ВВЕДЕНИЕ
В современном
городе активно развиваются контакты
различных народов. Также и
в прошлом, в эпоху феодализма,
город был центром этнокультурных
процессов, активным участником
формирования народной культуры
во всем ее многообразии. Не
было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь
значительной области народной
культуры, в которую не внесли
бы вклада горожане. Но если
роль города и городского населения
в развитии духовной культуры
народа издавна признавалась
исследователями, то материальная
культура горожан до недавнего
времени не была еще настолько
изучена этнографами, чтобы можно
было сделать в этой области
подобные обобщения. Вместе с
тем материальная культура города
составляет неотъемлемую часть
народной культуры.
Для раскрытия
темы используется конкретно-исторический
подход, в который входят методы
сравнения, аналогии и исторический
опыт. Аналогия - это подобие, сходство
предметов в каких-либо свойствах,
признаках, отношениях, причем таких
предметов, которые в целом
различны. Точного ответа аналогия
не дает. Поэтому также необходимо
конкретное исследование данного
процесса (образование городов, их
развитие) в определенных, специфических
условиях, учитывая многообразие
исторического процесса, многовариантность
развития, многолинейность истории. Конкретно-исторический
подход позволяет понять отдельное событие,
выявляя как его неповторимую индивидуальность,
так и нечто общее для подобных событий,
а также их закономерности.
ГЛАВА 1. Генезис
города в средние века
1.1. Место
города в феодальном обществе,
его
сущность
Феодальный
город - это специфическое поселение
с относительно высокой плотностью
населения, поселение укрепленное,
обладающее особыми правами, правовыми
привилегиями концентрирующее не
аграрные производственные, а социальные
функции, связанные с мелкотоварным
производством и рынком.
Средневековый
город - это более высокая ступень
развития по сравнению с предыдущими
стадиями.
Общие черты
для всех городов всех времен:
1. Многофункциональность
(торгово-ремесленный центр, культурный
центр, духовно-религиозный центр,
крепость).
2. Отсутствие сельскохозяйственного
производства.
3. Сосредоточение двух
видов деятельности (ремесло и
торговля).
4. Наличие административного
аппарата управления.
Специфические
черты феодального города:
1. Корпоративная организация
производства.
2. Корпоративная социальная
структура (права, обязанности,
привилегии).
3. Регламентация производства.
4. Мелкое производство.
5. Определенная система
привилегий (права жителей или
свобода), право иметь в городе
войско, органы самоуправления.
6. Тесная связь с землей,
землевладением, сеньорией (особенно
на первом этапе – город
возникает на земле феодала):
– определенные
повинности, налоги;
– часть населения
составляют феодалы, имеющие земельную
собственность;
– верхушка
города приобретает земли в
округе;
– город приобретает
землю (коллектив феодалов, сеньор).
1.2. Предпосылки
и факторы образования
средневекового города
Основными
предпосылками и факторами образования
средневекового города являются:
1. Прогресс в сельском
хозяйстве:
– продуктивность;
– специализация;
– высвобождение
части населения от сельскохозяйственной
деятельности (внутренняя колонизация
XI-XII вв.).
2. Демографическое формирование
города: сырьевая база, рост потребности
у с/х населения в товарах
ремесленников.
Формирование феодальной
вотчины обеспечивает:
– интенсификацию
труда;
– организацию
труда;
– специализацию
труда;
– развитие
ремесленного производства –
отток населения.
3. Формирование социальной
и политической структуры феодального
общества:
– развитие государства (аппарат
управления);
– складывание класса феодалов.
Условия, обеспечивающие
появление городов:
1. Общественное разделение
труда.
2. Развитие товарообращения.
3. Стимулирующий фактор
– наличие городских центров,
которые дошли из предыдущего
времени: античный или варварский
город.
4. Уровень развития ремесла
и торговли (появление профессиональных
ремесленников, работающих на
рынок; развитие ближней и дальней
торговли, создание корпораций купцов
(гильдий)).
ГЛАВА 2. Города Руси
2.1 Образование
городов
Следствием
успехов восточной торговли славян,
завязавшейся в VII в., было возникновение
древнейших торговых городов
на Руси. «Повесть временных лет»
о начале Русской земли не
помнит, когда возникли эти города:
Киев, Любеч, Чернигов, Новгород, Ростов.
В ту минуту, с которой она начинает свой
рассказ о Руси, большинство этих городов,
если не все они, по-видимому, были уже
значительными поселениями. Довольно
беглого взгляда на географическое размещение
этих городов, чтобы видеть, что они были
созданы успехами внешней торговли Руси.
Большинство из них вытянулось длинной
цепью по главному речному пути «из Варяг
в Греки» (Волхов-Днепр). Только некоторые
города: Переяславль на Трубеже, Чернигов
на Десне, Ростов в области верхней Волги,
выдвинулись к востоку с этого операционного
базиса русской торговли, указывая фланговое
ее направление к Азовскому и Каспийскому
морям.
Возникновение
больших торговых городов было
завершением сложного экономического
процесса, завязавшегося среди славян
на новых местах жительства. Восточные
славяне расселялись по Днепру
одинокими укрепленными дворами.
С развитием торговли этих
однодворок возникли сборные
торговые пункты, места промышленного
обмена, куда звероловы и бортники
сходились для торговли. Такие
сборные пункты назывались погостами.
Из этих крупных рынков и
выросли наши древнейшие города
по греко-варяжскому торговому
пути. Города служили торговыми
центрами и главными складочными
пунктами для образовавшихся
вокруг промышленных округов.
В Повести
временных лет обозначается первая
местная политическая форма, образовавшаяся
на Руси около половины IX в.: это
городовая область, т. е. торговый округ,
управляемый укрепленным городом, который
вместе с тем служил и промышленным средоточием
для этого округа. Образование этой первой
политической формы на Руси сопровождалось
в иных местах появлением другой, вторичной
и тоже местной формы, варяжского княжества.
Из соединения варяжских княжеств и сохранивших
самостоятельность городовых областей
вышла третья форма, завязавшаяся на Руси
- великое княжество Киевское. Киев служил
главным образом оборонительным форпостом
страны против степи и центральной факторией
русской торговли.
Средневековые
поселения можно подразделять
по роду занятий жителей на
поселения сельского типа, связанные
главным образом с сельским
хозяйством, и поселения городского типа,
преимущественно ремесленно-торговые.
Но названия типов поселения не соответствовали
современным: городами назывались селения
с оборонительными укреплениями, а неукрепленные
селения имели иные названия. Преобладали
поселения сельского типа – крестьянские
селения вместе с сельскими усадьбами
феодалов. Земля крестьянской общины простиралась
на многие десятки верст. Административным,
торговым и религиозным и религиозным
центром общины был погост - селение, в
котором у торговой площади группировались
усадьбы представителей общинной администрации,
церковь с дворами духовенства и кладбище,
но было мало усадеб рядовых крестьян,
которые в основном жили в деревнях.
В центре,
на севере европейской России
шел другой процесс: с XV –
XVI в.в. возникали мелкие ремесленно-торговые
поселения без укреплений (на новгородских
землях - «рядки»). В XVIIв. процесс продолжался,
поселения такого рода были названы непашенными
слободами, по мере роста переименовывались
в посады, но городами не назывались.
Несколько
иначе преобразовывались в поселения
городского типа некоторые торговые
села у больших дорог и крупных
рек: тут городской характер
поселения создавался не столько
бедняками-ремесленниками, сколько
крестьянами, разбогатевшими на
торговле, содержании постоялых
дворов, а в приречных селах
– на судостроении и судовладении.
Так, город Данилов между Вологдой и Ярославлем
в 1675 году проезжий иностранец описал
как «красивое селение Даниловское, по
величине и красоте похоже на город, с
рынками и тюрьмами…». С распространением
Московского государства строились новые
городки в пустынных отдаленных местах.
Иностранные известия показывают, в каком
незавидном положении находился город
в старых областях государства. Когда-то
скандинавские сказания называли полосу
земли по водному пути «из варяг в греки»
«страною городов»; и в XVI веке эта речная
полоса не теряла права на такое название;
к ней присоединились еще другие речные
полосы со многими городами, и иностранцы
XVI века не могли не заметить, что наибольшее
количество городов, и наиболее значительных,
лежит по большим рекам – Днепру, Оке,
Волге. Но назвать всю область Московского
государства страною городов в XVI веке
было бы неточно, как по отношению количества
городов к пространству страны, так и по
характеру самих городов, из которых многие
только носили громкое имя города, но имели
вид и значение большого села. XV и XVI века
были временем политического упадка старых
русских городов вследствие новых исторических
условий, среди которых они тогда очутились.
Старинные веча этих городов давно замолкли;
дольше всех слышался их голос в Новгороде
и Пскове; наконец пали и эти последние
остатки вечевого быта. В то же время (XV
– XVI в.в.) в них происходит усвоение чужих
форм устройства, различных по историческим
судьбам, разделивших их на две стороны:
одни пристали к Литве и потом соединились
с Польшей, а другие отошли к Московскому
государству. Западные и юго-западные
города через Польшу принимают во второй
половине XVI в. Магдебургское право. Новгород
и Псков принимают устройство низовых
городов Московского государства. Но одновременно
с тем, как падают старые вечевые города,
в северо-восточной Руси поднимаются новые,
великокняжеские. Во главе последних явилась
Москва, которая как по географическому
положению, так и по значению стала центром
государственного развития.
В конце
века началось типичное для
следующего столетия преобразование
в оброчных вотчинах крупных
феодалов, больших промышленных
сел-городов, таких, как Иваново,
Павлово. Города, официально носившие
это название, в российском государстве
XVII века были в большей степени
единообразны, чем сельские поселения.
Более заметны различия между
старыми городами до XVI века и
новыми, построенными в XVI – XVII
веке. В сети старых русских
городов главными узлами были
теперь уже не знаменитые столицы
княжеств прежних времен, а города
с многочисленными и богатыми
группами ремесленно-торгового населения.
Наиболее значительными стали
на Волжском торговом пути
Ярославль, Кострома, Нижний Новгород,
Казань, на Сухонско-Северодвинском
– Вологда, Великий Устюг, Холмогоры, Архангельск.
2.2. Население
Основную
часть населения старых городов
составляли занятые ремеслом
и мелкой торговлей «посадские
люди», разного рода военные.
В больших городах, особенно
в Москве, заметными группами
были купцы разных категорий,
духовенство и прочие. В городах
имели усадьбы светские и церковные
феодалы, нередко здесь располагались
и центральные усадьбы монастырей.
Количественные
соотношения между основными
группами городского населения
были различны в разных городах.
Например, в Москве было относительно
больше, чем в других городах,
представителей феодальных сословий
и различных государственных
служащих. Иностранцы, проживавшие
в Москве, преимущественно были
западноевропейского происхождения.
Вообще, иностранцы
замечали, что количество населения
в городах гораздо меньше, нежели
сколько можно было предполагать,
судя по количеству зданий. Это
происходило от того, какое значение
имел город в Московском государстве:
он был, прежде всего, огороженным
местом, в котором окрестное население
искало убежище во время неприятельского
нашествия. Чтобы удовлетворять эту потребность,
так часто возникавшую благодаря обстоятельствам,
среди которых слагалось государство,
города должны были иметь большие размеры,
нежели какие нужны были для вмещения
их постоянного населения.
2.3. Внешний
вид городов
Все русские
города с первого взгляда были
похожи друг на друга. В середине
сам город, т. е. крепость, обычно
деревянная, очень редко каменная.
В городе обычно находились: соборная
церковь, съезжая или приказная
изба, где сидит воевода; губная
изба для уголовных дел; казенный
погреб или амбар, где хранилась
пороховая или пушечная казна;
тюрьма; святительский двор; воеводский
двор; осадные дворы соседних
помещиков и вотчинников, в
которые они переезжают во
время неприятельского нашествия.
За стеной - посад, большая площадь,
где в торговые дни ставились
лавки с хлебом и со всяким
товаром. На площади находится
земская изба – средоточие
мирского управления, гостиный двор,
таможня, купеческий двор, конская
изба; далее идут дворы тяглых
людей: «на дворе изба, да баня
с предбанником, да клеть с
подклетом, да подгребница», все
это нехитрое строение стоит иногда 3 рубля.
Зимою в избе тепло, но летом, в иных городах,
бывало очень холодно. Среди дворов с нехитрым
строением, избами, клетями виднеются
церкви, вообще тоже не хитрого строения,
иные каменные, но больше деревянные. При
церквах же находились богадельни, или
дома нищей братии. Около каждой церкви
было кладбище, в конце города располагался
убогий дом, где хоронили тела казненных,
преступников.