«Временник» Ивана Тимофеева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:20, реферат

Краткое описание

Временник Ивана Тимофеева является литературным памятником истории Российского государства в одну из самых сложных исторических эпох – «Смутного времени» конца XVI — начала XVII веков. Временник представляет собой летопись и раскрывает стороны жизни российских правителей, участников «Смутного времени», анализ политических сил и философские выводы об указанной эпохе. Россию во времена «Смутного времени» потрясали крупные вооруженные конфликты, оккупация сопредельными государствами – Речь Посполитая, Швеция, внутренними конфликтами – народные бунты, восстание Ивана Болотникова, феодальные войны между боярами. Основные русские города были разорены.

Вложенные файлы: 1 файл

РефератВременник.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Российский государственный  социальный университет

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Временник» Ивана Тимофеев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  Факультета

Юриспруденции и  ювенальной юстиции

Специальность: Юриспруденция (магистр)

Группа: ЮСТ-З-1(магистр)

Эстерман О.М.

 

 

 

Москва 2013

Введение

 

Временник  Ивана Тимофеева  является  литературным памятником истории Российского государства  в одну из самых сложных исторических эпох – «Смутного времени» конца XVI — начала XVII веков.  Временник представляет собой летопись  и раскрывает стороны жизни российских правителей,  участников  «Смутного времени», анализ политических сил и философские выводы об  указанной эпохе.  Россию  во времена «Смутного времени»  потрясали крупные вооруженные конфликты, оккупация сопредельными государствами – Речь Посполитая, Швеция, внутренними конфликтами – народные бунты, восстание Ивана Болотникова, феодальные войны между боярами. Основные русские города были разорены.В России XVI – и начале XVII веках литературными и научными центрами  служили монастыри, обладающие солидными библиотеками, грамотными священниками, дьяками. Именно  православное духовенство оставило  и донесло до нас исторические свидетельства прошлых эпох в виде летописей и других литературных документов. В описываемые времена монастыри также представляли собой   крупные и богатые  хозяйственные предприятия , наделенные землями, кустарным, сельскохозяйственным производством и прочими богатствами, которые привлекали захватчиков. В результате разрушения монастырей, погибли ценные исторические летописи и рукописи. Таким образом, «Временник по седмой тысящи от сотворения света во осмой в первые лета» дьякона И.Тимофеева является уникальным дошедшим до нас  литературным и историческим наследием, позволяющим оценить политическое устройство России в исследуемый период.   Временник был объектом изучения известных русских ученных, таких как В.И. Корецкий, О.А. Державина, И.И. Полосин, Я.Г. Солодкин.

 

 

 

      Личность дьякона И.Тимофеева - автора  Временника

      Историки  на основании древних документов  установили, что Иван Тимофеев  имел фамилию Семенов и имел образование и выдающиеся знания в области истории, философии, христианского богословия.  Известно, что Иван Тимофеев родился в период правления Ивана Грозного (примерно в 1555 году), имел сан дьяка.  Следует отметить, что  в России в 16-17 веках основной грамотной группой населения являлись священники. Из дошедших до нас произведений Ивана Тимофеева известен  только «Временник по седмой тысящи от сотворения света во осмой в первые лета».

     В 1598–1599 гг. занимал 17-е место среди приказных дьяков. Он принимал самое активное участие во всех политических событиях этого времени. Его подпись стоит на избирательной грамоте Бориса Годунова.

   Среди современников  дьякон И. Тимофеев был значимой  фигурой и имел государственную  известность как философ и  литератор. Дьяк Записного приказа Тимофей Кудрявцев, которому в 60-х годах XVII в. царем Алексеем Михайловичем было поручено составить продолжение Степенной книги, пишет: "Гость Матвей Васильев сказывал мне про дьяка Ивана Тимофеева,— был де он книгочтец и временных книг писец, а жаловал де его за то боярин князь Иван Михайлович Воротынский, и потому Ивановых книг или списка с тех книг у стольника у князя Ивана Алексеевича Воротынского чаят. Да купчина Герасим Дьяков про летописные книги того же дьяка Ивана Тимофеева сказывал мне: чаят де те Ивановы летописные книги остались после боярина князя Алексея Михайловича Львова, в дому ево".  

     Иван Тимофеев достиг  высокого карьерного роста и  в 1604—1605 годах состоял дьяком Приказа Большого прихода. Известно, что Иван Тимофеев принимал активное участие в военных событиях «Смутного времени»,  например, в 1605 году составитель Временника участвовал в походе против Лжедмитрия I., а позднее против мятежников Болотникова.

    В 1607 году Иван Тимофеев получил назначение в качестве дьяка в Новгород. В конце 1608 года там произошло восстание, в результате которого был убит воевода Михаил Татищев. По поручению Михаила Скопина-Шуйского Иван Тимофеев участвовал в описи и оценке имущества Татищева. К началу 1610 года Иван Тимофеев отбыл срок своей службы в Новгороде, но не смог сразу выехать в Москву, а в июле 1611 года Новгород был захвачен шведскими войсками. В Новгороде Иван Тимофеев оставался до конца шведской интервенции. В 1618—1620 годах он был дьяком в Астрахани, в 1622—1626 годах — в Ярославле, в 1626—1628 годах — в Нижнем Новгороде.

        Иван  Тимофеев умер  в начале марта 1631 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и  анализ содержания Временника И.Тимофеева

    Временник И.Тимофеева сохранился в виде единственной рукописи  и представляет собой ряд очерков на исторические темы и философские размышления о конфликтах Смутного времени. Временник несет сильную религиозную нагрузку и все происходящие описываемые события освещены через призму христианских догматов. Размышляя над причинами смуты в России, И. Тимофеев  ссылается на грехи людей, населяющих государство.

    Первые четыре главы "Временника" приурочены к именам лиц, царствовавших в России в конце XVI и начале XVII вв. В каждой из них есть ряд дополнительных очерков, связанных с общим содержанием главы.

     В первой  главе И. Тимофеев  описывает  правление Ивана Грозного и  события вокруг личности царя. Здесь упомянута гибель сына  Ивана Грозного – утонувшего царевича Дмитрия.  Иван Тимофеев видит в этом событии апокалипсическое значение  - прекращен род московских самодержцев, потомков Ивана Калиты.

     С первых  строк Иван Грозный положительно  характеризуется  как «превеликий»  и «Всегрозный» правитель. Тимофеев  обуславливает легитимность и превосходство Ивана Грозного прежде всего его благородным происхождением – от Рюрика и даже от Августа Цесаря Римского. (с.150)1 . Как особое положительное качество Ивана Грозного автор Временника отмечает его твердую веру. Также Иван Грозный описывается как непобедимый полководец, сравниваемый Тимофеевым с Александром Македонским. Также часто отмечается эпитет «яростивого царя» по отношению к Ивану Грозному(С.10).

  Тимофеев ярко описывает  смерть Ивана Грозного и политические  последствия этого события.  «Смери же его во странах языческих, яко празднице светлее, много сотворися радость, и весело восплекаша руками» - так описывает Тимофеев радостную реакцию иноземцев на смерть Ивана Грозного. Автор Временника рассматривает Отечество как единственную православную державу в мире, окруженном язычниками и еретиками. Поэтому смерть И.Грозного  воспринимается Тимофеевым как смрть «всего православия».    

    Вторая глава, посвященная царствованию Федора Ивановича, а также выясняет причины появления на престоле Московского государства случайных лиц — Бориса Годунова и первого самозванца; здесь Тимофеев уделяет немало места рассказу о смерти последнего сына Грозного — царевича Димитрия Угличского, в его изображении убитого по повелению Бориса Годунова, и о сопутствовавших ей событиях. Ограниченный своей классовой точкой зрения, дьяк Иван в смерти царевича Димитрия и в прекращении династии видит одну из основных причин тех волнений, которые потом пришлось пережить Русской земле. Центральным действующим лицом второй главы является Борис Годунов, так как Тимофеев стремится показать, что уже в царствование Федора Годунов прокладывал себе путь к престолу.

  В данной главе князь Федор Иванович, сын И. Грозного, изображается царем-праведником (с.24), но не удостаивается таких ярких эпитетов, которыми  награждался отец – «инорог» (Единорог), «Македон» (Александр Македонский). Более того Федор Иванович на страницах Временника предстает антиподом Ивана Грозного – «царствовал тихо и безмятежно».  Период мирного правления Федора описан аллегорией: « Шлемы всяцех мирожительных расковаше ратнии на арала своя и меча на серпы»(с.25).  Отсутствие войн во времена правления Федора Ивановича дьякон Тимофеев связывает исключительно с силой молитв самого князя.

    Глава третья посвящена характеристике Бориса Годунова — монарха и человека; она рассказывает о его вступлении на престол и попытках закрепить этот престол за своим родом.

    Наконец, глава четвертая рассказывает о царствовании первого самозванца, или, как его называет Тимофеев, — "расстриги". Она заканчивается ярким описанием состояния страны в эпоху "смуты" и резким обличением "пороков" господствующего класса, за которые, по мнению Тимофеева, и наказана тяжелыми испытаниями Русская земля.

      Пятая глава посвящена Василию  Шуйскому.   О князе Михаиле Скопине-Шуйском вставлены две самостоятельные статьи — "О хождении со кресты", где автор сетует на то, что во времена "смуты" нарушены были все обряды и обычаи и перестали совершаться с прежним "благолепием" церковные праздники, и "О воровском бежании с Хутыни", где рассказывается об освобождении от врагов монастыря Варлаама Хутынского. Заканчивается глава краткой статьей о патриархе Гермогене.

    Отрывки, посвященные М. В. Скопину-Шуйскому, не дают связного рассказа о нем, а лишь дополняют повествование о событиях царствования В. Шуйского. Только второй целиком посвящен Скопину и является панегириком по его адресу. Образ Скопина здесь как бы противопоставлен образу царя Василия, который из зависти погубил племянника, более достойного, чем он сам, по мнению Тимофеева, занять царский престол.

    Последняя, заключительная, часть "Временника" открывается заглавием: "Летописец вкратце тех же предипомянутых царств и о Великом Новеграде, иже бысть во дни коегождо царства их".

    О Русской земле Тимофеев всегда говорит с особенным чувством, гордится ее величием, горько оплакивает ее разорение. Русский народ в его изложении — избранный народ, — пользующийся особым покровительством высших сил.  

    Легитимность правителя, по мнению Тимофеева, как в прочем и большинство его современников, состояла в багородстве происхождения, а, следовательно, и богоизбранности царских особ. Тимофеев разделял царей Смутного времени на истинных и ложных по критерию родовитости и происхождению.

     Тимофеев сравнивает Россию в образе женщины в главе «О вдовстве Московского государства» и в последствующих двух притчах (с. 155-161). Подобно «вдове нецей, иже по муже остаеме уподбляема и своеземными рабы разорительно обладаема и разтекаема и яко по жребиом разделяема» (с.155). Московское государство разоряется рабами чужестранцами, гибнет без мужа – истинного царя.  И так продолжается до того момента, пока Русская земля не обретает «праведного» царя – «богом воздвиженнаго в наследие царска от рода в роды царя и великого князя Михаила Федоровича и всеа Руси».(С.150)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и значение Временника И. Тимофеева.

   Анализ содержания Временника И. Тимофеева показывает, что в эпоху Смутного времени  Россия осознается в качестве единого самостоятельного государства, борющегося за свою независимость с внутренними и внешними врагами. В рассматриваемый период Отечество трансформируется из удельного княжества Московского в сильное монархическое государство.

     Также И. Тимофеев выделяет характерные черты идеального правителя Русской земли – это законный наследник царского престола, наделенный значимым именем, воин – защитник Русской земли. Храбрость, непобедимость, мудрость – это основные  черты идеального царя.

     И. Тимофеев  в своем произведении отражает становление русского народа как сплоченной нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной  литературы:

 

  1. Временник Ивана Тимофеева /Перевод Державиной О.А. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. СПб.2004.
  2. Полосин. И.И. Иван Тимофеев — русский мыслитель, историк и дьяк XVII века. Уч. зап. Моcк. Гос. пед. инст. им. В. И. Ленина, т. 60, вып. 2, М., 1949
  3. Рыбаков Д. А. «Временник Ивана Тимофеева» — несостоявшийся историографический проект начала XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 2 (28). С. 60-65.
  4. П. Васенко. Дьяк Иван Тимофеев — автор "Временника". ЖМНП., март 1908 г.

1 Временник Ивана Тимофеева /Перевод Державиной О.А. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. СПб.2004. С.10


Информация о работе «Временник» Ивана Тимофеева