ГРАН-ТУРЫ: история развития, сущность, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 15:56, реферат

Краткое описание

Гран-тур (фр. Grand Tour, что значит «большое путешествие») — обозначение, принятое со времён Возрождения для обязательных поездок, которые в XVIII—XIX вв. совершали в образовательных целях сыновья европейских аристократов (а позднее — и отпрыски богатых буржуазных семей).

Содержание

Введение
1. Развитие гостеприимства в Европе
2. Образовательный туризм
3. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века
4. Гран-тур
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 29.79 Кб (Скачать файл)

Введение

История туризма, если понимать под  туризмом прежде всего путешествие, уходит корнями в глубокую древность. Еще в эпоху античности греки и римляне совершали регулярные морские и сухопутные путешествия, не только участвуя в войнах, торгуя, но и в познавательных, даже развлекательных целях.

Развитие цивилизации теснейшим  образом связано с развитием  и укреплением контактов между  отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные – с  самого начала развития человеческого  общества – путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление  характера соседей -  их дружеского или враждебного настроя - обмен  опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров и т.п. В этом плане  путешествия повторили судьбу предметов  быта, которые постепенно приобрели  помимо утилитарной еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия с течением времени получили новый статус – также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активнейше использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны.

 

Итак, помимо людей, для которых  путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи  и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые  впечатления. Появилось такое понятие  как туризм.

Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователе относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки по железной дороге с чаем, булочками и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации предоставления массового отдыха как единого комплекса услуг.  Тем не менее, предшествующий этому событию период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха,  и не может быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.

 

 

1.   

Развитие гостеприимства в Европе.

Начало развития системы гостеприимства в средневековой Европе связано  с возникшими при монастырях и  рыцарских орденах странноприимными домами. Именно здесь бедные странники, пилигримы могли получить бесплатный кусок хлеба и ночевку.

Торговля с Востоком, развитие ремесел  приводили к росту средневековых  европейских городов. Еще в IX в. начинают реанимироваться римские города, разрушенные в свое время варварскими  нашествиями. Неаполь и Генуя, Флоренция  и Милан - эти и другие города, расположенные на итальянском полуострове, города в бассейнах реки Рейна  и Дуная, города Франции и Англии притягивают большие массы населения, меняя миграционные потоки на территории Европы. Развитие городов связано  с развитием ремесленного производства, строительством и торговлей.

Жизнь средневековых городов регламентировалась городской властью, которая ревностно  следила за охраной городских  привилегий. Для нас определенный интерес представляет отношение  к проживавшим в городах иностранцам, у которых также были свои привилегии и обязанности. Отношение к иностранцам  представляет одну из характерных черт городской жизни. Как отмечают исследователи, в Лондоне первой пол. XV в. иностранцы были весьма ограничены в своих правах: «Они, в частности, были обязаны селиться в специальных гостиницах, содержателям которых, осуществлявшим за ними надзор, запрещалось занимать государственные  фискальные должности (судя по количеству петиций, этот запрет, как и многие прочие запреты, не раз нарушался). Ограничивались передвижения иностранных купцов по стране, сроки и порядок их торговли — в основном, с целью не допустить  утечки из страны драгоценных металлов».

Вместе с тем появление большого числа купцов, паломников, да и просто путешествующих по дорогам средневековой  Европы способствовало развитию традиций гостеприимства.

 

Паломники пользовались особым покровительством церкви и власти. Задолго до крестовых походов в VIII в. Карл Великий учредил дома для отдыха пилигримов. Городские гильдии также были всегда открыты для религиозных паломников. Особое гостеприимство паломникам на их пути к святым местам оказывали рыцарские и монашеские ордена, которые создавали специальные странноприимные дома. «Один из таких домов, аббатство в Ронсе-вальском ущелье, обещал странникам радушный прием у ворот, бесплатный хлеб, услуги цирюльника и сапожника, фрукты и орехи из закромов аббатства, два хосписа для безнадежно больных и даже освященное место погребения.

Монастырская пища была простой, но часто более высокого качества, чем  где-либо на пути. Овощи и скот монахи обычно сами выращивали и разводили  на своих угодьях. На кухне было больше чистоты и порядка, чем в частных  домах. Кроме того, монахи вели жесткую  систему учета продуктов, что  сказывалось на стоимости пищи. В  результате пилигримам и бродягам жилось в монастыре лучше, чем иным дворянам у себя дома», — так описывает  традиции средневекового гостеприимства Дж Уокер. Начавшиеся позднее процессы секуляризации фактически привели к разрушению созданной в Европе системы гостеприимства на базе монастырей. Когда в 1539 г. Генрих VIII попытался запретить монастыри, он, не намереваясь этого делать, фактически затормозил рост гостиничного дела, что усилило потребности в развитии системы размещения в городах.

Содержание гостиниц в возрождающихся городах юга Европы становится солидным процветающим бизнесом, и создаваемые  «союзы хозяев гостиниц» начинают процветать, создавая правила для себя и своих  гостей. По всей Европе стали развиваться  постоялые дворы и таверны, которые  принимали путешественников, предоставляя им крайне скромные условия для проживания. В таком постоялом дворе путники  зачастую могли на ночь устроиться на матрацах, разложенных на полу, питаться им приходилось принесенной с  собой пищей или покупать ее у  хозяина. Чаще всего это были хлеб и мясо, рыба или цыпленок. Основными  напитками были вино и вода. Постоялые дворы не отличались чистотой, так как в те времена мало что знали о гигиене. Зато они с лихвой оправдывали славу притонов безудержным порой пьянством и грабежами.

По мере того как постоялые дворы  были заинтересованы в привлечении  постояльцев, условия обслуживания там улучшались. Джеффри Чосер в своих «Кентерберийских рассказах» повествует о традиции, сложившейся в XIV веке в знаменитой лондонской таверне «Табард». Паломники, идущие на поклонение в Кентербери, к святым мощам Томаса Бекета, награждались хозяином таверны Гарри Бейли бесплатным обедом за лучший рассказ.

В раннем средневековье сохранялись, идущие еще со времен римской Империи, традиции лечебных путешествий. Целебное действие вод связывали с заступничеством  святых. Известными курортами того времени были Пломбьер-ле-Бен (Франция) и Ахен (земля Северная Рейн-Вестфалия) — любимое место отдыха императора Карла Великого. С XIII века возрождается популярность известных с древности минеральных источников Абано-Терме (Италия), Спа (современная Бельгия) и Котре во Франции, которые постепенно переходили в собственность монастырей. С середины XIV в. процветают старые и появляется новые курорты — Карлсбад (ныне Карло-вы-Вары), ставший популярным благодаря поддержке государей и вельмож, а также курорт Баден-Баден (земля Ба-ден-Вюртемберг).

 

 

3.   

Образовательный туризм.

 

Средневековье внесло большой вклад  в развитие культуры. Оно наследовало  традиции древней учености, в том  числе и образования. Еще в  глубокой древности существовали обычаи путешествия в дальние страны в поисках знаний. У истоков  «образовательного туризма» стояли древнегреческие мужи, отправлявшиеся в Египет за знаниями. Но и сама Древняя  Греция притягивала к себе многих людей, желающих получить образование. Особой полулярностью пользовался самый первый лицей, или как тогда говорили «ликей», появившийся в Афинах. Знаменитый философ Аристотель основал его рядом со знаменитой Гимнасией, школой физического совершенства, и с храмом Аполлона Ликейского. Это была поистине школа духа и мысли.

Идеи Аристотеля, переосмысленные  Фомой Аквинским, оказали заметное влияние на средневековую культуру. Так появился новый способ познания мира — схоластика, которая была изначально связана с деятельностью  Фомы Аквинского и других крупных  богословов. В период средневековья  начинается распространение письменности. В странах Западной Европы на основе латинской графики славянские народы в свою очередь получили письменность в IX—X вв., благодаря братьям-просветителям  Кириллу и Мефодию в виде глаголицы, что означает «говорящая», а позднее на базе греческого алфавита - кириллицу.

География распространения культуры охватывала в Западной Европе такие  центры, как итальянские города Флоренцию, Венецию, Милан, Рим, Неаполь, а также  города Англии и Испании. Среди французских  городов можно назвать Париж  и Антверпен. На территории Руси очагом культуры в то время был Киев. Здесь появились первые школы, здесь  правили Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, который напишет свои «Поучения», именно здесь монах Киево-Печерской  Лавры Нестор составит первую редакцию «Повести временных лет». Вторым важный центром был Новгород.

Развитие средневековой культуры во многом было связано с появлением первых европейских университетов. «Университетас» по латыни означает «объединение». Старейший европейский университет был основан в Болонье (Италия) в XI в. Начиная с XII в., создаются университеты в Париже и в Оксфорде. Парижский университет, возникший на базе богословской школы, основанной еще духовником короля Людовика IX — Робертом де Сорбоном, получил впоследствии его имя.

В следующем веке список университетов  Европы пополняют университеты в  Кембридже, Падуе, Неаполе, Саламанке, Севилье, Лиссабоне, Тулузе. В XIV в. в Кёльне, Гейдельберге, Риме, Вене, Праге, Кракове и еще во многих других городах появляются университеты, к концу века их уже насчитывается более сорока. Богословие, философия, юриспруденция, медицина и позднее естественные науки составляли основу университетского образования. Появление университетов вызывает возрождение и развитие образовательных путешествий. Если в древнем мире за получением новых знаний древние греки устремлялись в Египет, а римляне позднее не только создавали собственные центры, но и выезжали в учебные заведения, существовавшие на территории Древней Греции, то в Средневековой Европе с появлением университетов усиливается тенденции к путешествиям с образовательными целями.

Университеты отстаивали свои права  и добивались привилегий от города, в котором они располагались.. Во всех странах Европы преподавание велось на латыни, что упрощало общение среди студентов и преподавателей. Этих странствующих студентов называли вагантами, т.е. «бродягами».

 

5.   

Особенности туристических  путешествий в XVIII-XIX века.

 

Термины «турист» и «туризм» впервые  были использованы Лигой Наций в 1937 году. Турист был определен как  человек, путешествующий за границу  на срок более чем 24 часа.

В семнадцатом веке, в Англии стало  модным, проводить Grand Tour. Сыновья дворянства и знати отправлялись в длительный тур по Европе с целью обучения и образования. Восемнадцатый век стал золотым веком Grand Tour. Современным эквивалентом Grand Tour является феномен туриста. 

ИТАК

Гран-тур (фр. Grand Tour, что значит «большое путешествие») — обозначение, принятое со времён Возрождения для обязательных поездок, которые в XVIII—XIX вв. совершали в образовательных целях сыновья европейских аристократов (а позднее — и отпрыски богатых буржуазных семей).

 

Маршрут этих путешествий, особенно популярных в Англии XVIII века и длившихся  иногда по нескольку лет, обычно пролегал через Францию, Центральную Европу, Италию; изредка захватывал также  Испанию и Святые места. Мужи зрелого  возраста и дамы выезжали в гран-тур  в исключительных случаях. Русские путешественники вместо южной Европы, если они не были большими ценителями муз, чаще всего ехали через Германию и Швейцарию в Париж и Лондон.

Гран-тур позволял закончить образование, посетить Средиземноморье, истоки цивилизации, что являлось необходимым для признания человека вполне образованным.

 

Маршрут путешествия выбирался  заранее. Начинался он в небольшом  французском городе, юноши совершенствовали свой французский язык. Оттуда совершали  поездки в другие места Франции, а также в Германию и Швейцарию. Для повышения своего культурного  уровня юноши отправлялись в Италию. Пребывание там считалось квинтэссенцией гран-тура. После пребывания в Италии гран-тур считался завершенным. Подробно об этом своеобразном периоде истории  путешествий написали английские авторы А. Буркарт и С. Медлик в своей книге "Туризм: прошлое, настоящее и будущее", изданной в Лондоне в 1976 году.

Гран-тур должен был стать завершающим  этапом в образовании и воспитании молодых людей из аристократических  семей. Они выбирали для таких  поездок посещение особо значимые в культурном отношении европейские  столицы и города, где можно  было посещать и изучать шедевры  архитектуры времён античности, средневековья  и Возрождения. Посещались также  особо живописные местности (например — горы и долины Швейцарии, приморские ландшафты Южной Италии и др.). Обязательным было также посещение  и представление при иноземных  правящих дворах. Это совершалось  в целях изучения других культур  и обычаев, накопления жизненного опыта  и приобретения полезных связей в  высшем свете. Немалую роль также  играли возможность совершенствования  знаний иностранных языков, дипломатии и утончённости светских манер, а  также вопросы упрочения социального  статуса и престижа. Для молодых  дворян также предоставлялась возможность  брать уроки фехтования у известных  мастеров этого военного искусства  из Франции и Италии. Также —  не называвшаяся, но существенная причина  таких поездок была в возможности  приобретения молодыми людьми определённого  сексуального опыта вдали от родины, где все про всех и всё знают.

 

 

Необходимо отметить, что гран-тур, конечно, был недоступен основной части  английского населения. Поездка  на континент, да еще на длительное время, была дорогим удовольствием. Социальная база путешествий расширяется  со второй половины XVII века. А "золотое" время гран-тура приходится на XVIII век, особенно на последние 30 лет. Состоятельные слои творческой интеллигенции хлынули на континент. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо доказывали необходимость и важность дальних поездок для правильного воспитания человека. Деятели просвещения сами часто и много путешествовали.

 

Именно в ХVII-ХVIII веках в Англии возникает термин "туризм". Он является производным от слова "тур". Такое заключение делают исследователи данной проблемы, ссылаясь на зарубежные источники. Естественно, путешествия англичан вплоть до XIX века, равно как и идентичные поездки древних греков и римлян, трудно отнести к туризму в современном его значении. Они никак не оказывали воздействия на экономику государств и мало касались основных слоев общества. Здесь очень осторожно можно говорить о прообразе туристской деятельности. Современный туризм со своей структурой, материально-технической базой, методами работы и органами управления начал складываться в XIX веке. Особую роль в развитии туризма сыграли коренные изменения на транспорте. Развитие капиталистических общественных отношений, связанный с этим рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками появления современных форм туризма.

Информация о работе ГРАН-ТУРЫ: история развития, сущность, особенности