Вопросы по Петру Первому, его жизни и правлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:30, тест

Краткое описание

Когда в России наступил 18 век? Какой век был до этого?
Почему Петра называют Первым, а его отца так никто никогда не называл?
Кто первым начал Северную войну? Из-за чего ее начали?
Почему после Нарвы Карл XII не пошел на Москву?
Кем чувствовал себя Карл XII перед Полтавой — победителем или побежденным?
Петр I называл сражение при Лесной "матерью Полтавской баталии". Какие основания были для этого?
Почему Северная война после Полтавы продолжалась еще 12 лет? Можно ли было сократить этот срок? Дайте соответствующий совет Петру.
Почему в войнах с Турцией Петр был не так удачлив, как в войне со Швецией?
Какую роль сыграл русский флот на завершающем этапе Северной войны?
10.Перечислите те европейские государства, в которых бывал Петр. Зачем он туда ездил?
11.Чему Петр хотел научиться в Европе в 1696 году и чему он сумел там научиться?
12.Чему Петр не захотел (или не сумел) научиться у голландцев?
13.Какими ремеслами владел Петр?
14.Какие иностранные языки знал Петр?
15. Кто был более прав в борьбе за власть — Петр или Софья?
16. Какие из реформ Петра были бы проведены Софьей и без него, а какие не были бы?
17.Чем объясняется пренебрежительное отношение Петра I к православной церкви? Верил ли Петр в Бога?
18.Понимал ли Петр, что его культурная реформа на века раскалывает русский народ, чего прежде не бывало? Считал ли он это неизбежным злом, или, наоборот, благом?
19.Почему Петр не учел отрицательный опыт реформы Никона и не помирился с раскольниками?
20.Кто, когда и по какому поводу сложил пословицу: "Кто курит табаки, тот хуже собаки"?
21.Чем отличались иностранцы, приезжавшие в Россию при Петре, от тех, кто приезжал при Иване III?
22.Говорят, что иностранные мастера, приезжавшие в Россию при Петре I, были "худшего качества", чем мастера времен Ивана III. Верно ли это? Почему так говорят?
23.Какие новые отрасли промышленности появились в России при Петре I?
24.Какие новые города были основаны в России при Петре I?
25.Перечислите современников Петра I — правителей Западной Европы.
26.Перечислите "птенцов гнезда Петрова". Кто из них чем прославился?
27.Говорят, что А.Д. Меншиков — единственный, кто получил от Петра I княжеский титул. Так ли это?
28.Почему Петр I, не удовлетворенный своим учением в Голландии, поехал еще и в Англию?

29.Какие задачи, по замыслу Петра, должна была решать Российская Академия наук? Кто был инициатором создания академии?
30.Перечислите новые учебные заведения, возникшие в России при Петре I.
31.Говорят, что Петр создал второй русский университет, а Ломоносов — третий. Так ли это? Чем различались программы этих университетов?
32.Говорят, что за время правления Петра территория России увеличилась, но ее население уменьшилось. Как это могло случиться?
33.Почему Петр I не оставил после себя хорошего преемника? Кто мог бы стать его достойным преемником? Как следовало бы, по вашему мнению, Петру организовать престолонаследие в России?
34.Какие новые слова появились в русском языке при Петре I?
35.Какие европейские ученые были современниками Петра I? Кто из них был связан с Россией?
36.Говорят, что Эйлер и Ломоносов никогда не встречались. Почему?
37.Первыми русскими учеными 18 века называют В. Н. Татищева и М. В. Ломоносова. У кого они учились? Перечислите важнейшие научные достижения Ломоносова и Татищева.
38.Перечислите научные открытия Эйлера.
39.Почему молодой Эйлер приехал в Россию? Почему позднее он надолго уехал, но потом вернулся?
40.В тексте "Мольба" выражено отношение русского старообрядца к реформам Петра. С какими из этих мнений можно согласиться, а какие можно оспорить?

Вложенные файлы: 1 файл

zadachi_po_istorii_tema_epoha_petra_i_-_kopia.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)
  1. Когда в России наступил 18 век? Какой век был до этого?
  2. Почему Петра называют Первым, а его отца так никто никогда не называл?
  3. Кто первым начал Северную войну? Из-за чего ее начали?
  4. Почему после Нарвы Карл XII не пошел на Москву?
  5. Кем чувствовал себя Карл XII перед Полтавой — победителем или побежденным?
  6. Петр I называл сражение при Лесной "матерью Полтавской баталии". Какие основания были для этого?
  7. Почему Северная война после Полтавы продолжалась еще 12 лет? Можно ли было сократить этот срок? Дайте соответствующий совет Петру.
  8. Почему в войнах с Турцией Петр был не так удачлив, как в войне со Швецией?
  9. Какую роль сыграл русский флот на завершающем этапе Северной войны?

10.Перечислите те европейские государства, в которых бывал Петр. Зачем он туда ездил?

11.Чему Петр хотел научиться в Европе в 1696 году и чему он сумел  там научиться?

12.Чему Петр не захотел (или  не сумел) научиться у голландцев?

13.Какими ремеслами владел Петр?

14.Какие иностранные языки знал Петр?

15. Кто был более прав в борьбе за власть — Петр или Софья?

16. Какие из реформ Петра были бы проведены Софьей и без него, а какие не были бы?

17.Чем объясняется пренебрежительное отношение Петра I к православной церкви? Верил ли Петр в Бога?

18.Понимал ли Петр, что  его культурная реформа на  века раскалывает русский народ, чего прежде не бывало? Считал ли он это неизбежным злом, или, наоборот, благом?

19.Почему Петр не  учел отрицательный опыт реформы  Никона и не помирился с  раскольниками?

20.Кто, когда и по какому поводу сложил пословицу: "Кто курит табаки, тот хуже собаки"?

21.Чем отличались иностранцы, приезжавшие в Россию при Петре, от тех, кто приезжал при Иване III?

22.Говорят, что иностранные  мастера, приезжавшие в Россию  при Петре I, были "худшего качества", чем мастера времен Ивана III. Верно  ли это? Почему так говорят?

23.Какие новые отрасли  промышленности появились в России  при Петре I?

24.Какие новые города были основаны в России при Петре I?

25.Перечислите современников  Петра I — правителей Западной  Европы.

26.Перечислите "птенцов  гнезда Петрова". Кто из них чем прославился?

27.Говорят, что А.Д. Меншиков  — единственный, кто получил от  Петра I княжеский титул. Так ли  это?

28.Почему Петр I, не удовлетворенный  своим учением в Голландии, поехал  еще и в Англию?

 

29.Какие задачи, по замыслу  Петра, должна была решать Российская Академия наук? Кто был инициатором создания академии?

30.Перечислите новые  учебные заведения, возникшие в  России при Петре I.

31.Говорят, что Петр  создал второй русский университет, а Ломоносов — третий. Так ли  это? Чем различались программы этих университетов?

32.Говорят, что за время  правления Петра территория России  увеличилась, но ее население  уменьшилось. Как это могло случиться?

33.Почему Петр I не оставил  после себя хорошего преемника? Кто мог бы стать его достойным  преемником? Как следовало бы, по вашему мнению, Петру организовать престолонаследие в России?

34.Какие новые слова  появились в русском языке  при Петре I?

35.Какие европейские  ученые были современниками Петра I? Кто из них был связан с  Россией?

36.Говорят, что Эйлер и Ломоносов никогда не встречались. Почему?

37.Первыми русскими  учеными 18 века называют В. Н. Татищева  и М. В. Ломоносова. У кого они  учились? Перечислите важнейшие  научные достижения Ломоносова  и Татищева.

38.Перечислите научные  открытия Эйлера.

39.Почему молодой Эйлер приехал в Россию? Почему позднее он надолго уехал, но потом вернулся?

40.В тексте "Мольба" выражено отношение русского  старообрядца к реформам Петра. С какими из этих мнений  можно согласиться, а какие можно  оспорить?

  1. Петр I ввел новый календарь с 1 января 1700 г. До этого в России шел 7208-й год от Сотворения Мира — он начался 1 сентября 1699 г.
  2. Счет монархов по порядковым номерам — французское изобретение 16 века. Петр впервые ввел его в России, что вызвало бурю протестов. Прежде князей и царей именовали только по имени-отчеству.
  3. Северную войну начали противники Швеции — датский и польский короли, которые стремились вернуть себе земли, отвоеванные отцом Карла XII. Петр вступил в союз с ними, желая получить  выход к Балтийскому морю.
  4. Вторгаться в глубь России с небольшой армией (около 10 тысяч бойцов) было бы для Карла XII самоубийством: его бы окружили и уморили голодом и партизанскими атаками. Карл надеялся уничтожить лучшие части армии Петра в приграничных сражениях и быстро заключить победное перемирие.
  5. .Перед Полтавой Карл XII находился в тяжелом положении: побеждая почти в каждом бою, он не мог найти союзников в России и заключить приемлемый мир. К тому же у шведов кончались боеприпасы, а корпус генерала Лёвенгаупта с обозом пороха и ядер был перехвачен Меншиковым у деревни Лесной.
  6. Блестящую победу под Лесной, происшедшую за девять месяцев до сражения под Полтавой, Петр I впоследствии называл «матерью Полтавской баталии».
  7. В 1709 году при Полтаве Петр разгромил шведов на русской земле. Война за рубежом требовала от России больших расходов, а Карл не хотел признать себя побежденным, пока был жив.
  8. К 1709 году русская армия не уступала шведской в подвижности. Но в степи турецкая конница отрезала русскую пехоту от провианта и боеприпасов, так что Петр у Прута оказался против турок почти в таком же положении, в каком Карл оказался под Полтавой.
  9. Правители Швеции даже после гибели Карла XII (1718 г.) не хотели заключать мир с Россией, считая себя неуязвимыми в своей стране. Тогда русский флот начал регулярные набеги на Швецию, разрушая прибрежные города и военные заводы.

10.Петр побывал в Голландии и Англии (он обучался там кораблестроению), позднее — во Франции, Германии и Польше (ради заключения военных союзов и для переговоров об импорте в Россию европейской техники и мастеров, а также для лечения).

11,12. Петр рассчитывал не только приобрести знания в технической области, но и познакомиться с европейской системой государственного управления. Однако оказалось, что успешно управлять "по-европейски" можно только народом с европейской муниципальной культурой. Пока Россия не нажила ее, управление оставалось полуварварским.

13.Всего Петр освоил около 15 профессий, в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.

14.Петр говорил  по-голландски и  по-немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного — татарский и английский, читал по-латыни. Правда, с грамматикой (всех языков) у Петра дело

обстояло неважно.

15.Видимо, в этом споре не было правого и виноватого — была конкуренция двух способов освоения европейской культуры: ускоренно-административного и инерционного. В военных условиях верх взял "быстрый" способ Петра.

16.Софья, несомненно, провела бы такую же военную реформу (но медленнее), не так торопилась бы со строительством большого флота, оставила бы систему приказов без больших изменений, но также посылала бы русских юношей учиться за границу (вероятно, в Польшу и Францию вместо Германии и Голландии).

17.Петр верил в Бога (как почти все его соотечественники), но считал, что он (как царь) может воспринимать Божью волю сам, без посредства церковников. Это "лютеранское" мировоззрение Петра и многих его соратников помешало им сплотить весь русский народ вокруг их общего дела.

18.Этого Петр не мог понять; он был волюнтаристом и считал, что лидер может навязать толпе не только направление эволюции, но и ее темп. Это было грубым заблуждением.

19.Петр считал главной ошибкой Никона то, что этот церковник попытался управлять государством. Но Петр рассуждал так: что не  удалось   "диковатому"   патриарху,  удастся   просвещенному царю.

20.Видимо, это памятник пропаганды раскольников против сторонников Петра и всех "западников" в России.

21,22.При Иване III в Европе шло Возрождение, так что было много мастеров на все руки, готовых учиться всему новому и учить этому всех способных. При Петре положение изменилось: мастера на все руки остались только в науке (Ньютон, Лейбниц). Это — одна из причин, ограничивших успехи Петра.

23.Оформились кораблестроение и вспомогательные отрасли по обработке железа, пеньки, тканей; резко улучшились картографическая служба и геологическая разведка; полностью обновилась военная промышленность. Главная новинка в организации — вытеснение малых мастерских государственными мануфактурами и первыми фабриками (с использованием водяной энергии).

24.Санкт-Петербург, Шлиссельбург (обновлен), Кронштадт, Петрозаводск (в Карелии), Днепропетровск.

25.Людовик XIV и Людовик XV во Франции, Вильгельм III и королева Анна в Англии, Август II Сильный в Польше, Карл XII в Швеции.

26.Александр Меншиков, изобретатель А. К. Нартов, фельдмаршал М. М. Голицын, канцлер Г. И. Головкин, генерал-прокурор Сената П. И. Ягужинский, кабинет-секретарь А. В. Макаров, географ

и историк В. Н. Татищев, экономист Василий Кириллов, дипломат Я. Ф. Долгоруков, военный инженер А. П. Ганнибал, мореплаватель А. И. Чириков, штурманы-землепроходцы А. Малыгин и С. Челюскин, преподаватель В. Адодуров.

27.Меншиков как ближайший соратник Петра получил от германского императора звание князя Римской империи. После этого Петру было неудобно не дать Меншикову титул российского

князя. Но вообще Петр не любил этот древний титул: ему казалось, что он восхваляет старину. Петр предпочитал нарекать своих выдвиженцев графами.

28.Петр пришел к выводу, что голландцы отлично строят корабли привычного типа "по шаблону", но не привыкли рассчитывать корабли новых типов до их постройки. Ради освоения этой науки Петр поехал в Англию.

29.Инициатором создания Академии наук в России был Лейбниц. Он видел, что "универсальные люди Возрождения" в Европе исчезли. Если же Россия хочет заняться "возрождением" у себя, то надо начинать с науки, где еще сохранились люди такого типа. Первая задача Российской Академии — освоение своей природы (включая картографию, геологическую разведку и химическую промышленность) и европейской научной культуры (включая приглашение молодых даровитых математиков, механиков и других наследников "духа Фиораванти").

30.Славяно-греко-латинская академия (1687 г.),Навигацкая школа (в Москве, затем в Петербурге), Морской корпус и Горный корпус, первый университет и гимназия при Академии наук в Петербурге.

31. Первым университетом России можно считать Славяно-греко-латинскую академию в Москве (1687 г.), вторым — университет при Петербургской академии (по указу 1724 г.), третьим — Московский университет (1755 г.)- Второй и третий университеты отличались от первого естественно-научным уклоном.

32.Войны и государственные стройки Петровской эпохи уносили больше людей, чем их рождалось. При Петре были присоединены к России слабозаселенные окраины в Азии и совсем небольшие земли в Европе.

33.Занятый государственными делами и сам не получивший систематического образования, Петр не нашел времени на воспитание своего сына Алексея или подготовки другого наследника. Многие "птенцы гнезда Петрова" могли бы справиться с обязанностями царя, но народное мнение не могло признать право этих "худородных" на царский титул, а получить деловой навык власти (как Годунов при царе Федоре) они не успели.

34. Коллегия, граф, адмирал, генерал, капитан, лейтенант, мануфактура, перспектива, ассамблея, сенат, горизонт, армия, флот, циркуль, бомба, академия, гимназия.

35.Ньютон, Лейбниц, братья Якоб и Иоганн Бернулли, Даниил Бернулли, Леонард Эйлер. Двое последних работали в Петербургской академии, Лейбниц создал ее проект.

36.Когда Эйлер впервые приехал в Россию в 1727 году, он работал в Петербурге, а Ломоносов учился в Холмогорах и в Москве. Потом Ломоносов ненадолго попал в Петербург, но Эйлер не преподавал студентам. Вскоре Ломоносов был направлен на учебу в Германию, а когда он вернулся в Петербург (1741 г.), Эйлер уже уехал из России в Берлин. Когда Эйлер вернулся в Петербург (1766 г.),  Ломоносов уже умер.

37.Татищев учился естественным наукам в Европе (Петр отправил его туда среди прочих юношей), а потом исторической науке — по книгам и во время долгих переговоров со шведами о заключении Нйштадтского мира (на Аландских островах). Ломоносов получил в России "гимназическое"  образование, а завершил его в германских университетах. Татищев создал научную основу горного дела на Урале, составил новую природно-экономическую карту России и написал "Историю российскую с самых древних времен" (первую после компилятивного "Лицевого свода" времен Ивана Грозного). Ломоносов экспериментально обосновал молекулярную химию (закон сохранения веса веществ в химической реакции), планировал научное освоение Арктики, вел опыты с атмосферным электричеством, открыл атмосферу Венеры. Он также пробовал создать научную

грамматику и стилистику русского языка.

38.Эйлер открыл (вместе с Мопертюй) принцип экстремального действия, создал вариационное исчисление и теорию аналитических функций комплексного переменного, доказал первые теоремы топологии, создал первый курс теории корабля и первый учебник по теоретической механике, возродил теорию чисел (доказав первый вариант теоремы Ферма и первые свойства дзета-функции).

39.Молодой Эйлер приехал в Петербург потому, что в университетах Европы не хватало рабочих мест. Он уехал из России, когда мракобесие новых правителей вынудило уехать всех серьезных ученых и Эйлеру не с кем стало обсуждать свои научные поиски. Старый Эйлер вернулся в Россию по просьбе Екатерины II. Она предложила ему очень хорошие условия для работы, а в Берлине Фридрих II недооценивал талант Эйлера.


Информация о работе Вопросы по Петру Первому, его жизни и правлении