Возникновение государства в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:37, контрольная работа

Краткое описание

История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. - падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Содержание

Введение
Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.
1.1. Развитие древнего государства.
1.2. Реформы Сервия Туллия.
Глава II. Становление Римской Республики.
Глава III. Падение республики и переход к империи.
Глава IV. Римская империя.
4.1. Общественный и государственный строй.
4.2. Принципат.
4.3. Доминат.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение государства в Древнем Риме.docx

— 45.98 Кб (Скачать файл)

Возникновение государства  в Древнем Риме

 

 

План

 

Введение

 

Глава I. Возникновение государства  в Древнем Риме.

 

1.1. Развитие древнего государства.

 

1.2. Реформы Сервия Туллия.

 

Глава II. Становление Римской  Республики.

 

Глава III. Падение республики и переход к империи.

 

Глава IV. Римская империя.

 

4.1. Общественный и государственный  строй.

 

4.2. Принципат.

 

4.3. Доминат.

 

Заключение

 

Список использованной литературы.

 

Введение.

 

История древнего Рима - последний  этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в  н.э. (476 г.н.э. - падение Западной Римской  империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления  раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в  н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре  в сильнейшую италийскую и затем  средиземноморскую державу. Для  Ш в н.э. характерно наступление  экономического, социального, политического  кризиса Римского государства, который  в 1V-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

 

Литературные данные о  возникновении Рима легендарны и  противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много  разногласий как по вопросу о  времени основания города Рима, так  и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: основателем  Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.

 

Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного  развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет  особый интерес. Ведущие проблемы курса  древней истории (определение своеобразия  экономического развития рабовладельческого общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм рабовладельческих  государств) получили наиболее четкое оформление и завершенность в  римское время Черниловский З.М. «Всеобщая история государства  и права», М.: - «Юристъ», 1996., С. 67

 

.

 

История цивилизации, как  известно, начинается с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень  связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося  на юге Европы в бассейне Среди-земного  моря. Своего апогея и наибольшего  динамизма античная цивилизация  достигает в I тысячелетии до н.э. -- в начале I тыся-челетия н.э. Именно к этому времени относятся  впечатляющие ус-пехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человече-ство обязано  многими шедеврами литературы и  искусства, дости-жениями науки, права  и философии, уникальными образцами  демократи-ческой государственности.

 

Глава I. Возникновение государства  в Древнем Риме.

 

1.1. Развитие древнего государства.

 

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает  с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у  племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских  родов назывались патрициями.

 

Развитие скотоводства и  земледелия повлекло за собой появление  частной собственности. Возникает  и рабство, источниками которого ста-новятся войны, а вместе с  тем и зачатки классового деления  общества.

 

В родах выделяются богатые  аристократические семьи. К ним  переходят лучшие земельные участ-ки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую  долю военной добычи. Вместе с тем  появля-ется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, от-пущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограни-ченными  в правах, они находились под покровительством патро-нов из патрициев, за что, в  свою очередь, должны были оказывать  им имущественные и личные услуги.

 

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатиче-ские условия, выгодное с точки зрения обмена и  торговли геогра-фическое положение  и войны привлекали в Рим все  возрастающее пришлое население  из соседних племен. Они не входили  в рим-скую общину Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш-I вв. до н.э. - М., 1977., С. 39.

 

Оказавшееся вне рим-ской родовой общины пришлое население  получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и  личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной  части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами об-щины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

 

Во главе римской общины стоял выборный вождь -- реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились  главным образом к военным, жреческим  и судебным.

 

Органом управления был совет  старейшин родов -- сенат. Общие вопросы  рассматривались на народном собрании. Однако его реше-ния могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний  мог изда-вать общеобязательные постановления.

 

В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили  в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших  и 10 конных) и имела один голос.

 

Военизированный характер римской  родовой организации по-зволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый  характер. Но в Риме развивались  процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи -- богатые ремесленники и  торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике  Рима. Вместе с тем увеличивается  число плебеев-бедняков, многие из которых  становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плеб-са в условиях возрастающей численности  рабов становится еще более опасной  для римской общины силой Сизиков  М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997., С. 113

 

.

 

Положение осложнялось и  тем, что римляне были вынужде-ны привлекать плебеев к участию  в военных походах. Развиваю-щееся  несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение  в правах с членами ослабленной  внут-ренними противоречиями римской  родовой общины, представлен-ной  ее ведущей силой -- патрициями. Она  закончилась победой, разрушившей  замкнутую римскую родовую организацию  и рас-чистившей тем самым путь к образованию государства.

 

Таким образом, возникновение  государства в Древнем Риме было результатом общих процессов  разложения первобытнооб-щинного строя, порожденных развитием частной  собственности, имущественной и  классовой дифференциации. Но эти  процессы были ускорены борьбой плебеев  за равноправие с членами рим-ской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.

 

Победа пле-беев и возникновение  государства в Древнем Риме связывают  с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.

 

1.2. Реформы Сервия Туллия.

 

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации  Рима имущественный и территориальный  принципы. Все свободное население  Рима -- и члены римских родов, и плебеи -- было разделено на имущественные  разряды. В основу деления был  положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входи-ли в первый разряд, тремя четвертями надела -- во второй и т.д. Кроме того, из первого  разряда была выделена особая группа гра-ждан -- всадники, а безземельные -- пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

 

Каждый разряд выставлял  определенное число вооруженных  мужчин, из которых формировались  центурии -- сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1--3 разряды -- тяжеловооружен-ной  пехоты, 4--5 разряды -- легковооруженной пехоты. Пролета-рии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число  цен-турий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда  составляли больше половины всех центурий Струве В.В. Хрестоматия по истории  древнего мира. - М., 1975., С. 182.

 

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центу-рии  стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные коми-ции), где каждая центурия имела один голос  и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого  разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение  народного собрания по центуриям  получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

 

Вторая часть реформ -- деление свободного населения по тер-риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских терри-ториальных округов, за которыми сохранили старое название пле-мен -- трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся  ее старосте. Он же собирал с них  налоги. Не-сколько позднее по территориальным  трибам также стали созы-ваться свои собрания (трибутные комиции), в которых  каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепен-ной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли  одинаковые обязанности, свидетельствовало  о появ-лении в организации  общественной власти в Риме территориаль-ного, а не кровнородственного принципа ее действия.

 

Реформы Сервия Туллия, таким  образом, завершили процесс ломки  основ родового строя, заменив его  новым социально-полити-ческим устройством, основанным на территориальном делении  и имущественных различиях. Включив  плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном на-родных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало  формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных  про-летариев.

 

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важ-нейшему  этапу процесса образования государства, но не заверши-ли его. Этот процесс развивался как путем трансформации орга-нов  власти, унаследованных от родовой  организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между  патрициями и плебеями. Ре-формы  Сервия Туллия допустили плебеев  к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социаль-ных их ограничений. Последующие  два века в истории Рима ха-рактеризуются  продолжением борьбы плебеев за уравнение  в пра-вах с патрициями.

 

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые  по сохранившейся традиции были пат-рициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского  трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебея-ми в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto -- правом запрещать  исполнение распо-ряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев -- издание  в 451--450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов  произвольно толковать нормы  обычного права. Эти законы свидетельствуют  о почти полном уравнении плебеев  с пат-рициями в гражданских  правах -- само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению  текста Законов, упоминается в них  только один раз в связи с сохранением  запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен  по Закону Канулея.

 

Второй этап относится  к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных  должностей. В 367 году до н.э. Законом  Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных  лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364--337 гг. до н.э. им было предоставле-но право на занятие  и остальных государственных  должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консо-лидации  плебеев и патрициев.

 

Завершением борьбы плебеев  за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения  плебей-ских собраний по трибам стали  распространяться не только на плебеев  и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

 

Глава II. Становление Римской  Республики.

 

В 509 году до н.э. в Риме после  изгна-ния последнего (седьмого) рекса  Тарквиния Гордого установился  республиканский строй. Период республики -- период интенсив-ного восходящего  развития производства, приведшего к  значитель-ным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении пра-вового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неук-лонно расширявшие границы Римского государства, превращав-шие его в могущественную мировую державу.

 

Основным социальным делением в Риме стало деление на сво-бодных и рабов. Единство свободных граждан  Рима (квиритов) не-которое время  поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность  на землю стано-вилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным  собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собствен-ность  Сизиков М.И. «История государства  и права». М.: - «Юридическая литература», 1997., С. 72

 

.

 

В период республики организация  власти была достаточно проста и некоторое  время отвечала усло-виям, какие  были в Риме ко времени возникновения  государства. На протяжении последующих  пяти веков существования респуб-лики размеры государства значительно  увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж-нему находившихся в Риме и  осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое по-ложение снижало  эффективность управления и стало  со временем одной из причин падения  республиканского строя.

 

В Рим-ской республике сочетались аристократические и демократиче-ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи-вавших привилегированное  положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в  полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими  являлись народные собрания, сенат  и магистратуры. Хотя народные собрания счита-лись органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно  управ-ляли государством. Это делали сенат и магистраты -- органы ре-альной власти нобилитета.

Информация о работе Возникновение государства в Древнем Риме