Воссоединение Украины с Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:16, реферат

Краткое описание

Сплоченность трудящихся масс Украины и России укрепилась в совместной борьбе против общих классовых врагов. Уже в крестьянской войне под предводительством Степана Разина участвовали также украинские крестьяне и казаки. Классовый гнет на освобожденной от власти панов части Украины в течение ближайших 100 лет был намного слабее, чем в Польше и даже в России; это сказывалось и на положении крестьянства и на общем социально-экономическом развитии страны. Магнатско-шляхетская феодальная анархия не разоряла больше народ. Воссоединение Украины с Россией содействовало также культурному общению двух братских народов.

Вложенные файлы: 1 файл

Воссоединение Украины с Россией.docx

— 154.63 Кб (Скачать файл)

 Воссоединение  Украины с Россией

Украинские земли  в первой половине XVII в. входили в  состав Полыни, Венгрии, Османской империи  и России, причем наибольшая часть  Украины — от Карпат до Полтавы  и от Чернигова до Каменец-Подольска — оставалась под властью Польши. Под ее же властью находилась и Белоруссия.

Украина под властью Речи Посполитой

Усиление феодальной эксплуатации в Речи Посполитой и рост политического влияния магнатства с особой силой проявились на украинских и белорусских землях. Путем насильственных захватов земель на Украине были созданы огромные латифундии таких магнатов, как Конецпольские, Потоцкие, Калиновские, Замойские и др. Так, Конецпольскому на одной Брацлавщине принадлежало 170 городов и местечек, 740 сел. Он же владел обширными землями на левобережье Днепра. Одновременно росло и крупное землевладение украинских феодалов, которые к этому времени приняли католическое вероисповедание и ополячились. К их числу принадлежали Вишневецкие, Кисели, Острожские и др. Князьям Вишневецким, например, принадлежала почти вся Полтавщина с 40 тыс. крестьянских и городских дворов, Адаму Киселю — огромные поместья на Правобережье и т. д.

Рост магнатского  и шляхетского землевладения  на Украине сопровождался дальнейшим увеличением крестьянских повинностей. В первой половине XVII в. размер барщины  украинских крестьян резко увеличился. Кроме выполнения барщинных повинностей, крестьяне были обязаны поставлять на панский двор хлеб, птицу, яйца. Шляхтичи и магнаты взимали с крестьян деньги и при оформлении брака  и при получении наследства. Крестьян принуждали молоть хлеб только на панской  мельнице, пользоваться только панской  кузницей и покупать водку и пиво исключительно в панской корчме. Особенно тяжелым было положение  крестьян в имениях, сдаваемых в  аренду купцам, ростовщикам или шляхтичам. Стремясь в кратчайший срок с лихвой возместить арендную плату, арендатор  хищнически эксплуатировал имение и  нередко начисто опустошал хозяйства  крестьян. Чтобы предотвратить бегство  крепостных, арендаторы часто высылали крестьян на работу в кандалах и  неделями не отпускали их из имений.

Жизнь и имущество  крестьянина находились в полном распоряжении феодала. Француз Боплан, проживший на Украине 17 лет, отмечал, что крестьяне там чрезвычайно бедны, они вынуждены отдавать своему пану все, что тот захочет; их положение хуже, чем положение галерных невольников. Шляхтичи и магнаты называли украинских крестьян «быдлом», т. е. скотом. За малейшее неповиновение крестьянин мог подвергнуться жестоким пыткам. Непокорных паны приказывали вешать и сажать на кол. Конецпольский предписывал своим подчиненным беспощадно расправляться с восставшими крестьянами: «...Вы должны карать их жен и детей, и дома их уничтожать, ибо лучше, чтобы на тех местах росла крапива, нежели размножались изменники его королевской милости и Речи Посполитой».

Почти в таком  же бесправном положении находились жители городов — мещане. Ни в  одном государстве Европы не было такого количества частновладельческих  городов, как в Польше. В Киевском и Брацлавском воеводствах более 80% городов и местечек принадлежало частным владельцам. Наиболее доходные промыслы в городах — винокурение, пивоварение, рудокопный, поташный и др. — составляли монополию короны и шляхты. Мещане не могли конкурировать с беспошлинной торговлей панов продуктами, скотом, кожей. Наравне с крестьянами они платили панам многочисленные подати со всех источников своих доходов. Слабая королевская власть не была в состоянии защитить горожан от произвола магнатов и шляхты.

Тяжелое положение  украинского народа усугублялось господствовавшей в стране феодальной анархией. Крестьяне  страдали не только от своих панов, но и от постоянных наездов «чужих»  феодалов. Непрекращавшаяся вооруженная борьба между отдельными шляхетскими группировками разоряла украинские села и города. Особенно прославился грабительскими набегами в 30—40-х годах XVII в. шляхтич Лащ. Современник писал о Лаще, что он «насильничал, убивал, отрезал уши и носы, уводил девушек и вдов и выдавал их замуж за своих негодяев, вместе с ним участвовавших в грабежах». Лаща 236 раз приговаривали к изгнанию и 37 раз к лишению чести, но покровительство магната Конецпольского обеспечивало ему полную безнаказанность. Демонстрируя эту безнаказанность, Лащ однажды появился в королевском дворце в шубе, подшитой судебными приговорами.

Феодальная эксплуатация украинского народа усиливалась  национальным и религиозным гнетом. В некоторых крупных городах, например во Львове, украинцам был  закрыт доступ в цехи, их ограничивали в торговле, лишали права участвовать  в городском суде и самоуправлении, строить дома в центре города и  т. п. Официальным языком на Украине  был польский. Паны грубо попирали местные обычаи.

В своем наступлении  на украинский и белорусский народы польские феодалы опирались на воинствующие католические круги. Католическое духовенство  во главе с папой не только поддерживало, но и вдохновляло политику ассимиляции  и окатоличивания украинского и белорусского народов. Одной из важнейших задач политики папства и господствующего класса Речи Посполитой было насаждение католицизма среди украинского и белорусского населения. С этой целью была введена уния православной и католической церквей. Униатская церковь получала право отправлять церковную службу на славянском языке, но признавала главой церкви папу и принимала католические догматы, становясь в подчиненное отношение к римской церкви. Поэтому уния православной и католической церквей, провозглашенная на Брестском соборе 1596 г., стала средством порабощения украинского и белорусского народов польскими феодалами. Украинцам в городах чинили препятствия в отправлении православных религиозных обрядов, запрещали строить православные церкви, заставляли все население вносить десятину на содержание ксендзов и костелов.

Постоянной угрозой  для украинского народа были грабительские  вторжения татарских отрядов. Крымские татары из года в год совершали  набеги на Украину, опустошая ее села и города. Полные драматизма сцены  разыгрывались на невольничьих базарах  Стамбула и других турецких городов, где продавался «ясырь» — пленные, захваченные хищными кочевниками  во время их набегов на окраины  России и Украины.

Речь Посполитая слабо охраняла южные границы государства и не умела организовать настоящего отпора татаро-турецкой агрессии. В то время как южные границы России были защищены укрепленными чертами с острожками и наблюдательными пунктами, украинские земли оставались почти открытыми для нападения кочевников.

Господство польских панов и непрекращающиеся нападения  турецко-татарских полчищ угрожали самому существованию украинского народа, тормозили рост производительных сил страны, создавали смертельную опасность для украинской культуры.

Политика социального  и национально-религиозного угнетения  населения Украины, проводимая польскими  магнатами и шляхтой, встречала  решительный отпор со стороны  украинских крестьян, мещан и казаков. Борьба украинского народа против социального  гнета проявлялась в отказе от выполнения повинностей, поджоге панских  поместий, массовом бегстве на земли  Южцой Киевщины, Брацлавщингл и Подолии, а также в низовье Днепра.

Оседавшее здесь  население — в основном это  были украинцы, но сюда прибывали также  белорусы, русские, поляки, литовцы  — выступало против польских магнатов, католической церкви и боролось против татарских набегов. В условиях этой борьбы еще в начале XVI в. стало  складываться украинское казачество, а в середине XVI в. на днепровских  островах, расположенных ниже порогов, возникла Запорожская Сечь. Уже в конце XVI в. и особенно в первой половине XVII в. Сечь фактически не признавала власти Польши. На Сечь ориентировалось не только население Поднепровья, но и все слои и группы украинского общества, страдавшие от классового и национального гнета. Сечь поддерживала постоянные связи с Россией, с донскими казаками, нередко организовывала вопреки воле польского правительства военные походы против Крымского ханства и Турции.

В социальном отношении  казачество не было однородным. Его  верхушку составляли старшие казаки, или старшина. Они владели землей на Киевщине, Брацлавщине, Полтавщине, эксплуатировали бедных казаков и крестьян, занимались ростовщичеством. Старшие казаки обычно выбирались на командные должности, причем, используя свое влияние, они добивались переизбрания. Из среды этих казаков выходило немало мелких и средних украинских шляхтичей. Подавляющая масса казачества, не занесенная в особый список (реестр) и все время пополнявшаяся беглыми крестьянами и горожанами, составляла наиболее активную силу в борьбе против феодально-крепостнического гнета.

В этой борьбе участвовали  также украинские города. В среде  городского населения возникали  особые братства, например в Киеве, Львове и других городах. Формально  эти братства являлись объединениями  церковно-просветительного характера, по существу же они играли роль своего рода центров национально-освободительной борьбы. Братства имели свои типографии, издавали учебники и публицистические произведения, направленные против католицизма и унии. Таким образом, освободительное движение на Украине охватывало различные слои украинского народа, выливалось в самые разнообразные формы.

Сопротивление украинского  народа натиску польско-литовских  феодалов, а также наступлению  католической и униатской церкви усилилось в конце XVI и в первой половине XVII в., когда на Украине  одно за другим вспыхивали восстания  крестьян, казаков и мещан. Перевес  сил в этот период был на стороне  магнатско-шляхетской Речи Посполитой, которой удалось потопить народные восстания в крови. Однако, несмотря на жестокие расправы панов, борьба народных масс Украины не прекращалась. В 1648—1654 гг. она вылилась в широкую освободительную войну, возглавленную выдающимся государственным деятелем и полководцем Богданом Хмельницким.

 

 

Богдан  Хмельницкий

Богдан Хмельницкий  был широко известен украинскому  народу задолго до начала освободительной  войны. Для своего времени он был  образованным человеком, знал несколько  языков, был хорошо знаком с историей своего народа, а также с историей соседних народов. Выходец из мелкой украинской шляхты, Хмельницкий начиная с 20-х годов XVII в. принимал участие в походах против крымских татар и в освободительной борьбе украинского народа, в частности в крестьянско-казацких восстаниях 1637—1638 гг. Полный тревог и волнений жизненный путь Хмельницкого способствовал развитию в его характере таких черт, как воля, настойчивость, мужество и отвага. «В поведении, — писал венецианец Вимина, — он мягок и прост, и этим вызывает к себе любовь казаков, но, с другой стороны, он поддерживает среди них дисциплину суровыми карами». Паны знали о том, что Хмельницкий, по словам того же Вимины, «был последователем бунтовщиков Острянина и Гуни, участником дела, за которое сами предводители заплатили своими головами, а он избежал заслуженного наказания». Участие в этих восстаниях не прошло, однако, бесследно для Хмельницкого. В 1638 г. он был лишен должности войскового писаря и стал простым Чигиринским сотником.

 
Богдан Хмельницкий. Гравюра Гондиуса 1651 г.

Хорошо зная настроение украинского народа после поражения  восстаний 1637—1638 гг., Хмельницкий был  уверен в том, что национально-освободительная  борьба будет продолжаться. Об этом ярко свидетельствуют слова Хмельницкого, сказанные им гетману Конецпольскому в 1639 г. во время осмотра крепости Кодак, считавшейся оплотом польского господства над Украиной. Когда Конецпольский указал на Кодак, как на своего рода символ этого господства, Хмельницкий заявил: «Все созданное рукою, рукою же может быть разрушено».

Польские паны, напуганные недавними крестьянско-казацкими  восстаниями, с тревогой наблюдали  за деятельностью Хмельницкого. Еще  в эти годы польские власти неоднократно подсылали к нему убийц. Позже  он стал жертвой панского произвола: польский шляхтич Чаплинский во время отсутствия Хмельницкого разграбил его хутор Субботов, насмерть засек батогами его малолетнего сына и увез жену.

Террористические  действия шляхты ускорили осуществление  тех планов, которые давно вынашивались Хмельницким и которые отвечали чаяниям самых широких слоев  украинского народа. Когда чаша терпения переполнилась и народ поднялся на борьбу, Хмельницкий выступил в качестве организатора и предводителя его военных сил.

В конце 1647 г. Хмельницкий  во главе небольшого отряда направился в низовья Днепра. Пополняясь многочисленными  отрядами беглых крестьян и казаков, войско Хмельницкого быстро росло. Уже  в январе 1648 г. отряды Хмельницкого заставили капитулировать польский гарнизон, находившийся в районе Запорожской  Сечи. Вскоре Хмельницкий был провозглашен гетманом Войска Запорожского. Его  призывы к расширению борьбы против иноземного владычества находили широкую  поддержку у трудовых масс украинского  народа.

Победы  украинских войск у Желтых Вод, под  Корсунью и Пилявцами

Развертывание освободительной  борьбы украинского народа протекало  в очень сложных внешнеполитических условиях. Еще при разработке планов восстания Хмельницкий считал, что  единственного верного союзника украинский народ имеет в лице русского народа и что целью борьбы является воссоединение Украины  с Россией. Вместе с тем Хмельницкий  знал, что Россия не может оказать  ему военную поддержку и что  на первом этапе войны придется опираться  только на вооруженные силы украинского  народа. Стремясь обезопасить свой тыл от татаро-турецких набегов и  предотвратить по крайней мере на ближайшее время возможность сговора польских и крымских феодалов, Хмельницкий стал на путь переговоров с крымским ханом.

Соглашение с  Крымом, заключенное в начале 1648 г., имело не только военное, но и политическое значение. Хмельницкий прекрасно понимал, что крымский хан — ненадежный и временный союзник, заинтересованный лишь в военной добыче и в общем ослаблении всех своих северных соседей. Тем не менее он был вынужден и считал необходимым поддерживать союзные отношения с Крымом до тех пор, пока Русское государство не будет в состоянии оказать Украине прямую вооруженную помощь.

Между тем восстание  в Поднепровье разрасталось. В марте коронный гетман Николай Потоцкий доносил королю о том, что пламя там уже разгорелось, «что не было ни одной деревни, ни одного города, в котором не раздавались бы призывы к своеволию и где бы не замышляли на жизнь и имущество своих панов и арендаторов». В Польше хорошо понимали, что выступлением запорожского казачества дело не ограничится. Потоцкий с беспокойством отмечал, что Хмельницкий с запорожцами подняли восстание «в заговоре со всеми казацкими полками и всей Украиной». Польские магнаты и паны старались в зародыше подавить начинавшееся освободительное движение. Коронный гетман возглавил карательные войска, отправленные на Украину.

Информация о работе Воссоединение Украины с Россией