Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:54, доклад
Теории происхождения славян. Взгляд на происхождения славян в современной науке. Племенные союзы восточных славян и их расселение. Хозяйственная деятельность. Процессы социальной дифференциации. Быт и верования. Верование: язычество. Соседи восточных славян.
Доклад на тему «Восточные славяне в древности»
Выполнила Кайгородова Дарья
Группа № 26Э115
Преподаватель: Плохотникова А.С.
Теории происхождения славян.
Миграционная
А) «Дунайская» или «балканская» миграционная теория.
Автор «Повести временных лет» («ПВЛ») – Нестор – первый, кто попытался ответить на вопрос откуда и как появились славяне. Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: чешских и польских хронистов XIII – XIV вв. Это мнение долго разделяли историки XVIII – нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что « история России началась с VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень озера в VII – VIII вв. Так В. О. Ключевский видит славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.
Б) «Скифо-сарматская» миграционная теория.
Впервые она зафиксирована Баварской
хроникой XIII в., а позднее воспринята
многими западноевропейскими
В) «Скифо-балтийская» миграционная теория.
В начале XX в. вариант близкий к «скифо-сарматской» теории предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия ре, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь раннее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то в берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.
Г) «Прибалтийская» миграционная теория.
Эта теория разработана крупным историком и языковедом А. А. Шахматовым. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя вендов ( от кельтов), продвинулись на нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы ( рубеж II – II вв.). Следовательно, здесь ( Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.
Существовали и существуют ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины». Это и «азиатская», это и «среднеевропейская» (по которой славяне и их предке оказывались пришельцами из германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии), и ряд других теорий.
Очевидно, что согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым населением на занимаемой ими территории (VI – VIII вв.), т. е. авторы этой теории не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности.
Автохтонная
Эта теория признавалась в советской историографии. Подобный взгляд был у чешских исследователей в 50-70–х годах, которые были последователями авторитетного ученого по славянству - Л. Нидерле.
Они считали, что славянство образовалось
на обширной территории, в состав которой
вошла не только территория современной
Польши, но так же значительная часть
современной Украины и
Взгляд на происхождения славян в современной науке.
В VI-VII вв., можно сказать, завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтническими племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членение единого языка на отдельные славянские языки. Происходит складывание современных славянских народов, у которых образуются общественные классы с их противоречиями и начинают возникать первые государственные образования.
Племенные союзы восточных славян и их расселение.
Бужане – название группы племен восточных славян, живших в верховья Западного Буга. С конца X в. входили в состав Древнерусского государства.
Волыняне – одно из восточнославянских объединений, возникших на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов» (городов). Центр – Волынь (в летописи упоминается с 1018). В 907 г. – союзник Киева.
Вятичи – союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения р. Оки. В составе Киевской Руси с сер. X в. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.
Древляне – племенное объединение, занимавшее в VI-X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по теч. рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Граничили с волынянами, бужанами, дреговичами. Главный город – Искоростень. Долго сопротивлялись включению в состав Киевской Руси. Были обложены данью Олегом в 883 г.
Дреговичи – племенное объединение славян. Места обитания - северные области днепровского правобережья. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. В составе Киевской Руси с X в. Стали основой Туровского княжества.
Дулебы - племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 году дружина дулебов участвовала в походе Олега на Царьград. Под именем Бужан и Волынян в X в. вошли в состав Киевской Руси.
Ильменские словене – одно из самых многочисленных славянских объединений, располагавшихся у о. Ильмень, по рр. Волхов, Ловать, Мста, Молоча. Соседи – финно-угорские племена Чудь и Меря. В нач. IX в. вместе с Кривичами и Чудью создали объединение Славию, ставшую ядром Новгородской земли.
Кривичи - союз восточнославянских племен в VI – X вв. Располагался на водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги. Главные города – Смоленск, Полоцк и Изборск. С IX в. в составе Киевской Руси. В XI – XII вв. территория кривичей – в Смоленском и Полоцком княжествах, северо-западная часть – в новгородских владениях.
Поляне – восточнославянский племенной союз VI-IX вв. по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Составили ядро древнерусского государства.
Радимичи – племенное объединение, располагавшееся в восточной части верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и Вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань Хазарам. В 885 году были присоединены Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом - воеводой князя Владимира.
Северяне – союз племен в VII – IX вв., располагающийся по рр. Десне, Сейму, Суле. Платили дань хазарам. Примерно с 865 входили в состав Руси.
Тиверцы – племенное объединение, обитавшее по Днестру до черного моря и устью Дуная. В 907 и 944 принимали участие в походе на Царьград. С сер X в. в составе Киевской Руси. Под ударами печенегов и половцев к XII в. отошли на север, где постепенно смешались с другими племенами.
Уличи – одно из племенных объединений восточных славян, живших, согласно ПВЛ, в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах черного моря. Вели упорную борьбу с Киевом за самостоятельность. В течении трех лет их главный город Пересечень осаждался киевским воеводой Свенельдом. Под натиском кочевых племен отошли на Север. С сер. X в. в составе Древнерусского государства.
Хозяйственная деятельность.
Условно хозяйственную деятельность можно разделить на:
1. Земледелие.
2. Собирательство (мед диких пчел (бортничество) и ягоды, воск)
3. Охота на зверей.
4. Скотоводство (коровы, свиньи овцы, козы, лошади).
5. Рыболовство.
6. Ремесло и торговля.
Системы земледелия:
А) подсечно-огневая.
Место – север, районы густых таежных лесов.
Суть – в первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Участка хватало на два – три года, потом земля истощалась.
Основные орудия труда – топор-мотыга, заступ и борона-суковатка.
Б) перелог.
Место – южные районы.
Суть - земли плодородны, следовательно, могли засеиваться два-три года. С истощение переходили («перекладывались») на новую землю.
Основные орудия труда – рало, а в последствии – деревянный плуг с железным лемехом.
Серпами славяне жали хлеба. Размывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
Охота.
Добыча: лисы, зайцы, медведи, птицы и т.д.
Орудия: стрелы, рогатина, копье с железным наконечником, секира (тяжелый топор).
Ремесло и торговля.
Представлены: кузнечным делом, ювелирным, камнерезным, столярным и др.
Кузнечное дело.
Инструменты: гончарный круг, наковальня, молот, клещи, зубило, обжимки и т.п.
Развитие ремесла и торговли привело к появлению городов.
Процессы социальной дифференциации.
Рост ремесла и торговли подорвали устои первобытных отношений и способствовали возникновению и развитию раннефеодальных отношений.
Итак, во главе восточнославянских союзов становятся князья из племенной знати. Их окружала бывшая родовая знать – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сводах.
Существовало у восточных
Постепенно вокруг князя складывается организация профессиональных воинов – дружина. Дружина делилась на младшую, из которой выходили послы и княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживающую его двор и хозяйство.
Быт и верования.
Большую роль в жизни русской деревни приобрела община.
С усовершенствованием орудий труда
на смену родовой пришла соседская,
или территориальная община, в
пределах которой возникает и
укрепляется частная
Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т. п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Единство соседской общины поддерживалось не кровной, а хозяйственной связью.
Верование: язычество.
Охватывало всю сферу духовной, а так же большую часть материальной жизни. Имеет индоевропейские истоки, было сопряжено с античной мифологией. В широком смысле восточнославянское язычество рассматривается как комплекс древних (первобытных и раннесредневековых) воззрений, верований, обрядов, послуживших основой для позднейших религий, духовности, ментальности. В узком смысле его рассматривают как племенные культы.
Чаще всего выделяют три периода русского язычества:
1. Поклонение упырям, загробным злым демонам, а так же доброму началу, каким являлись берегинии;
2. Складывание Культа Рода и рожаниц;
3. Складывание культа Перуна, оформление лика и функций других божеств.
Соседи восточных славян.
Авары, Аланы, Булгары, Готы, Гунны, Касоги, Сарматы, Скифы, Тюркский каганат, Хазары, Языги, Византия.