Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:11, реферат
Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились. Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки князей, наделяла их разными привилегиями, как например Оттон I, наделивший церковных феодалов правовым иммунитетом, в результате чего епископы, получив права владетельных князей, стали противниками укрепления королевской власти. Длительная борьба германских королей за завоевание Италии и противоборство с папской властью, хотя и завершилась принятием в 962 г.
1 вопрос Германия
Историю Германского феодального государства
можно разделить на два периода:
1. период относительно единого раннефеодального
государства – Х-ХIII в.;
2. период феодальной раздробленности
– XIII - начало XIX в.
С распадом империи Каролингов (середина
IX в.) на исторических территориях германских
племен возникло Восточно-Франкское государство.
К началу X в., Германия состояла из отдельных
герцогств, крупнейшими из которых были
Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия,
Саксония.
Экономическое развитие страны происходило
неравномерно, единого хозяйственного
центра не сложилось, в силу чего интересы
отдельных регионов зачастую расходились.
Усилению сепаратизма способствовала
и политическая обстановка как внутри
страны, так и за ее пределами. Королевская
власть в своих политических интересах
поддерживала отдельные группировки князей,
наделяла их разными привилегиями, как
например Оттон I, наделивший церковных
феодалов правовым иммунитетом, в результате
чего епископы, получив права владетельных
князей, стали противниками укрепления
королевской власти. Длительная борьба
германских королей за завоевание Италии
и противоборство с папской властью, хотя
и завершилась принятием в 962 г. Оттоном I титула императора и образованием «Священной Римской империи
германской нации», но привела к еще
большему ослаблению императорской власти,
поскольку за свою поддержку германским
монархам пришлось расплачиваются новыми
уступками феодалам.
С конца XI века в Германии утверждается
принцип избирательной монархии. В целях
укрепления связей королевской власти
и церкви были распространены большие
земельные пожалования духовенству. В
XI в. в виде пожалования передавались даже
целые графства, где епископам и аббатам
предоставлял право королевского бана (совокупность административных
и военных полномочий). Назначение на высшие
церковные должности производилось королем,
тем самым церковная администрация превращалась
в государственную. Церковные сановники
занимались несением военной и дипломатической
службы. Переплетение духовной и светской
власти в XI в. вызвало начало борьбы за
инвеституру (право назначать церковные
должности) с папами, которая закончилась
подписанием Вормского конкордата (1122).
Феодальное дворянство
и духовенство было разделено по иерархическому
принципу на 7 «щитов» (ступеней): король,
духовные князья, светские князья, их вассалы
и т. д. В ранги были включены и «неблагородные»
свободные, получившие название «шеффенское
сословие». Крестьянство делилось
на две категории – свободное (чиншевики,
арендаторы) и несвободное (полусвободные
литы, батраки, лично зависимые крепостные).
Начавшийся интенсивный рост городов
– как из старых римских укреплений, так
и из новых ремесленных и торговых поселений,
привел в XI – XII вв. к складыванию особого
сословия людей – горожан.
В конце XII - начале XIII в. прежние феодальные
области превращаются в самостоятельные
государства. Опорой для князей в стремлении
к обособлению служили города. К XIII в. территория
Германии значительно увеличилась. В 1156
г. из Баварии выделяется Австрия. В начале
XII в. начинается формирование Пруссии,
Северогерманские города во главе с Любеком
объединились в крупный торговый союз
– Ганзу. Территориальные князья составили
высшее сословие имперских князей.
Центральный аппарат управления в X –
XII вв. сохранял в себе черты дворцово-вотчинной
системы управления, свойственной эпохе
Каролингов. Ближайшими помощниками короля
были советники, которые имели почетные
ранги. Управлял двором майордом, избиравшийся
знатью. Существовали также следующие
чины королевского двора: почетный стольник,
чашник, канцлер, маршал. Эти должности
постепенно становятся наследственными
и возлагаются на крупнейших духовных
и светских феодалов. С начала XI в. при
императоре создается Королевский совет (гофтаг),
рассматривавший важнейшие государственные
дела. Решения по ним часто принимались
на общих съездах феодалов при решающем
голосе князей. Собрания проводились почти
ежегодно. Здесь обсуждались военные и
судебные дела, назначались епископы.
Во главе местного управления находились графы, которые обладали
военной, судебной и полицейской властью.
Кроме того существовали императорские
посланцы с административными и военными
полномочиями, пфальцграфы – заведующие
императорским имуществом, префекты городов.
Военные силы империи подразделялись
на имперские и княжеские Королевское
войско состояло из воинских контингентов,
поставляемых вассалами. Верховным главнокомандующим
был император. Командование контингентами
поручалось князьям, которые осуществляли
его через графов и сотников. До XII в. в
случае нападения на страну могли призываться
крестьяне
2 вопрос
С середины XIII в. «Священная Римская империя
германской нации» представляла собой
политическую федерацию феодальных государств.
Усиление государственно-политической
самостоятельности отдельных княжеств
продолжилось в ХIV-ХV вв. Германия окончательно
распадается на множество княжеств, графств,
бароний и рыцарских владений. Князья
превратились в фактически независимых
государей. Наибольшим могуществом пользовались курфюрсты (князья-избиратели),
светские и духовные аристократы, имевшие
решающее влияние на выборы королей.
Сложившиеся между императором и верхушкой
князей политико-правовые взаимоотношения
были юридически санкционированы «Золотой буллой» 1356 г.,
изданной при германском императоре и
чешском короле Карле IV. «Золотая булла»
закрепила исторически сложившуюся практику,
при которой управление Германией фактически
сосредоточивалось в руках семи курфюрстов:
архиепископов Майнцского, Кёльнского
и Трирского, маркграфа Бранденбургского,
герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского,
а также вновь добавленного в этот перечень
короля Богемии (Чехии). Князья-избиратели
либо их доверенные лица большинством
голосов производили избрание императора
в случае его смерти или смещения. «Золотая
булла» детально регламентировала процедуру
выборов императора курфюрстами. При равенстве
голосов решающий голос принадлежал архиепископу
Майнцскому. Он был председателем коллегии
курфюрстов и должен был созывать собрание
всей коллегии во Франкфурте-на-Майне.
Коллегия имела право суда над императором.
«Золотая булла» признала полную политическую
самостоятельность курфюрстов, их равенство
императору. Она закрепила права их территориального
верховенства, установила неделимость
курфюршеств, переход их по наследству.
Курфюрсты сохранили за собой присвоенные
ранее регалии, в особенности такие, как
собственность на недра и эксплуатация
их, взимание пошлин, чеканка монеты (горная
и монетная регалии). Они имели право высшей
юрисдикции в своих владениях. Вассалам
было запрещено вести войны против сеньоров,
городам – заключать союзы против курфюрстов.
Курфюрсты получили также новую привилегию
– не платить при инвеституре лена полагающегося
императору взноса. Курфюршества не обладали
лишь правом самостоятельно объявлять
войну и заключать мир с иностранными
государствами. Император обладал особыми
правами политического верховенства,
отделенными от государственных полномочий.
Императорская власть не имела в своем
распоряжении реальной администрации.
Управление империи осуществлялось внеинституционно.
Практически единственным рычагом власти
являлось право опалы на провинившегося,
т.е. лишение возможности прибегать к защите
императорского суда.
Впоследствии курфюрсты добились того,
что каждый император при избрании должен
был принимать выработанные ими условия,
ограничивающие его власть. Эти условия
с XVI в. получили название «избирательных
капитулярий» и сохранялись в практике
выборов германских императоров до конца
XVIII в.
Положение крестьянского населения
в Германии XIV в. в целом несколько улучшилось,
поскольку вместо прежней барщинной системы
феодалами вводились новые формы организации
хозяйства, предполагавшие ослабление
и ликвидацию личной зависимости, но в
различных районах страны положение крестьян
было неодинаковым.
Значительную роль в жизни Германии играли города. Правовой статус
города определял объем его самостоятельности.
Германские города были трех видов: имперские
– непосредственные вассалы короля; вольные
– пользовавшиеся полным самоуправлением;
княжеские – подчинявшиеся тому князю,
в княжестве которого они находились.
К концу XV в. более 80 городов (имперские
и некоторые епископские) получили политические
вольности и являлись самоуправляемым
единицами. Законодательная власть в городах
осуществлялась советом, состоявшим из
комиссий по отраслям городского хозяйства,
исполнительная власть – магистратом
во главе с одним или несколькими бургомистрами.
3 вопрос
В XIV в. отдельные княжества-государства
Германии трансформируются в сословно-представителъные
монархии, отличающиеся известным
многообразием форм.
В XV в. завершается оформление сословий.
Особенностью сословной структуры Германии
была раздробленность в масштабе всей
страны. Существовали: имперские сословия (в
империи) - имперские князья, имперские
рыцари и представители имперских городе; земские сословия (в княжествах)
– дворяне и духовенство княжеств и горожане
княжеских городов.
Духовенство разделилось на: высшее –
епископы, аббаты; низшее – сельские и
городские священники.
Наиболее важное значение приобрело дворянство,
осуществлявшее вотчинное управление,
которое получило большое распространение
путем передачи иммунитетных прав от курфюрста.
В германских городах образовались: городской верхушки, державшая
в своих руках все городские должности; бюргерство, оно состояло
из средней части населения городов, полноправных
мастеров и находилось в оппозиции к патрициату; городского плебса, также
занимавшего оппозицию по отношению к
патрициату; к нему относились подмастерья,
поденщики, неимущие горожан. В большинстве
государств сформировалось три замкнутые курии – духовенства, рыцарей
и горожан. Собрания этих земских чинов
внутри княжеств назывались ландтагами. По своей структуре они
больше напоминали сословно-представительные
учреждения Франции, чем рейхстаг. Однако
в большинстве случаев ландтаги не пользовались
решающим голосом при обсуждении региональных
и государственных дел. Их согласие требовалось
при решении финансовых вопросов, а в некоторых
германских государствах местные представительства
контролировали внешнюю политику, формировали
постоянные комитеты для рассмотрения
государственных дел, распределяли налоги,
назначали высших чиновников. Однако эти
полномочия лишь дополняли, но практически
не ограничивали власть местных государей,
придавая всем решениям территориальных
властителей легитимный характер. При
этом князья всегда могли получить нужное
решение по налогам при помощи двух сословий,
свободных от их уплаты, но принимавших
участие в расходовании полученных средств, — духовенства и рыцарства.
Высшая власть в Германии признавалась
за коллегией курфюрстов,
которые избирали императора и решали важнейшие
общегосударственные дела. Император
не располагал действенными общеимперскими
органами исполнительной власти и общеимперскими
финансами, у него не было постоянного
общеимперского войска, не существовало
общеимперского суда. С конца XV в. в Германии
помимо императора существовали еще два
общеимперских учреждения – рейхстаг и имперский суд. Рейхстагом стал именоваться
общеимперский съезд, который в XIV-XV вв.
в виде гофтагов в расширенном составе
созывался императором достаточно регулярно.
Организационно рейхстаг стал представлять
собой деятельность трех курий (коллегий):
1) курфюрстов; 2) князей, графов и иных крупных
феодалов; и 3) представителей имперских
и вольных городов. Созывался императором
два раза в год. Характер представительства
имперских сословий, или чинов, отличался
от классического представительства трех
сословий во Франции. Прежде всего, в рейхстаг
отсутствовали представители мелкого
дворянства, а также бюргерства не имперских
городов. Духовенство не образовало от
дельной курии и заседало в первой или
во второй коллегии, поскольку крупные
прелаты входили в состав княжеского слоя.
Коллегии заседали порознь, вместе собирались
иногда только курии курфюрстов и князей.
Таким образом, рейхстаг выступал как
орган не сословного а скорее территориально-политического
представительства курфюрсты представляли
интересы своих государств, князья – княжеств,
а бургомистры – имперских городов представительствовали
по должности. Компетенция рейхстага не
была точно определена, хотя постепенно
приобретала определенные рамки. Император
советовался с ним по военным, международным
и финансовым вопросам. Считалось, что
без согласия рейхстага нельзя объявлять
войну, устанавливать новые налоги, проводить
важнейшие военно-организационные мероприятия,
решать судебно-политические вопросы,
связанные с отдельными территориями
империи. Решения рейхстага имели, как
правило, рекомендательный характер и
при необходимости вводились и действие
специальным постановлением императора.
Был провозглашен «вечный земский мир»
запрещение частных войн, учрежден имперский верховный суд
по делам имперских подданных и подданных
княжеств, отделенный от королевской курии
и имевший постоянное место заседаний.
Члены суда назначались курфюрстами и
князьями (14 человек), городами (2 человека),
а председатель – императором. Империю
решено было разделить на 10 округов во
главе с особыми блюстителями порядка
из князей, которые должны были приводить
в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись
для этого воинские контингенты. Кроме
того, была введена особая подать на нужды
управления империей - «общеимперский
пфенниг». Однако значительная часть этих
мероприятий так и не была проведена в
жизнь. Слабость центрального аппарата
нашла отражение и в принципах создания армии империи. Постоянного
войска не было, а военные контингенты
в случае нужды поставлялись имперскими
чинами по особым решениям. С XV в. основой
имперской и княжеских армий становятся
отряды наемников. Вместе с тем решениями
рейхстага произвольная вербовка солдат
в имперскую армию без согласия князей
была запрещена. Наемные армии утвердились
но всех немецких землях, будучи олицетворением
полной политической раздробленности.
Таким образом, отсутствие профессиональной
бюрократии, постоянного войска, достаточных
материальных средств в имперской казне
приводило к тому, что центральные учреждения
не могли добиться выполнения своих решений.
До конца XVIII в. политический строй империи
сохранял видимость сословной монархии,
прикрывавшей многовластие курфюрстов,
при своеобразной конфедеративной форме
государственного единства.
4 вопрос
| |||||||||||||||||||||||||||||
В XVI—XVIII вв., после религиозных
войн, когда количество Бранденбургско-Прусское государство было создано в начале XVII в. на землях бывшего Тевтонского ордена, колонизаторская деятельность и идеология которого заложили начала великопрусского милитаризма в Германии. Окончательное оформление этого государства произошло в 1701 году, когда бранденбургский курфюрст добился титула короля Пруссии. | |||||||||||||||||||||||||||||
Глава государства – король Пруссии – входил в имперскую коллегию курфюрстов. Высшим органом государственного управления был Тайный совет при короле. Ему подчинялись первоначально три директории: финансовая, военных дел и королевских доменов. Особое значение приобрела директория военных дел, которая ведала организацией и вооружением созданной в 1655 году постоянной армии. Прусская армия была одной из самых больших в Европе и славилась своей муштрой и палочной дисциплиной. Основными тенденциями развития государственного строя Пруссии в XVIII в. стали дальнейшая централизация и милитаризация государственного аппарата, возвышение военно-управленческих органов над гражданскими. Значительная часть полномочий Тайного совета переходит к генеральному военному комиссариату. Происходит слияние всех директорий в единый военно-финансовый орган во главе с президентом-королем. На местах земские советники (ландраты), назначавшиеся королём по рекомендации дворянских собраний, подпадают под жесткий контроль центральной власти и наделяются широкими военно-полицейскими полномочиями. Ликвидируется городское самоуправление. Городские советы были заменены коллегиями магистратов, назначавшихся королем. На весь государственный аппарат были распространены воинские звания, военная субординация и дисциплина. По своему политическому режиму
Прусская монархия может быть охарактеризована
как военно-полицейское |
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональной страной. В Австрии господствовало католическое вероисповедание. С XV в. короли Австрии становились германскими императорами и Австрия считалась их домениальным владением. Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим органом власти и управления вместе с монархом был Тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, которая стала постоянным учреждением (с начала XVIII в.). Военными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 году с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет. Во главе провинций Во второй половине XVIII в. в Пруссии и Австрии проводилась политика так называемого просвещенного абсолютизма. Были предприняты определенные буржуазные преобразования, рекламируемые как плод содружества государей с французскими просветителями. |
5 вопрос
Германское государство, сложившееся
в X—XII вв., обладало относительным административным
и политическим единством. Поэтому
отличительной чертой германского
права выделяется сохранение правового партиляризма.
В период расцвета империи ее единство
обеспечивалось правовой политикой императоров.
Другой особенностью права Германии можно
считать раннее формирование императорского
законодательства. |
|