Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:27, контрольная работа
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своей Родины, свои корни. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него нет своего будущего. Важнейшими источниками истории России являются летописи.
История
всегда вызывала огромный
Исходной позицией
для последовательного
Славяне относились
к третьей по численности
Исторические судьбы восточной Европы (в том числе Причерноморья как ее части) решались в черноземных степях, занятых воинственными кочевниками, земли которых измерялись месяцами конного пути, и в лесостепных и лесных землях, откуда земледельческие племена славян повели наступление на кочевников и на рабовладельческие причерноморские города. Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I – II векам н. э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Римский писатель Тацид в I веке н. э. подробно описывает славян, начавших в то время играть заметную роль в международных событиях: «Венеды заимствовали многое из обычаев сараматов, ибо они простирают свои воинственные походы на все леса и горы, возвышающиеся между певкинами и феннами», то есть от места обитания северо – восточных народов. Еще не знавших железных стрел (фенны), до устьев Дуная, где в то время жили певкины и где проходила граница Римской империи. Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне р. Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II - \/ веках стали селиться на обширной территории от Западного Бугу до Днепра. Они жили общинно – родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. Кстати, устоявшееся мнение о примитивности экономической и общественной жизни наших предков в значительной степени опровергается результатам современных археологических исследований. Археологические материалы свидетельствуют о крупных изменениях, происшедших в славянском обществе в первые века нашей эры. Из всех славянских земель особенно выделялось Среднее Приднепровье, будущее ядро Киевской Руси. Здесь развивалась торговля (в землях славян найдено множество кладов римских монет II - I\/ вв. н. э., зарытых, вероятно во время набегов вражеских племен). Предполагаю, что часть монет служила славянам не только как сокровище, но и в качестве денег. Геродот, посетивший южнорусскую степь еще в \/ веке до нашей эры, писал о северных районах, где у «множества огромных рек» жили так называемые скифы – пахари, «которые сеют хлеб не для собственных нужд, а на продажу». Здесь развивалось плужное земледелие, скотоводство, ремесло. Кроме кузнечного дела, которое всегда первым отделяется от земледелия, появилось и гончарное производство.
Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития во II - I\/ вв. н. э. славянского общества, вполне подготовленного к появлению у него классовых отношений и государства. Может быть, где-то у славян в эти столетия и складывались рабовладельческие отношения, но в основной своей массе славяне находились на стадии родо – племенного быта. Основной ячейкой славянского общества являлась родовая община, перераставшая в это время на юге в общину соседскую, территориальную. Многочисленные славянские племена, занимавшие во II - \/ вв. н. э. обширные пространства Центральной и Восточной Европы, начинают играть все более значительную роль в общеевропейских событиях. К \/II - \/III векам славянские племена рассеялись по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории по Днепру и его притокам, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей они строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его. Во главе племенных союзов восточных славян стояли князья. Они имели дружинников, их окружала знать. Существовало еще и общеплеменное ополчение. В \/I – IX вв. славяне объединились в общности носившее уже не только родовой но и территориально-политический характер. Название таких общностей происходило либо от названия местности ( Поляне, Буряне ), либо от легендарных прародителей ( Радимичи, Вятичи ). Ильменские славяне – одно из восточнославянских племен – построили на реке Волхов город Славу ( впоследствии близ этого места возник Новгород Великий ) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.
3. Восточные славяне и соседи
Ранняя история восточных славян тесно связана с историей хазар, норманнов и византийцев. Хазары были ближайшими соседями полян на востоке. Кочевая орда хазар переселилась в Европу вслед за гуннами, аварами и болгарами. В отличие от других орд, прошедших через поволжские степи на запад, хазары потеснив болгар, осели в Поволжье. Образование Хазарского каганата в середине \/II в. Изменило лицо восточной Европы. Каганат на два столетия приостановил движение кочевых орд из Азии в Европу, что создало благоприятные условия для славянской колонизации Восточной Европы. В IX в. хазары подчинили себе некоторые восточнославянские земли. Вятичи, северяне, поляне и радимичи обитавшие в непосредственной близости от границ Хазарии на Средней Волге Поднепровье, стали платить дань Каганату.
На Балтике и верхнем Поволжье ближайшими соседями были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С \/III века в станы Европы подверглись натиску со стороны «кочевников моря» - викингов. Период викингов завершил эпоху «великого переселения народов». Ранние славянские поселения не сулили норманнам богатой добычи ( Это мнение Р. Г. Скрынникова, трудно с ним согласиться, учитывая, что сами викинги называли славянские земли «Гардарикой» (страной городов), а средневековые города были следствием достаточно крупной местной и транзитной торговли). В Хазарию скандинавы попадали через Верхнюю Волгу. Великий путь «из варяг в греки» вел из моря Варяжского «в озеро великое Нево» ( Ладожское ), по рекам Волхов, Ловать через волоки на Днепр и в Понт Эвксинский (Черное море). По Черному морю викинги устремлялись к Константинополю. Проходя через земли славян, викинги захватывали пленных и продавали их в рабство.
Во II - \/ вв. только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производственных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии закономерно стала ядром древнерусского государства. В \/I – IX вв. пашенное земледелие, известное у антов, продвигается далеко в глубь лесной зоны. К концу рассматриваемого периода повсеместно развивалось ремесло. Выделялись специалисты – кузнецы, литейщики. Мастера золотых и серебряных дел, позднее – гончары. Создавались ремесленные поделки. Ремесленные мастерские концентрировались на городищах-погостах и в племенных «градах», становившихся зародышами феодальных городов. Исторически сложившееся различие между южной и северной частями русских земель постепенно стирались. Уровень ремесла и сельского хозяйства был таков, что допускал обработку земли силами отдельной семьи, родовая община становилась соседской.
На протяжении \/I –IX вв. продолжался интенсивный распад родоплеменных связей. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делало излишним существование прочно спаянных родовых коллективов. Началась распашка новых земель силами отдельных семей. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, а на основе общности хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную общину. Члены этой общины, индивидуально владея отдельными пашенными земельными участками, в то же время имели право пользоваться угодьями, принадлежавшими общине.
В пределах общины развивался институт частной собственности. С \/I в. вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечались оружие, кони и другое имущество. В результате походов на Византию славяне, по словам Иоана Эфесского, «разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих византийцев», особенно обогатилась племенная знать – князья и бояре. В некоторых Византийских источниках I\/ - \/I вв. имелись известия о племенных, уводимых в страну славян (антов), и о выкупе за них. Удачные походы укрепляли положение князей и боярства. Росла имущественная дифференциация как внутри родовых общин, так и внутри племен. Выделялась постоянная племенная дружина, члены которой отличались по экономическому и социальному положению от своих соплеменников.
Развитие
земледелия, отделение ремесла от
земледелия, рост имущественного
неравенства, развитие частной
собственности, усложнение
Культура славянских племен накануне образования древнерусского государства известна мало. Источником ее изучения является русский язык, который в то время был близок другим славянским языкам. Неисчерпаемая сокровищница народной мудрости – фольклор. Не сохранились произведения народной словесности, которые с достоверностью модно было отнести именно к рассматриваемому времени. Но анализ архаических черт фольклора восточных славян и сопоставление его с западно – и южнославянским материалом позволяют считать весьма древним целый ряд трудовых обрядовых песен, погребальных плачей, загадок, сказок, отразивших сложную систему взаимоотношений человека с силами природы. К далекой древности восходят многие детские и юношеские игры, развивавшие силу, ловкость и смелость.
Очень важную
роль в воспитании
Дошедшие
до нас образцы прикладного
искусства свидетельствуют о
своеобразии и
В \/II - \/III вв. возникла потребность в письменности. Славянские князья, находившиеся на византийской службе, начали использовать буквы греческого алфавита для передачи славянских слов. В середине IX в. Византийский миссионер Константин Философ (Кирилл) видел в городе Херсоне в Крыму богослужебную книгу, написанную «русъкыми писмены».
Существенной
чертой древнеславянской