиваться в борьбу за рынки сбыта. Борьба между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, стала одним из примеров раздела сфер влияния в мире. Война четко показала неподготовленность русской армии, а также неподготовленность экономики к войне. С.Ю. Витте писал: «Вместо того, чтоб устранить угрозу внутренних потрясений, несчастная война приблизила нас на десятки лет к революции. Военные расходы, которые понесла Россия в этой войне превышали 3 млрд. рублей».
С поражением в войне начала
нарастать революционная ситуация в стране
(1905-1907). Из всего этого можно сделать вывод,
что России требовались как политические,
так и экономические реформы, которые
смогли бы укрепить и оздоровить экономику
России. Во главе этих реформ должен был
встать умный и честный человек, для которого
очень важна была судьба России. Им стал
Петр Аркадьевич Столыпин.
3. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА
Во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главные задачи реформы - создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна.
Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября 1906 правительство заложило и экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед Государственным Советом 15 марта 1910, что «…именно этим законом заложен фундамент, основание нового социально экономического крестьянского строя». Экономические аспекты реформ основывались на том, что без нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского хозяйства, без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешевой рабочей силы, промышленность России будет обречена на чахлую жизнь при постоянной «подкормке» в виде казенных заказов.
Действительно, согласно концепции Столыпина, модернизация страны требовала нескольких условий: первое сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы «крепкие и сильные», освободившись от опеки общины, могли обойти «убогих и пьяных». И второе, добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем. Упор был не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.
Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909-1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные. Разные исследователи дают различную сущностную характеристику этих законов.
Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По требованию выделившихся, община была обязана выделить им взамен через полосых земель отдельный компактный участок отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним, для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.
Информация о работе Влияние столыпинской аграрной реформы на экономику