Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 15:56, реферат
Гран-тур (фр. Grand Tour, что значит «большое путешествие») — обозначение, принятое со времён Возрождения для обязательных поездок, которые в XVIII—XIX вв. совершали в образовательных целях сыновья европейских аристократов (а позднее — и отпрыски богатых буржуазных семей).
Введение
1. Развитие гостеприимства в Европе
2. Образовательный туризм
3. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века
4. Гран-тур
Список использованной литературы
Введение
История туризма, если понимать под туризмом прежде всего путешествие, уходит корнями в глубокую древность. Еще в эпоху античности греки и римляне совершали регулярные морские и сухопутные путешествия, не только участвуя в войнах, торгуя, но и в познавательных, даже развлекательных целях.
Развитие цивилизации
Итак, помимо людей, для которых путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые впечатления. Появилось такое понятие как туризм.
Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователе относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки по железной дороге с чаем, булочками и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации предоставления массового отдыха как единого комплекса услуг. Тем не менее, предшествующий этому событию период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха, и не может быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.
1.
Развитие гостеприимства в Европе.
Начало развития системы гостеприимства
в средневековой Европе связано
с возникшими при монастырях и
рыцарских орденах
Торговля с Востоком, развитие ремесел
приводили к росту
Жизнь средневековых городов
Вместе с тем появление
Паломники пользовались особым покровительством церкви и власти. Задолго до крестовых походов в VIII в. Карл Великий учредил дома для отдыха пилигримов. Городские гильдии также были всегда открыты для религиозных паломников. Особое гостеприимство паломникам на их пути к святым местам оказывали рыцарские и монашеские ордена, которые создавали специальные странноприимные дома. «Один из таких домов, аббатство в Ронсе-вальском ущелье, обещал странникам радушный прием у ворот, бесплатный хлеб, услуги цирюльника и сапожника, фрукты и орехи из закромов аббатства, два хосписа для безнадежно больных и даже освященное место погребения.
Монастырская пища была простой, но часто более высокого качества, чем где-либо на пути. Овощи и скот монахи обычно сами выращивали и разводили на своих угодьях. На кухне было больше чистоты и порядка, чем в частных домах. Кроме того, монахи вели жесткую систему учета продуктов, что сказывалось на стоимости пищи. В результате пилигримам и бродягам жилось в монастыре лучше, чем иным дворянам у себя дома», — так описывает традиции средневекового гостеприимства Дж Уокер. Начавшиеся позднее процессы секуляризации фактически привели к разрушению созданной в Европе системы гостеприимства на базе монастырей. Когда в 1539 г. Генрих VIII попытался запретить монастыри, он, не намереваясь этого делать, фактически затормозил рост гостиничного дела, что усилило потребности в развитии системы размещения в городах.
Содержание гостиниц в возрождающихся
городах юга Европы становится солидным
процветающим бизнесом, и создаваемые
«союзы хозяев гостиниц» начинают процветать,
создавая правила для себя и своих
гостей. По всей Европе стали развиваться
постоялые дворы и таверны, которые
принимали путешественников, предоставляя
им крайне скромные условия для проживания.
В таком постоялом дворе
По мере того как постоялые дворы были заинтересованы в привлечении постояльцев, условия обслуживания там улучшались. Джеффри Чосер в своих «Кентерберийских рассказах» повествует о традиции, сложившейся в XIV веке в знаменитой лондонской таверне «Табард». Паломники, идущие на поклонение в Кентербери, к святым мощам Томаса Бекета, награждались хозяином таверны Гарри Бейли бесплатным обедом за лучший рассказ.
В раннем средневековье сохранялись,
идущие еще со времен римской Империи,
традиции лечебных путешествий. Целебное
действие вод связывали с
3.
Образовательный туризм.
Средневековье внесло большой вклад в развитие культуры. Оно наследовало традиции древней учености, в том числе и образования. Еще в глубокой древности существовали обычаи путешествия в дальние страны в поисках знаний. У истоков «образовательного туризма» стояли древнегреческие мужи, отправлявшиеся в Египет за знаниями. Но и сама Древняя Греция притягивала к себе многих людей, желающих получить образование. Особой полулярностью пользовался самый первый лицей, или как тогда говорили «ликей», появившийся в Афинах. Знаменитый философ Аристотель основал его рядом со знаменитой Гимнасией, школой физического совершенства, и с храмом Аполлона Ликейского. Это была поистине школа духа и мысли.
Идеи Аристотеля, переосмысленные
Фомой Аквинским, оказали заметное
влияние на средневековую культуру.
Так появился новый способ познания
мира — схоластика, которая была
изначально связана с деятельностью
Фомы Аквинского и других крупных
богословов. В период средневековья
начинается распространение письменности.
В странах Западной Европы на основе
латинской графики славянские народы
в свою очередь получили письменность
в IX—X вв., благодаря братьям-
География распространения культуры охватывала в Западной Европе такие центры, как итальянские города Флоренцию, Венецию, Милан, Рим, Неаполь, а также города Англии и Испании. Среди французских городов можно назвать Париж и Антверпен. На территории Руси очагом культуры в то время был Киев. Здесь появились первые школы, здесь правили Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, который напишет свои «Поучения», именно здесь монах Киево-Печерской Лавры Нестор составит первую редакцию «Повести временных лет». Вторым важный центром был Новгород.
Развитие средневековой
В следующем веке список университетов Европы пополняют университеты в Кембридже, Падуе, Неаполе, Саламанке, Севилье, Лиссабоне, Тулузе. В XIV в. в Кёльне, Гейдельберге, Риме, Вене, Праге, Кракове и еще во многих других городах появляются университеты, к концу века их уже насчитывается более сорока. Богословие, философия, юриспруденция, медицина и позднее естественные науки составляли основу университетского образования. Появление университетов вызывает возрождение и развитие образовательных путешествий. Если в древнем мире за получением новых знаний древние греки устремлялись в Египет, а римляне позднее не только создавали собственные центры, но и выезжали в учебные заведения, существовавшие на территории Древней Греции, то в Средневековой Европе с появлением университетов усиливается тенденции к путешествиям с образовательными целями.
Университеты отстаивали свои права и добивались привилегий от города, в котором они располагались.. Во всех странах Европы преподавание велось на латыни, что упрощало общение среди студентов и преподавателей. Этих странствующих студентов называли вагантами, т.е. «бродягами».
5.
Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века.
Термины «турист» и «туризм» впервые были использованы Лигой Наций в 1937 году. Турист был определен как человек, путешествующий за границу на срок более чем 24 часа.
В семнадцатом веке, в Англии стало модным, проводить Grand Tour. Сыновья дворянства и знати отправлялись в длительный тур по Европе с целью обучения и образования. Восемнадцатый век стал золотым веком Grand Tour. Современным эквивалентом Grand Tour является феномен туриста.
ИТАК
Гран-тур (фр. Grand Tour, что значит «большое путешествие») — обозначение, принятое со времён Возрождения для обязательных поездок, которые в XVIII—XIX вв. совершали в образовательных целях сыновья европейских аристократов (а позднее — и отпрыски богатых буржуазных семей).
Маршрут этих путешествий, особенно популярных в Англии XVIII века и длившихся иногда по нескольку лет, обычно пролегал через Францию, Центральную Европу, Италию; изредка захватывал также Испанию и Святые места. Мужи зрелого возраста и дамы выезжали в гран-тур в исключительных случаях. Русские путешественники вместо южной Европы, если они не были большими ценителями муз, чаще всего ехали через Германию и Швейцарию в Париж и Лондон.
Гран-тур позволял закончить образование, посетить Средиземноморье, истоки цивилизации, что являлось необходимым для признания человека вполне образованным.
Маршрут путешествия выбирался заранее. Начинался он в небольшом французском городе, юноши совершенствовали свой французский язык. Оттуда совершали поездки в другие места Франции, а также в Германию и Швейцарию. Для повышения своего культурного уровня юноши отправлялись в Италию. Пребывание там считалось квинтэссенцией гран-тура. После пребывания в Италии гран-тур считался завершенным. Подробно об этом своеобразном периоде истории путешествий написали английские авторы А. Буркарт и С. Медлик в своей книге "Туризм: прошлое, настоящее и будущее", изданной в Лондоне в 1976 году.
Гран-тур должен был стать завершающим
этапом в образовании и воспитании
молодых людей из аристократических
семей. Они выбирали для таких
поездок посещение особо
Необходимо отметить, что гран-тур, конечно, был недоступен основной части английского населения. Поездка на континент, да еще на длительное время, была дорогим удовольствием. Социальная база путешествий расширяется со второй половины XVII века. А "золотое" время гран-тура приходится на XVIII век, особенно на последние 30 лет. Состоятельные слои творческой интеллигенции хлынули на континент. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо доказывали необходимость и важность дальних поездок для правильного воспитания человека. Деятели просвещения сами часто и много путешествовали.
Именно в ХVII-ХVIII веках в Англии возникает термин "туризм". Он является производным от слова "тур". Такое заключение делают исследователи данной проблемы, ссылаясь на зарубежные источники. Естественно, путешествия англичан вплоть до XIX века, равно как и идентичные поездки древних греков и римлян, трудно отнести к туризму в современном его значении. Они никак не оказывали воздействия на экономику государств и мало касались основных слоев общества. Здесь очень осторожно можно говорить о прообразе туристской деятельности. Современный туризм со своей структурой, материально-технической базой, методами работы и органами управления начал складываться в XIX веке. Особую роль в развитии туризма сыграли коренные изменения на транспорте. Развитие капиталистических общественных отношений, связанный с этим рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками появления современных форм туризма.
Информация о работе ГРАН-ТУРЫ: история развития, сущность, особенности