Восстановление Москвы после пожара 1812 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:53, реферат

Краткое описание

Большую роль в восстановлении Москвы после пожара 1812 года сыграл известный русский архитектор, участник войны Бове. Вернувшись из народного ополчения, он возглавил созданную тогда специальную комиссию для строений Москвы. Комиссия должна была вести работы по экстренному восстановлению города, его благоустройству и оказывать помощь населению в строительства жилых домов.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад восстановлению москвы после пожара 1812.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

                 ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОСКВЫ ПОСЛЕ ПОЖАРА 1812 ГОДА

 

Изменение в облике города. Восстановление промышленности и торговли.

Большую роль в восстановлении Москвы после пожара 1812 года сыграл известный русский архитектор, участник войны Бове. Вернувшись из народного ополчения, он возглавил созданную тогда специальную комиссию для строений Москвы. Комиссия должна была вести работы по экстренному восстановлению города, его благоустройству и оказывать помощь населению в строительства жилых домов. Новая застройка Москвы сохранила исторически сложившийся радиально-кольцевой принцип планировки, но улицы стали прямее. В 20-х годах 19 века был снесён ненужный уже земляной вал, а на его месте образовалась широкая улица вокруг центра города. Московские власти отдали часть освободившейся территории домовладельцам с условием, чтобы те устроили возле своих домов красивые садики с решётками. Такие садики появились в ряде мест вдоль бывшего земляного вала, и с тех пор улица носит название садовой, к которому добавляются другие названия, определяющие участки улицы: Садово-Триумфальная, Садово-Черно-грязевская и другие. Были ликвидированы земляные укрепления, построенные в начале 18 века вовремя северной войны: они прикрывали ворота Китай-города и Кремля. Их следы сохранились до наших дней в Александровском Саду возле Боровицкой башни. У древних крепостных стен были ликвидированы лавки, на месте заключённой в трубу Неглинной появился Александровский сад и Театральная площадь, на которой Бове построил в1824 году Большой театр. Многие пострадавшие дворцы и здания в районе Белого города отреставрировали и переделали, что в частности коснулось и здания Московского университета. Оно было перестроено архитектором Жилярди, который существенно изменил фасад здания. Возрождаясь из пепла, Москва стала выглядеть намного лучше, чем до войны, но многие москвичи вынуждены были по-прежнему ставить более дешёвые деревянные дома, что придавало городу провинциальный вид.

Быстро восстанавливалась и промышленность Москвы. В городе работали крупнейшие мануфактуры - Гучковых, Прохоровых и т.д. Это были в основном текстильные предприятия. Особенно быстро развивалось хлопчато-бумажное производство, на ко-тором раньше, чем на других, стало внедряться машинное оборудование. Сохраняла Москва и множество мелких ремесленных предприятий. Москва сохраняла значение главного торгового центра России. Сгоревший в дни войны гостиный двор был восстановлен, появилась и новая форма торговли - магазин, что позволяло увеличить ассортимент предлагаемых товаров. Больше всего магазинов было на Кузнецком мосту, Ильинке, Тверской и Никольской улицах. Вывески здесь были так густо, что сплошь покрывали стены домов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдающиеся здания Москвы, восстановленные или снесённые после пожара 1812 г.

 
 

 

  Отделка повреждений кремлевских стен и башен, порученная прежде Кремлевской экспедиции, с августа 1816 г. была возложена на Комиссию строения. Вел эти работы архитектор Ф. Соколов. 

  Водовзводная башня, взорванная  при отступлении французов до  основания, в 1817 г. была вновь выстроена О. И. Бове с некоторыми изменениями против старого плана.

Верх Никольской башни, разрушенный тогда же взрывом, сделан новым в 1817 г. по проекту О. И. Бове, несколько измененному архитектором Ф. Соколовым137. 3. На месте взорванных тогда же французами звонниц колокольни Ивана Великого архитектор Д. И. Жилярди построил в 1816 г. новые звонницы, почти тождественные старым.  
В 1817 г. был снесен обветшавший храм Николы Гостунского, стоявший на меже между Ивановской пл. и Спасской ул. В Китай-городе. На О. И. Бове еще 4 мая 1814 г. было возложено составление проектов и наблюдение за всеми казенными и общественными зданиями. Раньше ему поручены были составление проекта реконструкции Красной пл. и разработка фасадов Гостиного двора и Торговых рядов. Бове, в согласии с постановлением Комиссии строения при рассмотрении плана Гесте, сломал частично сгоревшие ряды вдоль рва на Красной пл., их выступы и части выступов Верхних рядов, закрывавшие с севера вид на храм Василия Блаженного, а также сломал лавки вокруг последнего. Верхним торговым рядам Бове придал новую архитектурную форму. Сохранив старые аркады, Бове украсил столбы парными колонками, на которые как бы опирались архивольты аркады. Вынужденный сохранить боковые выступы старого здания, Бове добавил в центре еще один больший по объему ризалит с приставным портиком мощных дорических колонн и воздвиг на нем плоский купол, еще более подчеркнувший центр здания и придавший ему торжественность и импозантность. Если, перерезав аркаду архитравом, Бове подчеркнул протяженность здания и объединил его, то композицией трех ризалитов он внес в него гармоническое членение. Характерно, что торговому помещению, поскольку оно находилось на главной, парадной площади города, приданы были черты общественного здания. Купол здания Торговых рядов как бы перекликался с куполом здания Сената, расположенного за кремлевской стеной. Реконструкция Торговых рядов была окончена в 1815 г.

 Здание Присутственных мест (на месте современного Исторического  музея), занятое в 1812 г. Городской думой.. Магистрата, Приказом общественного... призрения и другими учреждениями и пострадавшее от пожара 1812 г., было отделано лишь к 15 июля 1819г. Был снесен Воскресенский мост, соединявший Тверскую ул. с Красной пл., и пространство по сторонам этого моста было обращено в Воскресенскую пл., названную так по имени моста.  
Выходившее на нее из-за стены Китай-города здание Присутственных мест, имевшее прежде только лестницу со двора на стену Китай города, получило, теперь два парадных выхода на Воскресенскую пл. Фасад построен по проекту архитектора Дюбу. Построено здание архитектором И. И. Гейаеном еще в 1730-х годах. 

 
 В 1814 г. на Никольской ул. архитектором  А. Н. Бакаревым построено в «готическом» стиле здание Синодальной типографии, сохранившееся до наших дней.

 
Здание Синодальной типографии на Никольской улице в 1814 г.

8. Большим сооружением в центре города была постройка в 1817 г. «Экзерциргауза» (Манежа) на Моховой пл. Гесте. Строил его инженер Карбонье по проекту инженер-генерала Бетанкура, при участим главного архитектора строительства Ламони и инженер-поручика Кашперова — фактического производителя работ. С постройкой спешили, так как осенью 1817 г. ожидался приезд в Москву Александра I и смотр войск в Манеже. Начались работы весной 1817 г. и закончились в ноябре того же года.  
Никакой внешней отделки здания сперва не было. Знаменитая крыша на деревянных стропилах, сделанная по проекту Бетанкура, скоро начала оседать, почему в 1819 г. Бетанкур подал ходатайство о ее перестройке. 24 февраля 1820 г.. Александр I разрешил перестройку, но она совершена была лишь в 1823—1824 гг. Для осмотра работ был назначен в 1824 г. О. И. Бове. Ему же в этом году было поручено украшение Манежа внутри и извне. В 1825 г. он представил генерал-губернатору Москвы Д. В. Голицыну соответствующие рисунки, которые были тем утверждены. Манеж отделан был полностью в 1825 г., а в январе 1827 г. передан для эксплуатации в ведение Кремлевской экспедиции. 

В 1821—1825 гг. произошла застройка Петровской (Театральной) пл. Как указано выше, она была окончательно спроектирована архитектором О. И. Бове, и этот проект был утвержден Александром I в 1821 г. Центральным на площади было здание Петровского (Большого) театра. Гораздо больший по объему, чем сгоревший в 1805 г. театр Медокса, Петровский театр занимал не только его место, но и значительно выступал вперед. Ось его была направлена с севера на юг, тогда как прежде с запада на восток. (Строил театр О. И. Боне по проекту академика А. Михайлова-второго в 1821—1824 гг. Театр был перестроен архитектором Кавосом в 1856 г. после большого пожара театра в 1853 г. В таком виде здание сохранилось до наших дней.

 
Старое здание университета, построенное архитектором М. Ф. Казаковым.

 
По западной и восточной сторонам площади, составляя как бы рамку для Петровского театра, были запроектированы четыре одинаковых двухэтажных здания, с трехэтажными ризалитами на линии Охотный ряд — Театральный пр. В нижних этажах, вместо окон, первоначально проектировались аркады, за которыми шли галереи, как бы расширявшие площадь.  

 
До 1838—1839 гг. оставался незастроенным участок, на котором теперь гостиница «Метрополь». В 1838 г. он был приобретен купцом Челышевым, который построил здесь дом, аналогичный трем вышеуказанным. Во дворе этого дома были помещены знаменитые впоследствии Челышевские бани. Все эти дома уже в 1840-х годах имели в нижних этажах, вместо открытых аркад, окна. Во второй половине XIX— начале XX века все эти здания, кроме здания Малого театра, были перестроены до неузнаваемости, а здание «Метрополя» построено заново с использованием лишь старых наружных стен.

 
 Для университетской типографии  еще в 1811 г. был приобретен у  Власова дом на углу Большой  Дмитровки и Страстного бульв. Ввиду его ветхости он был  в 1816 г. заново перестроен архитектором  Ф. Бужинским. В 1818 г. к нему был прикуплен у Талызиной соседний, столь же ветхий, дом по Большой Дмитровке. В 1818—1821 гг. он также был перестроен по проекту архитекторов Н. Соболевского и Д. Григорьева. Первый из этих домов сохранился до наших дней. 17. В 1823 г. на Тверской пл. был построен «Тверской частный дом» (полицейская часть) с пожарной каланчой, пожарными сараями во дворе и гауптвахтой в первом этаже.

 
Тверская полицейская часть с гауптвахтой и пожарным депо, построенные архитектором О. И. Бове в 1823 г.

Здание сохранялось до 1923 г

Нами уже отмечалось, что в 1812 г. погорел внутри великолепный Колонный зал Благородного Российского собрания дворянского клуба (ныне Дом союзов). Ростопчин сообщил об этом царю, и Александр I пожертвовал на восстановление зала 150 тыс. руб., заимствовав их из капитала в 5 млн. руб. Ремонт дома производился в 1814 г. по проекту архитектора А. Бакарева.

Такова картина застройки Москвы около 1825 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Сайт http://www.protown.ru/russia/city/articles/4630.html

 


Информация о работе Восстановление Москвы после пожара 1812 года